Опера-сериа

Категории словаря

итал. opera seria — серьёзная опера

Жанр итальянской оперы, сложившийся в конце 17—18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Известнейшие либреттисты оперы-сериа — поэты А. Дзено и П. Метастазио (выработавшие устойчивый тип её композиции); композиторы — А. Скарлатти, Л. Лео, Г. Ф. Гендель, Н. Порпора, Б. Галуппи, Н. Пиччинни, И. А. Хассе, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В. А. Моцарт (ранние оперы; «Милосердие Тита», 1791) и др.

С распространением итальянского искусства в Европе опера-сериа приобрела международное значение и проникла на все крупные (в частности, придворные) сцены. Для этого жанра типично господство историко-мифологических и легендарно-сказочных сюжетов при ясно выраженном разделении функций слова (сценического действия) и собственно музыки. Всё относящееся к сложной и запутанной интриге, к развитию фабулы воплощалось в речитативе secco. Типичные эмоции в типичных ситуациях получали претворение в развитых, завершённых, нередко виртуозных ариях (обычно 3-частная ария da capo), реже ансамблях разного типа — героических, лирических, скорбных, однако не особенно индивидуализированных. Такое разделение было сопряжено с безграничным господством певцов-виртуозов на оперной сцене, с пением кастратов, со свободным введением «украшений» в мелодию по вкусу певца и т. д.

К середине 18 в. назрел эстетический кризис оперы-сериа как «концерта в костюмах», где музыка передавала лишь немногие стороны драмы. Это привело к характерным для эпохи творческим исканиям итальянских композиторов (и Генделя), которые стремились усилить в опере-сериа роль драматизированного речитатива в драматических кульминациях (т. н. речитатив accompagnato), углубить выразительность пения, расширить функции оркестра.

В 60-е гг. 18 в. Глюк начал осуществлять свою оперную реформу, пересмотрев в операх «Орфей и Эвридика» и «Альцеста» драматургическую концепцию оперы-сериа. Однако традиции оперы-сериа продолжали развиваться в творчестве др. композиторов, в т. ч. молодого Дж. Россини, Г. Спонтини. В 19 в. это определение жанра утратило первоначальный смысл и практически вышло из обихода.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, т. 2, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Конен В., Театр и симфония, М., 1968, 1975; Kretzschmar Н., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Abert H., Die Opera sйria, в его кн.: W. А. Mozart. Neubearbeitete und erweiterte Ausgabe von Otto Jahns Mozart, Bd 1, Lpz., 1955.

T. H. Соловьёва

реклама

вам может быть интересно

Калмыцкая музыка Национальные культуры
Болеро Музыкальные жанры

Главы из книг

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Белград Города
Ноктюрн Музыкальные жанры
Эквадорская музыка Национальные культуры
Романс Музыкальные жанры
Обращение интервала Термины и понятия
Болеро Музыкальные жанры
Парагвайская музыка Национальные культуры
Древнееврейская музыка Национальные культуры
Варьете Термины и понятия

Реклама