Поп-музыка

Поп-музыка (англ. pop music, сокр. от popular music - популярная, общедоступная музыка), музыка рок, биг-бит, - понятие, обнимающее разнообразные стили, жанры и манеры массового музицирования в капиталистич. странах. "П.-м." и "популярная музыка" - понятия различные. Термин "популярная музыка" в широком смысле относится к совокупности наиболее известных, доступных и часто исполняемых произв., в более узком - к формам и жанрам астр. музыки (в США - к "индустрии" развлечений). П.-м. стала явлением культуры, объединившим для неск. поколений молодёжи функции серьёзной и лёгкой музыки во всём разнообразии их форм, жанров и стилей. П.-м. как идейно-эстетич. явление остро противоречива. Её зарождение относится к 50-м гг. 20 в. и связано с возникновением в США, Великобритании и нек-рых др. капиталистич. странах т.н. молодёжного движения.

Диапазон тематики П.-м. обширен и многолик. В отличие от эстр. музыки 1950-60-х гг. с её миром идеализированных чувств и сентиментальностью, П.-м. отразила большей частью настроения разочарования, одиночества и подавленности. Произв. П.-м. содержат и протест против социальной несправедливости, и в то же время пропаганду анархич. индивидуализма, сексуальной свободы. В своей практике П.-м. отказалась от многих творч. и исполнит. традиций прошлого и современности. Авторы и исполнители П.-м. - гл. обр. представители молодёжи. Они не стремятся к получению спец. муз. образования, считая, что оно является помехой непосредственности творческого и исполнительского процесса.

Произв. П.-м. обычно не обладают структурной завершённостью, не звучат в живом исполнении одинаково даже дважды, что приближает их к традициям устной культуры, где импульсивность каждого отд. исполнения приобретает ведущее значение. Произв. П.-м. - это свободные вок.-инстр. формы, развёртывающиеся в виде потока импровизации. Нарочитая примитивность интонац. формул, многократные повторения той или иной попевки, свободная фразировка на фоне активной метроритмич. пульсации создают большую напряжённость, ошеломляют, оглушают и одурманивают слушателей, нередко доводя как исполнителей, так и аудиторию до гипнотич. состояния. Инстр. ресурсы П.-м. ограничиваются в основном электрогитарами и ударными инструментами, реже используются трубы, саксофоны, электроорганы и др., иногда применяются и экзотич. инструменты Азии (ситар, табла) и Африки (ударные), архаич. инструменты европ. Ренессанса. Исключительно важную роль в П.-м. приобрела электронная аппаратура, дающая возможность преобразовывать звуковой материал. Существенно изменила П.-м. и манеру вок. исполнения. Интимный стиль (т.н. крунинг) эстр. певцов 1950-1960-х гг. заменён в П.-м. пением открытым звуком, "непоставленными" голосами, подчас нарочито искажаемыми и утрированными, с использованием неестественных тесситур. Характерность муж. и жен. голосов подчас умышленно стирается, широко применяются разл. эффекты, от экстатических выкриков до завывания и стонов. П.-м. изменила и манеру держаться на эстраде. Каждый ансамбль утверждает свой "образ" ("имидж"; англ. image), выраженный как внешним видом (причёска, экзотич. одежда и т. п.), так и театрализованным поведением на сцене.

