Ладюк на все лады

Новая Опера для молодых певцов стала ныне одной из главных в Москве стартовых площадок к успешной мировой карьере. Екатерина Сюрина, Дмитрий Корчак, Родион Погосов, Василий Ладюк (что характерно, все — ученики Дмитрия Вдовина)... К сожалению, только последний из названной четверки, покоряя мировые просторы, продолжает при этом официально числиться солистом родного театра и регулярно появляться в его стенах. В декабре Василий Ладюк выступил в Новой Опере с сольным концертом. Впрочем, сольный — не совсем точное в данном случае определение, хотя для концерта, проходящего в стенах театра, подобный формат можно, наверное, считать оптимальным. В концерте приняли участие еще несколько солистов, а также оркестр Новой Оперы под управлением Феликса Коробова, и оркестровые фрагменты составили едва ли не половину программы.

Коробов, как с ним нередко случается, оставил впечатления достаточно противоречивые. Его пристрастие к чрезмерно быстрым темпам порой создавало проблемы исполнителям, не всегда приводя к художественно убедительным результатам. Безоговорочно удачными я бы назвал только Интродукцию из «Пиковой дамы» да увертюру к «Кармен» (прозвучавшую почему-то в урезанном виде, без последней части). Впрочем, и увертюра к «Царской невесте», пролетевшая на одном дыхании, была по-своему убедительна, тем более что оркестр легко справлялся с головокружительными темпами. Но вот стоило ли применять к Верди знаменитые ремарки Листа («как только можно быстро» и «еще быстрее»), превращая тем самым увертюру к «Силе судьбы» в некий аттракцион под куполом цирка?.. Слишком брутально прозвучал фрагмент «Вальпургиевой ночи» из «Фауста». Понятно, что это — шабаш нечистой силы, однако не надо забывать и о присущей Гуно рафинированной элегантности. За драйвом, которого было хоть отбавляй, нередко терялся характер музыки. Талантливому дирижеру пора все же несколько обуздать свой темперамент, дабы не получалось, что «хвост виляет собакой»...

Партнерами Василия Ладюка в этот вечер были не только солисты Новой Оперы Георгий Фараджев и Алексей Антонов, но также и гостья из Баку Динара Алиева. Последняя, помимо Заключительной сцены из «Онегина» с героем вечера, получила еще и два сольных номера: арию Марфы из «Царской невесты» и Гавот из «Манон» Массне. Как показалось, в лирическом репертуаре голос этой, несомненно, одаренной певицы звучит естественней, нежели в более высоком. Голос Георгия Фараджева (совсем недавно с успехом дебютировавшего на сцене театра в премьерных спектаклях «Севильского цирюльника») в дуэтах из «Искателей жемчуга» и «Дон Карлоса» звучал несколько неуверенно. Выступление Алексея Антонова в дуэте из «Симона Бокканегры» оказалось совсем малоудачным (похоже, способный певец не успел как следует подготовить новый для себя материал). Идея же анонимного режиссера концерта выпустить его на сцену в монашеском плаще с капюшоном вызвала лишь недоумение публики, поскольку никаких иных намеков на театрализацию в этот вечер не просматривалось.

Пора, однако, перейти к главному герою. Василий Ладюк все активнее заявляет о себе как о лидере молодого поколения баритонов. Трудно назвать сегодня кого-либо еще, обладающего таким красивым голосом в сочетании с идеальной вокальной школой. Его тембр отчасти напоминает Дмитрия Хворостовского, хотя, конечно, далеко не столь индивидуально неповторим (зато, если уж продолжать эту параллель, у Ладюка гораздо более свободное звуковедение). Иногда, в тех или иных спектаклях или концертах, может сложиться впечатление, что он поет несколько жестковато и не слишком щедр на нюансы и исполнительские краски, однако это вовсе не так. Просто одни партии у него по-настоящему сделаны, а другие еще недостаточно впеты и отрепетированы. На самом деле, у Ладюка есть и благородство кантилены, и музыкальность, и артистизм, что он в этот вечер и продемонстрировал в достаточно разнообразной программе, включавшей арии и сцены из русских, французских и итальянских опер.

Многие ли отважились бы открыть программу труднейшей Песней Веденецкого гостя из «Садко»? Ладюк решился и спел ее с блеском, легко «выстреливая» верхними нотами. Если бы темпы были чуть поспокойнее, то, наверное, и музыкальный портрет Венеции вышел у певца более рельефным и выразительным. Зато в Заключительной сцене из «Онегина» Ладюк явил не только экспрессию, но и эмоционально-смысловую наполненность буквально каждой фразы.

Во втором, франко-итальянском отделении публика окончательно убедилась, что Ладюк — по-настоящему культурный певец, владеющий разными стилями, и его манера пения в операх Гуно, Бизе или Верди заметно отличалась. Словом, перед нами предстал уже не просто перспективный обладатель хороших вокальных данных и школы, но уже во многом сложившийся певец международного класса. Даже такая сложнейшая партия, как Симон Бокканегра из одноименной вердиевской оперы, фрагмент которой прозвучал в концерте, сегодня уже, кажется, вполне в его возможностях. Вот бы, кстати, Новой Опере, располагающей таким исполнителем, и поставить этот шедевр, не звучавший в столице аж со времен гастролей Ла Скала 1974 года.

Дмитрий Морозов

реклама