Художественные искания Россини в области «серьезной оперы»

Работа Россини над произведениями «серьезного» плана проходила при значительно больших трудностях, чем в комедийном жанре. С первых творческих опытов в области серьезной оперы композитор стремился придать ей идейную актуальность. Но в полной мере ему удалось осуществить свои замыслы только через семнадцать лет после того, как он создал первое из своих сочинений в героическом жанре и когда он преодолел до конца косные традиции старинной оперы.

Россини начинал с историко-легендарной оперы, сложившейся в Италии еще в XVII столетии под определенным воздействием современного драматического театра, в частности классицистской трагедии. В годы поднимающегося народно-освободительного дви­жения традиционная героическая направленность ее сюжетов находила прямой отклик у итальянского народа. Первая значитель­ная opera seria Россини — «Танкред» (1813) – близка тому направлению революционного классицизма, которое сформировалось в итальянском драматическом театре на рубеже XVIII—XIX сто­летий.

Трагедии В. Альфьери, молодого У. Фосколо, И. Пиндемонте были полны гражданского пафоса, проникнуты тираноборческими мотивами. Герои далекой древности выражали злободневные по­литические идеи. Именно эти черты и передал Россини в «Танкреде» (рыцарь Танкред ведет войска против сарацинов, угрожающих мирной Италии). «До «Танкреда» итальянская опера изображала только любовь, с «Танкреда» она стала воинственной», — писал Стендаль.

При этом в музыке «Танкреда» отчетливо проявились новые черты, отличающие эту operu seria от ее прототипов. Она пронизана музыкально-выразительными элементами комического жанра. Россини привнес в большую оперу блеск, живость, огонь, свойственные его буффонным произведениям. Стремление приблизить героический жанр к стилю комического музыкального театра стано­вится впоследствии одной из характерных особенностей в художе­ственных исканиях Россини.

Начиная с 1815 года Россини все более настойчиво влекло к «серьезной» опере. Именно в этой сфере наиболее последовательно развернулось творческое экспериментирование композитора. Через все его многообразные опыты постепенно пробивается путь к но­вой оперной эстетике, которая получила завершающее выражение в «Вильгельме Телле».

В многочисленных и разнообразных произведениях Россини, предшествующих его последней опере, намечаются две ведущие тенденции. Это, во-первых, последовательное тяготение к героике, отразившее подъем национально-освободительного движения в Италии на рубеже 20-х годов. Так, в 1818 году он создал оперу «Моисей в Египте» на тему об освобождении евреев от египетского ига. Идея произведения была злободневной, перекликаясь с борь­бой итальянского народа за свою независимость. Опера «Маго­мет II» (1820) также проникнута патриотическими мотивами. «Эрмиона» (1819) написана в героическом стиле гражданских трагедий Глюка.

Одновременно композитор преследовал и другую цель. Она за­ключалась в том, чтобы увести большую оперу от ложно-героического пафоса старой школы. Освободиться от традиций было не­легко. Вплоть до парижского периода Россини продолжал отда­вать предпочтение легендарно-историческим темам («Армида», «Эрмиона», «Семирамида»), а это неизбежно влекло за собой и близость к музыкально-драматургической манере прошлого. Тра­фаретные условные сюжеты, однообразная композиция, основы­вающаяся на механическом чередовании аккомпанированных сцен и «сухих» речитативов, отсутствие хоров, преобладание вокально-виртуозного начала — все эти устаревшие особенности opera seria сохранялись в музыкальном театре начала XIX века. Борьба про­тив укоренившихся штампов, за усиление жизненно правдивого и драматического начала пронизывает деятельность Россини. Важ­ной вехой на этом пути была опера «Елизавета, королева Анг­лийская» (1815).

Впервые в истории жанра композитор упразднил сухие речитативы, заменив клавесин оркестровым сопровождени­ем; этим была достигнута небывалая в opera seria цельность му­зыкального развития. Вопреки традиции, он также полностью вы­писал в партитуре всю вокальную орнаментику. Благодаря этому исчез произвол певца и установилось художественное единство между музыкой арии и каденцией.

Но проблема музыкально-драматургического обогащения оперы могла быть решена только в совокупности с ее идейным обновлением. В эти годы итальянские писатели в борьбе за современ­ное, идейно-актуальное искусство преодолевали традиции класси­цизма XVII—XVIII веков и создавали новую литературу — ро­мантическую. Подобно им и не без их влияния, Россини устремился к поискам современного в оперном искусстве.

В этих усилиях композитора известную роль сыграл жанр semi­seria, связанный с эстетикой нового театрального жанра — мелодрамы. В творчестве Россини semiseria как бы перебросила мост от отвлеченной легендарной оперы к бытовому реалистическому искусству. На этом пути большая опера теряла свой отвлеченный характер и высокопарность. Черты semiseria присущи ряду произ­ведений Россини, созданных между «Севильским цирюльником» и «Вильгельмом Теллем». В их числе опера «Отелло» (1816) – одно из наиболее крупных достижений Россини раннего итальянского периода.

Преодоление в «Отелло» некоторых черт opera seria, ряд сме­лых новаторских приемов были обусловлены не только влиянием Шекспира, но и близостью к эмоциональному стилю semiseria. По сравнению с трагедией, сюжет оперы сильно упрощен. Но в третьем действии, наиболее близком к оригиналу, композитору удалось создать напряженное настроение, присущее литературно­му прототипу. Здесь он нашел ряд новых выразительных приемов. Так, например, романтична песня гондольера, звучащая как бы из­далека. «Песнь об ивушке» Дездемоны, проникнутая интимным лирическим настроением, напоминает романс. Пластичные выра­зительные речитативы в сопровождении полного оркестра, декла­мационные элементы в арии Дездемоны придают музыке драма­тизм. Однако опера в целом оставляет двойственное впечатление как из-за условного и противоречивого характера либретто, так и из-за недостаточной последовательности композитора в его стремлении освободиться от штампов.

Воздействие semiseria на Россини было плодотворным только до поры до времени. Мелодраматизм противоречил героике, к которой все более настойчиво влекло композитора. Даже в оперу «Моисей в Египте», написанную в ораториальном стиле, проникла любовно-сентиментальная линия. Несколько заслонив собой пат­риотическую идею, она снижала героический пафос оперы.

В. Д. Конен

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама