Джузеппе Верди

Дата рождения
10.10.1813
Дата смерти
27.01.1901
Профессия
Страна
Италия
Портрет Джузеппе Верди работы Джованни Больдини, 1886

Джузеппе Верди (итал. Giuseppe Verdi; 10 октября 1813, Ронколе, провинция Парма — 27 января 1901, Милан) — итальянский композитор.

Как всякий могучий талант. Верди отражает в себе национальность и свою эпоху. Он — цветок своей почвы. Он — голос современной Италии, не лениво-дремлющей или беспечно-веселящейся Италии в комических и мнимосерьезных операх Россини и Доницетти, не сентиментально-нежной и элегической, плачущей Италии беллиниевской, — а Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, Италии, смелой и пылкой до неистовства.
А. Серов

Никто не мог лучше, чем Верди, почувствовать жизнь.
А. Бойто

Верди — классик итальянской музыкальной культуры, один из самых значительных композиторов XIX в. Его музыке присуща неугасающая с течением времени искра высокого гражданского пафоса, безошибочная точность в воплощении сложнейших процессов, происходящих в глубинах человеческой души, благородство, красота и неисчерпаемый мелодизм. Перу композитора принадлежат 26 опер, духовные и инструментальные произведения, романсы. Самую значительную часть творческого наследия Верди составляют оперы, многие из которых («Риголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло») звучат со сцен оперных театров всего мира уже более ста лет. Произведения других жанров, за исключением вдохновенного Реквиема, практически не известны, рукописи большинства из них утеряны.

Верди, в отличие от многих музыкантов XIX в., не провозглашал свои творческие принципы в программных выступлениях в печати, не связывал свое творчество с утверждением эстетики определенного художественного направления. Тем не менее его долгий, трудный, не всегда стремительный и увенчанный победами творческий путь был направлен к глубоко выстраданной и осознанной цели — достижению музыкального реализма в оперном спектакле. Жизнь во всем многообразии конфликтов — такова всеобъемлющая тема творчества композитора. Диапазон ее воплощения был необычайно широк — от конфликтов социальных до противоборства чувств в душе одного человека. Вместе с тем искусство Верди несет в себе ощущение особой красоты и гармонии. «Мне нравится в искусстве все, что прекрасно», — говорил композитор. Образцом прекрасного, искреннего и вдохновенного искусства стала и его собственная музыка.

Четко осознавая творческие задачи, Верди был неутомим в поисках наиболее совершенных форм воплощения своих замыслов, чрезвычайно требователен к себе, к либреттистам и исполнителям. Он нередко сам подбирал литературную основу для либретто, детально обсуждал с либреттистами весь процесс его создания. Наиболее плодотворное сотрудничество связывало композитора с такими либреттистами, как Т. Солера, Ф. Пиаве, А. Гисланцони, А. Бойто. Верди требовал драматической правды от певцов, он был нетерпим к любому проявлению фальши на сцене, бессмысленной виртуозности, не окрашенной глубокими чувствами, не оправданной драматическим действием. «...Большой талант, душа и сценическое чутье» — вот качества которые он прежде всего ценил в исполнителях. «Осмысленное, благоговейное» исполнение опер представлялось ему необходимым; «...когда оперы не могут быть исполнены во всей их неприкосновенности — так, как они задуманы композитором, — лучше не исполнять их совсем».

Верди прожил долгую жизнь. Он родился в семье крестьянина-трактирщика. Его учителями были деревенский церковный органист П. Байстрокки, затем Ф. Провези, возглавлявший музыкальную жизнь в Буссето, и дирижер миланского театра Ла Скала В. Лавинья. Будучи уже зрелым композитором, Верди писал: «Я узнал некоторые лучшие произведения современности, не изучая их, а услышав их в театре... я бы солгал, если бы, сказал, что в молодости своей не прошел долгой и строгой учебы... у меня рука достаточно сильная, чтобы справляться с нотой так, как я желаю, и достаточно уверенная, чтобы в большинстве случаев добиваться тех эффектов, которые я задумал; и если я пишу что-нибудь не по правилам, то это происходит потому, что точное правило не дает мне того, чего я хочу, и потому, что я не считаю безусловно хорошими все правила, принятые по сей день».

