Демократия и её изнанка

Наверное, только американцы с их богатейшим опытом жизни в условиях демократии и кинематографическим опытом художественного осмысления борьбы за демократию могли снять ТАКОЙ фильм о грязных предвыборных технологиях. «Вся президентская рать» («Россия», 16 ноября, 23.50. США, 1976) — один из лучших политических детективов в истории мирового кино. Хорошо известную почти всем в деталях историю реального журналистского расследования незаконного проникновения в штаб избирательной кампании кандидата в президенты, ставшего сенсацией века и приведшего к позорной отставке президента Никсона, Алан Дж. Пакула сумел рассказать настолько увлекательно, что зрители не могли оторвать глаз от экрана и воспринимали картину как триллер. Очень убедительны Роберт Редфорд в роли репортера газеты «Вашингтон пост» Боба Вудворда и Дастин Хоффман в роли его коллеги Карла Бернстайна — они даже внешне похожи на своих прототипов, однако «Оскара» были удостоены не они, а сыгравший редактора Бена Бредли Джейсон Робардс-младший. Кроме того, «Оскарами» отмечены сценарий (Уильям Голдмен), работа художника и звук, а номинациями на «Оскара» — фильм, режиссура и монтаж.

«Мертвец идет» («ТВ Центр», 16 ноября, 3.50. США, 1995), вторая режиссерская работа голливудской звезды Тима Роббинса, в отличие от первой — «Боба Робертса» (1992) — стала событием. Он сам написал сценарий по документальной книге монахини Хелен Прижан (Сьюзан Сарандон — «Оскар» лучшей актрисе), которая в свое время приняла живое участие в судьбе приговоренного к смерти мерзавца (Шон Пенн — приз на МКФ в Западном Берлине за лучшую мужскую роль), что вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Вместе с другим таким же мерзавцем Мэтью Понселет зверски убил двух подростков и изнасиловал девушку. Да, он — чудовище, у зрителя не возникает и тени сомнения в этом. Искренен ли он в своем раскаянии? Возможно. Только этим он тронул сердце монахини? Или ее душа категорически не приемлет смерть как расплату за совершенное преступление? Как бы там ни было, сестра Хелен стала его духовной наставницей, пыталась помочь ему избежать высшей меры наказания, старалась облегчить последние часы его жизни.

Имя режиссера Йенса Лиена и его фильм «Неуместный человек» (ТВ3, 17 ноября, 0.15. Норвегия — Исландия, 2006) вряд ли что говорят абсолютному большинству россиян. Впрочем, и в родной Норвегии Лиен, в прошлом рок-музыкант, малоизвестен как режиссер, потому что его кино — оригинальное и талантливое — не вписывается в поток коммерческих картин. Вообще-то, это отнюдь не заумное и не сложное по языку кино — просто режиссер поставил своего героя в непривычные условия. Решив покончить счеты с жизнью, Андреас (Тронд Фауса Аурвааг) бросился под колеса электрички и... оказался в неком идеальном мире. Идеальном в том смысле, что везде звучит «Песня Сольвейг» Грига, на службе можно валять дурака и получать за это хорошие деньги, начальство и сослуживцы — милейшие люди, любая красавица, стоит только положить на нее глаз, готова тут же отдаться. Но вот беда: Андреасу все это очень скоро наскучило... Поначалу все происходящее на экране принимается за чистую монету (несмотря на попадание в рай), но где-то к середине фильма становится отчетливо виден ироничный взгляд режиссера, и ты начинаешь понимать, что это абсурдистская комедия.

В криминальной комедии «Вне закона» (СТС, 15 ноября, 9.30. США, 1986) режиссер и сценарист Джим Джармуш задействовал Тома Уэйтса и Джона Лури — культовые фигуры современной музыки — не только по прямому назначению, как создателей саундтрека, но и в главных ролях. Том играет неудачливого ди-джея, которого прогнала сожительница и крупно подставил приятель из криминального мира. Диджей согласился перегнать ворованный автомобиль, чтобы заработать немного денег, однако вместо быстрого заработка оказался в нью-орлеанской тюрьме. А Джон изображает сутенера, обманутого партнером по бизнесу и также оказавшегося за решеткой. Вскоре к ним подсадили странного итальянца (Роберто Бениньи), и вместе они составили колоритнейшую троицу проходимцев-неудачников. Итальянец знал по-английски всего несколько фраз, но зато обожал американские фильмы. Они разговаривали, разговаривали... и однажды решились на побег...

«Костюмер» (СТС, 18 ноября, 2.00. Великобритания — США, 1983. В ролях: Том Корти, Альберт Финни, Эдвард Фокс) — едва ли не лучший фильм известного английского и американского режиссера Питера Йейтса («Буллит», «Война Мерфи», «Ради Пита», «Дом на Кэрролл-стрит»). В этой ленте — экранизации пьесы Роналда Харвуда (номинация на «Оскара» «За лучший адаптированный сценарий»), имевшей огромный успех в мире, включая Россию, отлично проявилось главное достоинство Йейтса — умение работать с актерами. Альберт Финни (номинация на «Оскара», приз на Берлинском МКФ) превосходно играет привыкшего к успеху стареющего, сильно пьющего, терроризирующего близких и обожающего философствовать театрального актера — человека чрезвычайно капризного и эгоистичного. Не менее великолепен Том Корти («Золотой глобус» и номинация на «Оскара») в роли его слуги-костюмера, который с ангельским терпением сносит бесконечные придирки хозяина. Слушать их диалоги — превосходно выписанные, искрометные, пронизанные истинно английским юмором, — одно удовольствие. Йейтс проявил себя в этой ленте и как изобретательный режиссер. Ему удалось сплавить в единое целое комические, фарсовые и трагические элементы, что отнюдь не помешало создать психологически убедительные и глубокие характеры главных героев. Потому-то его работа и была удостоена номинаций на «Оскара» за фильм и за режиссуру.

Если же говорить о современном отечественном кино, то заслуживает внимания всего лишь одна телепремьера: «Нелегал» («Первый канал», 16 ноября, 23.50. Россия, 2005. Режиссеры: Борис Фрумин, Юрий Лебедев). Если вкратце пересказать этот фильм, то это должен быть хит проката. Судите сами. Алексей Серебряков играет кадрового советского разведчика, которого в 70-е годы «выписали» из Финляндии, где он был на нелегальном положении, для выполнения спецзадания на Ленинградской таможне. Задание оказалось слишком сложным для нашего героя... Эту картину, однако, практически никто не видел — она вышла в прокат всего двумя копиями, хотя была удостоена в прошлом году «Серебряной ладьи» (второго по значению приза) на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу». Прокатчиков можно понять: при всех своих достоинствах (внимание к деталям, выразительные актерские работы, ироничность и т.д.) фильм получился слишком сложным для восприятия среднестатистическим зрителем. Как отмечал Борис Фрумин, «мне хотелось показать разведчика без героического ореола, в реальной жизни, далеко не столь красочной, как в шпионских фильмах. Кроме того, меня давно интересовала тема человека, который вынужден жить не своей жизнью и существовать в навязанных ему обстоятельствах. Да, сюжетные обстоятельства картины нереальны, но с точки зрения достоверности обстоятельств не выдержит критики ни один фильм Хичкока. Главной для меня была психологическая убедительность персонажей и достоверность в изображении атмосферы времени».

Геннадий Белостоцкий

реклама