Аккорд (франц. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) — созвучие из трёх и более различных (разноимённых) звуков, которые отстоят друг от друга на терцию или могут быть (путём перестановок) расположены по терциям. Подобным образом А. ранее всего определён И. Г. Вальтером («Musikalisches Lexikon oder Musikalische Bibliothek», 1732). До этого под аккордом понимались интервалы — всякие или только консонансы, а также любые сочетания тонов в одновременном звучании.
В зависимости от количества входящих в состав аккорда разноимённых звуков различают трезвучие (3 звука), септаккорд (4), нонаккорд (5), ундецимаккорд (6, встречается редко, как и А. из 7 звуков). Нижний звук аккорда называют осн. тоном, остальные звуки получают назв. по интервалу, образуемому ими с осн. тоном (терция, квинта, септима, нона, ундецима). Любой звук аккорда может быть перенесён в др. октаву или удвоен (утроен и т. п.) в др. октавах. При этом аккорд сохраняет своё название. Если осн. тон переходит в верхний или один из средних голосов, возникает т. н. обращение аккорда.
Аккорд может быть расположен и тесно и широко. При тесном расположении трезвучия и его обращений в четырёхголосии голоса (кроме баса) отстоят друг от друга на терцию или кварту, в широком — на квинту, сексту и октаву. Бас может образовать с тенором любой интервал. Встречается и смешанное расположение аккорда, в к-ром сочетаются признаки тесного и широкого расположения.
В аккордах различаются две стороны — функциональная, определяемая его отношением к тонике лада, и фоническая (красочная), зависящая от интервального состава, расположения, регистра, а также от муз. контекста.
Осн. закономерностью строениямаккорда остаётся до наст. времени терцовость состава. Всякое отступление от неё означает введение неаккордовых звуков. В конце 19 и в 20 вв. делались попытки полной замены терцового принципа квартовым (А. Н. Скрябин, А. Шёнберг), однако последний получил лишь ограниченное применение.
В совр. музыке широко используются усложнённые аккорды терцового строения, в к-рых внедрение диссонансов повышает экспрессивность и красочность звучания (С. С. Прокофьев):
Композиторы 20 в. применяют также аккорды смешанного строения.
В додекафонной музыке аккорд теряет самостоятельное значение и становится производным от последования звуков в «серии» и её полифонич. преобразований.
Литература: Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884–85; его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, М., 1956 (оба издания вошли в Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960); Ипполитов-Иванов М. М., Учение об аккордах, их построение и разрешение, М., 1897; Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В., Учебник гармонии, ч. 1–2, 1937–38, посл. изд. 1965; Тюлин Ю., Учение о гармонии, Л.-М., 1939, M., 1966, гл. 9; Тюлин Ю., Привано Н., Учебник гармонии, ч. 1, М., 1957; Тюлин Ю., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959; Берков В., Гармония, ч. 1–3, М., 1962–66, 1970.
Ю. Г. Кон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.