Первый успех молодого композитора был связан с постановкой в миланском театре Ла Скала оперы «Оберто» в 1839 г. Спустя 3 года в этом же театре была поставлена опера «Навуходоносор» («Набукко»), которая принесла автору широкую известность (1841). Первые оперы композитора появились в эпоху революционного подъема в Италии, которая получила название эпохи Рисорджименто (итал. — возрождение). Борьба за объединение и независимость Италии охватила весь народ. Верди не мог оставаться в стороне. Он глубоко переживал победы и поражения революционного движения, хотя не считал себя политиком. Героико-патриотические оперы 40-х гг. — «Набукко» (1841), «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842), «Битва при Леньяно» (1848) — явились своеобразным откликом на революционные события. Библейские и исторические сюжеты этих опер, далекие от современности, воспевали героизм, свободу и независимость, а потому были близки тысячам итальянцев. «Маэстро итальянской революции» — так современники называли Верди, чье творчество стало необычайно популярным.

Джузеппе Верди / Giuseppe Verdi

Однако творческие интересы молодого композитора не ограничивались темой героической борьбы. В поисках новых сюжетов композитор обращается к классикам мировой литературы: В. Гюго («Эрнани», 1844), В. Шекспиру («Макбет», 1847), Ф. Шиллеру («Луиза Миллер», 1849). Расширение тематики творчества сопровождалось поиском новых музыкальных средств, ростом композиторского мастерства. Период творческой зрелости был отмечен замечательной триадой опер: «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853), «Травиата» (1853). В творчестве Верди впервые так открыто прозвучал протест против социальной несправедливости. Герои этих опер, наделенные пылкими, благородными чувствами, вступают в конфликт с общепринятыми нормами морали. Обращение к таким сюжетам было чрезвычайно смелым шагом (Верди писал о «Травиате»: «Сюжет современный. Другой не взялся бы, может быть, за этот сюжет из-за приличий, из-за эпохи и из-за тысячи других глупых предрассудков... Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием»).

К середине 50-х гг. имя Верди широко известно во всем мире. Композитор заключает контракты не только с итальянскими театрами. В 1854г. он создает оперу «Сицилийская вечерня» для парижского театра Grand Opera, спустя несколько лет написаны оперы «Симон Бокканегра» (1857) и «Бал-маскарад» (1859, для итал. театров San Carlo и Appolo). В 1861 г. по заказу дирекции петербургского Мариинского театра Верди создает оперу «Сила судьбы». В связи с ее постановкой композитор дважды выезжает в Россию. Опера не имела большого успеха, хотя музыка Верди была в России популярна.

Среди опер 60-х гг. наибольшую популярность приобрела опера «Дон Карлос» (1867) по одноименной драме Шиллера. Музыка «Дон Карлоса», насыщенная глубоким психологизмом, предвосхищает вершины оперного творчества Верди — «Аиду» и «Отелло». «Аида» была написана в 1870 г. к открытию нового театра в Каире. В ней органично слились достижения всех предшествующих опер: совершенство музыки, яркая колористичность, отточенность драматургии.

Вслед за «Аидой» был создан «Реквием» (1874), после которого наступило длительное (более 10 лет) молчание, вызванное кризисом общественной и музыкальной жизни. В Италии царило повсеместное увлечение музыкой Р. Вагнера, в то время как национальная культура находилась в забвении. Сложившаяся ситуация была не просто борьбой вкусов, различных эстетических позиций, без которой немыслима художественная практика, да и развитие всего искусства. Это было время падения приоритета национальных художественных традиций, что особенно глубоко переживалось патриотами итальянского искусства. Верди рассуждал так: «Искусство принадлежит всем народам. Никто не верит в это тверже, чем я. Но оно развивается индивидуально. И если у немцев иная художественная практика, чем у нас, их искусство в основе отличается от нашего. Мы не можем сочинять как немцы...»

