Атональная музыка

Атональная музыка (от греч. a — отрицательная частица и tonos — тон) — музыкальные произведения, написанные вне логики ладовых и гармонических связей, организующих язык тональной музыки (см. Лад, Тональность).

Основной принцип атональной музыки — полное равноправие всех тонов, отсутствие какого-либо объединяющего их ладового центра и тяготений между тонами. Атональная музыка не признаёт контраста консонанса и диссонанса и необходимости разрешения диссонансов. Она подразумевает отказ от функциональной гармонии, исключает возможность модуляций.

Отд. атональные эпизоды встречаются уже в позднеромантич. и импрессионистской музыке. Однако лишь в нач. 20 в. в творчестве А. Шёнберга и его учеников отказ от ладотональных основ музыки приобретает принципиальное значение и порождает понятие А. м. или «атонализма». Нек-рые виднейшие представители атональной музыки, в т. ч. А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, возражали против термина «атонализм», считая, что он неточно выражает сущность этого метода композиции. Лишь Й. М. Хауэр, разработавший независимо от Шёнберга технику атонального 12-тонового письма, широко пользовался в своих теоретич. трудах термином «атональная музыка».

Возникновение атональной музыки было отчасти подготовлено состоянием европ. музыки на рубеже 20 в. Интенсивное развитие хроматики, появление аккордов квартового строения и др. привели к ослаблению ладофункциональных тяготений. Устремление в область «тональной невесомости» связано также с попытками нек-рых композиторов приблизиться к свободному выражению утончённых субъективных ощущений, неясных внутр. импульсов.

Перед авторами атональной музыки стояла сложная задача найти принципы, способные заменить структурное начало, организующее тональную музыку. Для начального периода развития «свободного атонализма» характерно частое обращение композиторов к вок. жанрам, где самый текст служит осн. формообразующим фактором. В числе первых сочинений последовательно атонального плана — 15 песен на стихи из «Книги висячих садов» С. Георге (1907–09) и Три фп. пьесы ор. 11 (1909) А. Шёнберга. Затем появились его же монодрама «Ожидание», опера «Счастливая рука», «Пять пьес для оркестра» ор. 16, мелодрама «Лунный Пьеро», а также сочинения А. Берга и А. Веберна, в к-рых принцип атонализма получил дальнейшее развитие. Разрабатывая теорию А. м., Шёнберг выдвигал требование исключения консонантных аккордов и утверждения диссонанса в качестве важнейшего элемента муз. языка («эмансипация диссонанса»). Одновременно с представителями новой венской школы и независимо от них приёмами атонального письма пользовались в той или иной мере нек-рые композиторы Европы и Америки (Б. Барток, Ч. Э. Айвс и др.).

Эстетич. принципы атональной музыки, особенно на первом этапе, были тесно связаны с иск-вом экспрессионизма, отличающимся остротой выразит. средств и допускающим алогич. разорванность художеств. мышления. А. м., игнорирующая функциональные ладо-гармонич. связи и принципы разрешения диссонанса в консонанс, отвечала требованиям экспрессионистского иск-ва.

Дальнейшее развитие атональной музыки связано с попытками её приверженцев покончить с субъективным произволом в творчестве, свойственным «свободному атонализму». В нач. 20 в. наряду с Шёнбергом композиторы Й. М. Хауэр (Вена), Н. Обухов (Париж), Е. Голышев (Берлин) и др. разрабатывали системы композиции, к-рые, по мысли их авторов, должны были внести в А. м. некие конструктивные принципы и положить конец звуковой анархии атонализма. Однако из этих попыток только «метод композиции с 12 соотнесёнными лишь между собой тонами», обнародованный в 1922 Шёнбергом, под наименованием додекафония получил широкое распространение во мн. странах. Принципы атональной музыки лежат в основе разнообразных выразит. средств т. н. муз. авангардизма. Вместе с тем эти принципы решительно отвергаются многими из выдающихся композиторов 20 в., придерживающихся тонального муз. мышления (А. Онеггер, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев и др.). Признание или непризнание правомерности атонализма составляет одно из осн. разногласий в совр. муз. творчестве.

Литература: Друскин М., Пути развития современной зарубежной музыки, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963, с. 174–78; Шнеерсон Г., О музыке живой и мёртвой, М., 1960, М., 1964, гл. «Шёнберг и его школа»; Mазель Л., О путях развития языка современной музыки, III. Додекафония, «СМ», 1965, No 8; Reti R., Tonality, atonality, pantonality, L., 1958, 1960 (рус. пер. — Тональность в современной музыке, Л., 1968.

Г. М. Шнеерсон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Предъём Термины и понятия
A cappella, а капелла Термины и понятия

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Артикуляция Термины и понятия
Парагвайская музыка Национальные культуры
Программа Термины и понятия
Мажоро-минор Термины и понятия
Концертино Термины и понятия
Нонаккорд Термины и понятия
Pas de chat, па де ша Балет и танец
Трель Термины и понятия
Болонская школа Течения в искусстве
A ballata, a баллата Термины и понятия

Реклама