Одной из причин возникновения П.-м. была реакция на усложнение популярной музыки и джаза, к-рые стали трудными для восприятия в качестве бытовой музыки. Предыстория П.-м. связана с распространением стиля "ритм-энд-блюз" (англ. rhythm-and-blues), сложившегося среди негр. населения дельты Миссисипи, а затем в Чикаго (1930-е гг.). Обычный 12-тактовый блюз исполнялся вокалистом и группой солирующих инструментов (гитара, иногда саксофон, электроорган) с максимальной интенсивностью звукового выражения, их поддерживал мощный ритмич. фон, основанный на тяжело акцентированной пульсации. Этот принцип получил название "биг-бит" (big beat). Атмосфера возбуждённости, сопутствовавшая исполнению в стиле "ритм-энд-блюз", активизировала аудиторию (в основном молодёжь), поддерживавшую исполнителей выкриками, хлопаньем, отбиванием такта. Широкую популярность приобрели развивавшие традиции сельского блюза Лайтнин Хопкинс, М. Уотерс, Блайнд Лемон Джефферсон и др., городского - Ти-Боун Уокер, Л. Джорден, Би Би Кинг, Р. Чарлз и др. Их творч. практика, а также практика джазовых оркестров (бэндов т.н. канзасского стиля, среди руководителей к-рых - Э. Кёрк, Дж. Мак-Шэнн, Э. Хоукинс), отличавшаяся подчёркнутой ритмич. пульсацией, привела к появлению в сер. 1950-х гг. коммерческого варианта "ритм-энд-блюза" - рок-н-ролла, быстро распространившегося в США и др. странах. Такие исполнители рок-н-ролла, как Б. Хейли, Ф. Домино, Ч. Берри, Литл Ричард и особенно Э. Пресли и "король твиста" Ч. Чеккерс стали кумирами подростков.

К кон. 1950-х гг. сформировался стиль "соул", возникший в результате слияния вок. исполнительства в стиле "госпел" (религ. песнопений, традиции к-рых зародились в сельских и городских церквах негр. общин), блюза и элементов "рока" (как стали сокращённо называть рок-н-ролл). Стиль "соул" отразил стремление к максимальной непосредственности выражения, к сочетанию интимности и экстатичности. В состав аккомпанирующего ансамбля вошли ударные инструменты афр. происхождения и электроинструменты. Среди представителей стиля "соул" - певцы Дж. Браун, О. Реддинг, Л. Мак-Кэн, певицы А. Франклин, Р. Флэк. Возникновение собственно П.-м. связывается в первую очередь с творчеством англ. вок.-инстр. группы "Beatles" (см. Битлз), сформировавшейся к нач. 1960-х гг. Причиной огромной популярности ансамбля наряду с самобытным стилем пения, соединением голосов и т.д. явилось обращение к новой тематике из повседневной действительности с её большими и малыми проблемами (песни "Элинор Ригби", "День в жизни" и др.). На последующее развитие П.-м. оказало большое влияние распространение т.н. детройтского стиля, представленного негр. артистами С. Уондером, М. Геем и группой "Сюпримз". В сер. 60-х гг. появилось второе поколение рок-групп - "Rolling Stones", "The who" и др. в Великобритании, "Beach-boys", "The mamas and the papas", "Blood, sweat and tears" и др. в США.

Другое направление П.-м. развивало традиции, идущие от массового движения за возрождение нар. музыки в США и Великобритании. Это фольклорное движение (традиции "кантри мюзик", стили "хилбилли", "блугресс"), впитав в себя элементы "рока", образовало стиль "фолк-рок", основателем к-рого стал исполнитель собств. песен Б. Дилан. Его песни, отличающиеся широтой и серьёзностью проблематики, повлияли на исполнит. манеру ряда ансамблей ("The byrds", "Sonny and Cher" и др.). Фольклорное движение внесло в П.-м. острую социальную тематику (антивоенные песни, песни протеста и др.). Предшественниками Дилана, а также певиц - представительниц "фолк-рок" Дж. Баэз, Б. Сент-Мэри считают В. Гатри и Пита Сигера - в США, Ю. Мак-Колла и Пегги Сигер - в Великобритании. Нек-рые музыканты (в т.ч. Дж. Хендрикс, Дж. Бейкер), используя влияние П.-м. на молодёжь, пропагандировали посредством её прогрессивные идеи. Возник т.н. подпольный (underground) рок, исполнители к-рого выступали с резкой социальной критикой действительности.