В раздумьях о дальнейшей судьбе итальянской музыки, чувствуя огромную ответственность за каждый следующий шаг, Верди приступил к воплощению замысла оперы «Отелло» (1886), ставшей подлинным шедевром. «Отелло» является непревзойденной интерпретацией шекспировского сюжета в оперном жанре, совершенным образцом музыкально-психологической драмы, к созданию которой композитор шел всю жизнь.

Последнее произведение Верди — комическая опера «Фальстаф» (1892) — удивляет своей жизнерадостностью и безукоризненным мастерством; оно словно открывает новую страницу творчества композитора, к сожалению, не получившую продолжения. Вся жизнь Верди освещена глубокой убежденностью в правильности выбранного пути: «В том, что касается искусства, у меня свои мысли, свои убеждения, очень ясные, очень точные, от которых я не могу, да и не должен отказываться». Л. Эскюдье, один из современников композитора, очень метко охарактеризовал его: «У Верди было всего лишь три страсти. Но они достигали величайшей силы: любовь к искусству, национальное чувство и дружба». Интерес к страстному и правдивому творчеству Верди не ослабевает. Для новых поколений любителей музыки оно неизменно остается классическим эталоном, сочетающим в себе ясность мысли, вдохновенность чувства и музыкальное совершенство.

А. Золотых
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Джузеппе Верди / Giuseppe Verdi

Верди, Джузеппе Фортунино Франческо (10 X 1813, Ронколе, провинция Парма — 27 I 1901, Милан) — итальянский композитор. Родился в семье крестьянина-трактирщика. Занимался удеревенского органиста П. Байстрокки, позже в Буссето — у Ф. Провези.

С 15 лет преподавал в музыкальной школе Буссето, играл на органе в городском соборе, дирижировал оркестром. К этому времени относятся первые сочинения Верди — марши, танцы, пьесы для оркестра и солирующих инструментов, романсы, церковная музыка. В 1832–35 брал уроки у миланского музыканта В. Лавиньи. Изучал старую итальянскую музыку, сочинения немецких классиков, современную оперу. С 1836 Верди возглавлял музыкальную жизнь в Буссето. Он устраивал концерты, занимался с оркестрантами и певцами, дирижировал симфоническими и духовыми оркестрами, а также писал музыку. Среди лучших произведений этих лет — хоры к трагедиям А. Мандзони.

Уже в эти годы определилось призвание Верди как оперного композитора. Его попытка поставить в Парме в 1837 оперу «Рочестер» потерпела неудачу; через 2 года переработанная опера под названием «Оберто, граф Сан-Бонифачо» с успехом была исполнена в Милане (1839, театр «Ла Скала»). В этой опере (особенно в её мелодике) заметно влияние В. Беллини и Г. Доницетти, но проступают индивидуальные черты композиторского стиля Верди: драматический темперамент, энергия ритмов.

Опера «Король на час» (1840, в основу либретто положен французский фарс «Мнимый Станислав»), создававшаяся в тяжёлое для Верди время (смерть жены, а в предшествующие 2 года — дочери и сына), на премьере была освистана. Известность композитору принесла опера «Навуходоносор» («Набукко», 1841) — первая из историко-героических опер Верди, связанных с национально-освободительными идеями. Центральное место в опере занимают мужественные хоры, воплощающие образ народа. Несмотря на библейский сюжет, итальянцы услышали в «Набукко» повесть о судьбе своей родины, борющейся за свободу.

