Звездопад над Балтикой

БСО выступил в кафедральном соборе Калининграда

В янтарном краю, как иногда поэтично именуется Калининград и его окрестности, стартовал Третий фестиваль искусств «Балтийские сезоны». В этом году он приурочен к 60-летию Калининградской области, о чем говорил на торжественном открытии министр культуры области М.А.Смышляев. Уже стало доброй традицией первым из всех искусств представлять музыку: два вечера в знаменитом кафедральном соборе, где находится усыпальница Канта, выступал Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева. Собор, недавно восстановленный из руин времен Второй мировой войны, только начинает свою деятельность в виде концертной площадки. Сейчас там установили орган фирмы «Александр Шуке», открытие которого должно было состояться на следующий день после концертов БСО.

На пресс-конференции маэстро Федосеев рассказал, по какому принципу были сформированы программы калининградских вечеров. «Ленинградская» симфония Шостаковича — именно этим сочинением открылся фестиваль — была выбрана не только в связи со 100-летием со дня рождения Д.Д.Шостаковича. По словам дирижера, «на долю Калининграда во время войны также выпало много тяжелых испытаний, из которых город вышел с честью. И мы хотели, чтобы люди помнили о прошлом, ведь тогда они будут лучше понимать настоящее и предвидеть будущее». Поскольку БСО носит имя Петра Ильича Чайковского, то в программу специально было включено два произведения этого композитора: Сюита из балета «Спящая красавица» и Четвертая симфония.

Атмосфера кафедрального собора, прекрасная акустика с естественной реверберацией, думается, немало способствовала тому, что БСО под управлением своего руководителя играл очень вдохновенно. В который раз поражаешься, насколько качественно, на высоком европейском уровне играет этот коллектив. БСО, несомненно, находится сейчас на «пике» формы: вся технологическая часть выполнялась оркестрантами безукоризненно, детали прекрасно проработаны, и практически не было никаких «случайностей» в игре духовой группы. А главное, В.Федосееву по-прежнему удается находить новые краски, исполняя в общем-то не самые неизвестные произведения.

«Ленинградская» симфония поразила острым контрастом лирики и зловещего гротеска. Вся экспозиция прозвучала не просто умиротворенно, а скорее, даже отрешенно от земной суеты, чему способствовало очень нежное звучание струнной группы. И тем сильнее подействовал последующий «эпизод нашествия» с его неуклонным нагнетанием звука на фоне остинатной дроби барабана. Кульминации в этой симфонии вообще вышли очень впечатляющими: дирижер умеет воодушевить оркестр на то, чтобы музыканты играли с максимальной отдачей и энергетикой.

Пожалуй, сходное впечатление оставила Четвертая симфония Чайковского. В акустике собора все тонкости этой выдающейся партитуры в интерпретации Федосеева проступили чрезвычайно рельефно. Запомнились изумительные краски и контрапункт тембров и мелодических мотивов в побочной партии первой части, очаровательная меланхолия медленной части и воздушное, почти нематериальное звучание пиццикато струнных в Скерцо. Менее интересной показалась середина части, где наигрыши духовых вышли несколько прямолинейно — все же не сельская ярмарка, а некий фантом, театральная пастораль (как в «Пиковой даме») чудится здесь. Зато настоящим шедевром стал финал симфонии. Вот тут, несмотря на наличие русской народной песни «Во поле березонька стояла» в качестве исходной темы, главным смыслом музыки стали не картины народного праздника, а трагический пафос одинокой души. Неслучайно в контурах песни стали проступать интонации предсмертной арии Ленского, специально подчеркнутые дирижером. И грандиозная кульминация в конце финала, где оркестр продемонстрировал впечатляюще мощную звуковую палитру, лишь усилила его смысловую неоднозначность.

«Спящую красавицу» В.Федосеев ощущает прежде всего как роскошную симфоническую партитуру, в которой выгодно раскрываются ресурсы его оркестра. Маэстро сам составил сюиту из разных номеров балета таким образом, чтобы на деле доказать, что «БСО — это оркестр солистов». Действительно, запомнились Петр Кондрашин, великолепно игравший виолончельное соло, тонкое звучание арфы у Эмилии Москвитиной, ансамбль медных духовых, флейтовое соло Марии Федотовой, наконец, первая скрипка БСО — Михаил Шестаков. Впрочем, эти музыканты привлекли внимание своими незаурядными музыкантскими качествами и в других произведениях.

Еще одним героем начала «Балтийских сезонов» стал пианист Денис Мацуев, солировавший в Первом концерте Ф.Листа во второй вечер. Перед этим бравурным, «мефистофельским» сочинением БСО сыграл симфоническую поэму «Орфей», нечасто появляющуюся в концертных программах. Было интересно послушать живьем это невероятно красивое, полное лирических откровений произведение.

Денис Мацуев вызвал особый ажиотаж у калининградцев и ответил на их энтузиазм взаимностью. По его признанию, он очень любит выступать в российских регионах, ведь «у провинциальной публики совершенно не такие глаза, как у столичной, — восхищенные... Я езжу сюда за эмоцией, которая идет ко мне от слушателей. Хотя я им тоже много себя отдаю на каждом концерте».

Действительно, можно поражаться совершенству октавной техники пианиста, который просто природой предназначен для Листа. Неплохо вышли и лирические места, хотя возможности рояля, у которого были совершенно разбиты басы, несколько ограничивали Мацуева в колористических изысках. БСО и маэстро Федосеев удачно поддержали солиста, вместе создав убедительную трактовку листовского Концерта. На бис Мацуев сыграл ре-диез-минорный этюд Скрябина — моторно, блестяще, со всей страстью своего безграничного темперамента и «пулеметным» залпом октав.

Такое великолепное начало, несомненно, задало хороший тон всему дальнейшему фестивальному марафону, который продлится вплоть до ноября. И если главный перевозчик «Балтийских сезонов» — компания «КД-авиа» — сможет оперативно привести в надлежащий порядок парк своих самолетов (чтобы артисты не тратили свое время и нервные клетки при сбое графиков рейсов), то во всем остальном фестиваль, возглавляемый генеральным директором РГТА Давидом Смелянским, подготовился на славу — Калининград ожидает поистине «звездная» осень.

Евгения Кривицкая

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама