Жанры балетные

Категории словаря

от франц. genre — род, вид

Разновидности балетного спектакля, определяемые особенностями его связи с литературой, театром и музыкой, выражающиеся в специфических чертах его содержания и формы.

Первоначальная форма балета — интермедии или дивертисменты, входившие в оперные и драматич. представления, преим. мифологич. характера. Эти историч. разновидности утратили своё значение после возникновения в 18 в. балета как самостоят. хореографич. представления. В процессе развития Ж. б. изменялись, обретая в ту или иную эпоху свои особенности в зависимости от господствовавшего художеств. направления (см. Барокко, Классицизм, Романтизм). Вместе с тем они исторически относительно устойчивы, характеризуют многообразие возможностей отражения жизни в балете и образуют в совр. балетном искусстве определённую систему.

Поскольку балет, как правило, имеет сценарную (литературно-сюжетную) основу, на Ж. б. накладывают отпечаток роды и виды, свойственные литературе (см. Драматургия балета). Так, есть балеты эпические ("Пламя Парижа"), лирические ("Шопениана") и драматические ("Лауренсия"). Эти разновидности редко существуют в чистом виде, нередко они перекрещиваются, и возникают балеты лирико-эпические ("Каменный цветок"), лирико-драматические ("Лебединое озеро"), эпико-драматические ("Спартак"). Порой к балету применяются и более частные определения лит. жанров, напр. балет-поэма "Бахчисарайский фонтан", балет-роман "Утраченные иллюзии" Асафьева, балет-сказка "Золушка" и др. Будучи видом театрально-сценич. искусства, балет воспринял и его деление на трагедию ("Отелло", "Ромео и Джульетта"), комедию ("Тщетная предосторожность", "Коппелия") и драму ("Медный всадник"; "Ангара" Эшпая).

Хореографич. действие балета развёртывается на основе единства драматургии и музыки (муз. драматургии). Но в этом единстве могут преобладать акценты в ту или другую сторону. Так возникают разновидности балета-пьесы ("Партизанские дни" Асафьева, "Сердце гор") и балета-симфонии, в основу которого, как правило, положено симфонич. произведение ("Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Бетховена, пост. Ф. В. Лопухова, 1923, "Ленинградская симфония" на муз. 7-й симфонии Шостаковича, пост. И. Д. Бельского, 1961, "Хрустальный дворец" на муз. 1-й симфонии Ж. Бизе, пост. Дж. Баланчина, 1947).

К Ж. б. можно отнести также деление балетов на сюжетные и бессюжетные ("Шопениана", пост. М. М. Фокина, 1908, "Классическая симфония" на муз. Прокофьева, пост. Л. М. Лавровского, 1966), танцевальные и пантомимные ("Карьера мота", пост. Н. де Валуа, 1935), а также различие балетов многоактных ("Спящая красавица"), одноактных ("Паганини", пост. Лавровского, 1960) и балетных миниатюр ("Триптих на темы Родена" на муз. Дебюсси, пост. Л. В. Якобсона). Существует также жанр оперы-балета ("Млада" Римского-Корсакова, "Снежная королева" Раухвергера), не получивший, однако, широкого распространения.

Сов. балет характеризуется многообразием Ж. б. Ведущее значение в нём приобрёл спектакль, органически сочетающий в себе черты балета-пьесы и балета-симфонии, воплощающий жизнь в хореографич. действии, развёртывающемся на основе муз. драматургии (постановки Григоровича и др.).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Фонограф Музыкальные инструменты
Мюзик-холл Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Арабская музыка Национальные культуры
Берлин Города
Рожок Музыкальные инструменты
Ключ Термины и понятия
Армянская музыка Национальные культуры
Стиль музыкальный Термины и понятия
Таджикская музыка Национальные культуры
Штрих Термины и понятия
Ксилофон Музыкальные инструменты
Интерлюдия Термины и понятия

Реклама