В 1965 на смену т.н. ударному (или тяжёлому - hard) року пришёл новый стиль, характеризующийся нарочито замедленным движением. Его развитие привело к появлению т.н. белого рока, по манере исполнения несколько отличающегося от негритянского. В 1966 появилось направление т.н. нового рока, связанное с группами "The Doors", "The mothers of invention" в США, "The Kinks", "Led Zeppelin", "Deep purple" и др. - в Великобритании, лидеры к-рых - П. Тауншенд, Дж. Пейдж, Дж. Моррисон, Дж. Гарсиа и др. выступили с философскими, эстетич., социально-политич., религ. программами своего творчества. Возникли также "блюз-рок" (А. и Т. Тернеры), "Бах-рок", "ренессанс-рок", "блистательный" (glitter) рок (хаотические, сексуально извращённые шоу; их создали Д. Боуи и Э. Купер). Среди этих коллективов и исполнителей П.-м. некоторые сумели в условиях рыночной конкуренции выработать и утвердить свой стиль; это ансамбли "The 5th dimension", "Chicago", "America", "Santana", рок-оркестр "Mahavishnu" (рук. Дж. Мак-Лафлин), певцы П. Саймон и А. Гарфанкл, Дж. Уэбб, Г. Кэмпбелл, Р. Ньюмен, певицы Дж. Джоплин, Д. Уорик, Дж. Митчелл, К. Кинг, К. Саймон и др. Жестокая конкуренция, борьба за "выживание" заставляли исполнителей постоянно искать новые формы выразительности. Мн. артисты были вынуждены изменять установившиеся манеру и форму исполнения в угоду сомнительному новаторству. Новые виды П.-м. появляются чуть ли не ежемесячно. К нач. 1970-х гг. наблюдался самый обширный ассортимент П.-м. Среди общих тенденций - возросший интерес к музыке внеевроп. цивилизаций, а также попытки молодёжи США и Великобритании воспринять религ.-мистич. системы индуизма, зен-буддизма и синтоизма. Поиски новых, необычных тембров сделали П.-м. преим. инструментальной.

П.-м. вступила в конкуренцию с высокопроф. исполнителями джаза или эстрады, в свою очередь, оказав на них влияние (появился т.н. новый джаз, представленный композиторами и инструменталистами М. Дейвисом, О. Коулменом, X. Хэнкоком, Э. Дилером, С. Тейлором, X. Мэнном, Дж. Завинулом и др.). Своеобразным явлением П.-м. стала трансформация мьюзикла в рок-мьюзикл или оперу-рок. Её начало связывается с пост. рок-оперы "Волосы" Г. Макдермота (1967, это соч. и все др. поставлены в Нью-Йорке). Среди произв. этого рода - "Томми" П. Тауншенда (1970), "Спасение" П. Линка (1969), "Последние славные деньки Исаака" Н. Форд (1970), "Иисус Христос - суперзвезда" Л. Уэббера, "Годспелл" С. Шуорца (обе - 1971), "Квадрофения" Тауншенда (1972) и др. От мьюзикла они отличаются использованием музыки типа "рок", а также всего арсенала приёмов и средств, сложившихся в П.-м. Им свойственны сюитность, эклектизм, заторможенность действия, специфич. пластика.

В 1970-е гг. ряд композиторов предпринял попытки применить нек-рые принципы П.-м. в соч. серьёзного жанра ("Месса" Л. Бернстайна, произв. Д. Брубека, К. Штокхаузена, Л. Берио и др.). Среди представителей П.-м., в свою очередь, наметилось стремление войти в сферу серьёзной музыки, что привело к экспериментам в духе авангардизма: группа "The mothers of invention" (рук. Ф. Заппа), прошедшая путь от циничного гротеска - "рок-н-руж", "дека-рок" (декадентский) до т.н. непопулярного рока, испытав влияние творчества Э. Вареза, И. Ф. Стравинского, Дж. Кейджа; группы "США" (рук. Дж. Бэрд), "Нью-Йоркская рок-группа", выступавшая с крупнейшими симф. оркестрами США, и др. В кон. 1960-х гг. П.-м. стала использоваться в качестве культовой в протестантских и католич. церквах, гл. обр. в США и Великобритании (соч. Д. Брубека, В. Гуаралди и др.), а также в синагогах.

Грамзапись стала одной из осн. массовых (коммерческих) форм распространения П.-м. Она диктовала не только стиль и манеру, но и структуру произв. Применение сложных видов электроакустич. трансформаций, монтажа (включая естеств. шумы и звуки природы), наложений и коллажей (см. Коллаж) привело к тому, что нек-рые композиции могут существовать только в виде звукозаписей. Всегда сопутствующее доступным формам иск-ва в капиталистич. странах коммерческое начало сильно отразилось на П.-м. Импресарио, а также радио-, кино- и телепродюсеры и фирмы грамзаписи быстро превращают успех очередного стиля или группы в прибыль, ставя "продукцию" на поток "индустрии" развлечений и концернов звукозаписи. Проводятся десятки фестивалей. Особую известность приобрели фестивали в Вудстоко (штат Нью-Йорк, первый - "фестиваль любви и рока" в 1969, аудитория превышала 0,5 млн. чел.). Мн. из этих фестивалей сопровождались беспорядками, массовым употреблением наркотиков, насилиями и т.д.

Совр. формы П.-м. распространились практически по всему миру. В тех странах, где П.-м. активно взаимодействовала с фольклорными элементами, она принесла очевидный вред, так как её стали отождествлять с нац. этнич. материалом. Нек-рые формы художеств. выразительности совр. П.-м. (в основном технико-исполнительские) были восприняты и муз. культурами социалистич. стран.

Сложность оценки П.-м. как явления культуры связана с тем, что её эстетич. ценность и социальная роль неравнозначны. В области муз. языка П.-м. практически не дала ничего нового, во многом явившись шагом назад по сравнению с джазовой и популярной музыкой 1950-60-х гг. В то же время развитие П.-м. привело к появлению новых форм муз. экспрессии, новых видов взаимодействия исполнителей и аудитории и т.д. Именно поэтому наиболее интересные работы о П.-м. носят скорее социальный, нежели чисто музыковедческий, характер.

2-я пол. 1970-х гг. отмечена спадом распространения П.-м. и интереса к ней. Ряд её элементов вошёл в обиход "популярной музыки", нового джаза и т.д.

Литература: Сигер Пит, Всемирный потоп "поп-музыки", "СМ", 1972, No 2; Шнеерсон Г., Поп-музыка в действии, там же, 1974, No 1; Ewen D. History of popular music, N. Y., (1961); Shapiro N., ed., Popular music, v. 1-4, (N. Y.), 1964-68; Вelz С., The story of rock, N. Y., 1969; Garland P., The sound of soul, Chi., 1969; Eisen L., ed., The age of rock: sounds of the American cultural revolution, N. Y., 1969; Roxon L., Rock Encyclopedia, N. Y., (1969); Goldstein R., The Poetry of rock, N. Y., 1969; Hopkins J., The rock story, N. Y., 1970; De Mоtt В., Rock as salvation, в кн.: Pop culture in America, Chi., 1970; Shaw A., The world of soul, N. Y., 1970; Gillett Сh., The sound of the city L., 1971; Jasper T., Understanding pop, L., 1972; Stambler I., Encyclopedia of pop, rock and soul, N. Y., (1974).

Дж. К. Михайлов

реклама

вам может быть интересно

Валторна Музыкальные инструменты
Ария Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Tempo rubato, тeмпо рубaто Термины и понятия
Ad libitum, ад либитум Термины и понятия
Двойной хор Термины и понятия
Монреаль Города
Ballo, балло Балет и танец
Реквием Музыкальные жанры
Скерцо Термины и понятия
Симфония Музыкальные жанры
Подголосок Термины и понятия
Stabat mater, стабат матер Церковная музыка

Реклама