Опера «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842), прославляющая боевой дух древней Ломбардии, упрочила известность Верди. Оперы 40-х гг. — «Ломбардцы», «Эрнани» (1844), «Аттила» (1846), «Макбет» (1847) становятся действенным оружием в борьбе Италии за независимость, вызывали патриотические манифестации и подвергаются преследованиям австрийской цензуры. Народ пел хоры из опер Верди, столь близкие к революционным народным песням Италии. Верди называли «маэстро итальянской революции».

«Битва при Леньяно» (1849), явившаяся откликом на события 1848 года, завершает цикл ранних героических опер Верди. Её постановка (1849, Рим) превратилась в народное торжество. В театре, украшенном национальными флагами, присутствовали Дж. Мадзини и поэт-революционер Г. Мамели (на слова последнего Верди написал гимн «Звучи, труба!»). Эстетические воззрения Верди складывались под влиянием итальянского революционного романтизма, выдвинувшего идею тесной связи искусства с современностью, его доступности народу.

Верди привлекали сюжеты большого идейного содержания, насыщенные действием, яркими, контрастными эмоциями; отсюда интерес к Ф. Шиллеру, В. Гюго, У. Шекспиру. По произведениям великих драматургов созданы оперы «Эрнани» (по драме Гюго), «Макбет» (по трагедии Шекспира), «Луиза Миллер» (на сюжет трагедии «Коварство и любовь» Шиллера, 1849). Эти в целом ещё незрелые оперы свидетельствовали об упорных поисках композитора. Новые черты проявляются в их мелодике, в характере речитативов, в построении ансамблей, в углублении роли оркестра и, прежде всего, в стремлении к драматургически яркому воплощению сюжета в музыке.

Шагом к созданию музыкально-психологической драмы явилась опера «Макбет» — наиболее значительное, новаторское сочинение 40-х гг. Верди достиг здесь большой выразительности вокальной декламации и оркестрового письма. Уже в «Луизе Миллер» Верди поставил перед собой задачу создать образы неисключительных личностей, а обыкновенных людей, что отразилось и на музыкальном языке оперы, близком к итальянской народной музыке.

Эти черты ещё яснее проступают в знаменитой триаде 50-х гг. — «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853), «Травиата» (1853), открывающей новый период в творчестве Верди. Придворный шут, нищая цыганка, падшая женщина становятся героями опер, повествующих о страдании и гибели жертв общественной несправедливости. Глубоко реалистичная музыка их проникнута страстным, взволнованным гуманизмом. В этих операх выявились лучшие черты творчества Верди — горячность чувств, простота и правдивость музыкального языка. Песенность их (мелодии насыщены ритмами и интонациями итальянских народных песен и танцев) сочетается с напряжённым драматизмом, динамичностью развития. Верди создаёт развёрнутые сцены, где мелодии естественно объединены с напевной декламацией, в стремительном потоке действия рельефно выявляются характеры героев. Задаче реалистического воплощения характеров подчиняется построение либретто (Верди участвовал в составлении либретто своих опер), основанных на острых жизненных конфликтах.

На принципе крайних контрастов основано развитие действия в операх «Риголетто» (по драме «Король забавляется» Гюго) и «Трубадур» (по драме А. Гарсиа Гутьерреса). Обеим операм успех сопутствовал с момента появления на сцене. Иначе сложилась судьба «Травиаты»: одна из популярнейших впоследствии опер Верди на премьере провалилась. Горячие споры вызвала тема оперы (написана на сюжет пьесы «Дама с камелиями» А. Дюма-сына). Композитору ставилось в вину, что его оперная героиня — женщина, отвергнутая обществом (Верди акцентирует это обстоятельство: название оперы «La Traviata» по-итальянски — падшая женщина). Простейшими музыкальными средствами, в мягких полутонах создан этот правдивый образ. Внимание сосредоточено на внутреннем мире героини и трагическом конфликте между её стремлениями и окружающей средой.

В 50-х гг. оперы Верди шли во всех крупнейших театрах Европы. В связи с этим он много путешествовал, подолгу жил в Париже. Работа для парижской сцены оставила значительный след в творчестве композитора. Для театра «Гранд-Опера» Верди написал оперы «Сицилийская вечерня» (1854), позже «Дон Карлос» (1867), переработал несколько опер.

Воздействие жанра большой оперы сказалось на некоторых произведениях Верди 50-60-х гг.: «Симон Бокканегра» (1857), «Бал-маскарад» (1859). Отрицательные черты этого жанра — внешняя декоративность, обилие сценических эффектов наиболее ясно проступают в «Сицилийской вечерне». Вместе с тем Верди достиг здесь новой красочной выразительности оркестрового письма. Дефекты либретто (запутанность интриги) помешали успеху оперы «Симон Бокканегра». Во 2-й редакции (1881) она принесла композитору триумф. Верди по-новому подошёл к проблеме воплощения образа народа, сочетая динамизм и яркость массовых сцен с углублённым психологизмом. «Бал-маскарад», продолжая романтическую линию опер «Эрнани», «Трубадур», «Риголетто», несёт печать помпезности большой оперы. Новое в драматургии этого произведения — своеобразное сочетание трагического с элементами комического: комедийные моменты контрастно оттеняют наиболее мрачные ситуации драмы.

На рубеже 50-60-х гг. Верди был захвачен политическими событиями. Он принимал активное участие в освободительном движении, закупил на собственные деньги английское оружие для национальной гвардии г. Буссето. Войдя в первый национальный итальянский парламент (1861), разработал проект реорганизации музыкальных учреждений, требуя от государства выделения средств на развитие музыкального образования и оперных театров.

В 1861 по заказу петербургского Мариинского театра Верди написал оперу «Сила судьбы» (2-я редакция 1869) и в связи с её постановкой дважды посетил Россию (1861, 1862). Несмотря на огромную популярность Верди в России, опера не имела успеха. В ней проявились недостатки, присущие некоторым его операм 40-50-х гг., в частности — сложность и запутанность интриги, мелодраматизм.

Джузеппе Верди / Giuseppe Verdi

К наиболее значительным созданиям Верди принадлежит опера «Дон Карлос» (по одноимённой драме Ф. Шиллера), в которой изобличена мрачная сущность католицизма, инквизиции. С большой глубиной раскрывает композитор душевный мир героев. Некоторая медлительность развития действия, возможно, была причиной неуспеха оперы при первой постановке в Париже. Впоследствии Верди сократил партитуру, в 1884 сделал новую редакцию (четырёхактную, с итальянским текстом).

«Дон Карлос» во многом подготовил одну из вершин творчества Верди — оперу «Аида» (1870, написана по заказу египетского правительства, поставлена в 1871, Каир), углублённый психологизм которой сочетается с монументальной фресковостью, строгая, классически чёткая архитектоника — с новизной и смелостью свободно построенных арий и ансамблей. Элементы жанра большой оперы (развитые ансамбли, развёрнутые массовые сцены, торжественные шествия, балеты) здесь полностью подчинены национальным и индивидуальным особенностям дарования композитора. Чистота линий, своего рода «вокальность» оркестрового письма напоминают об искусстве старых итальянских мастеров, творения которых Верди изучал в годы работы над «Аидой». В течение короткого времени эта опера с триумфом обошла все столицы мира.

В 1871 Верди создал вдохновенный «Реквием», написанный на смерть писателя-патриота А. Мандзони. Образный, эмоциональный музыкальный язык (психологическая углублённость и в то же время декоративный блеск и красочность) «Реквиема» близок лучшим поздним операм Верди, в частности «Аиде». Хоры этого монументального семичастного произведения сочетают высокое мастерство многоголосного письма с театральной образностью.

После «Реквиема» в творчестве Верди наступило длительное затишье, он надолго отошёл от оперного жанра. Образование единого итальянского государства не оправдало надежд Верди, как и многих других патриотов. Глубокую горечь у композитора вызвала политическая реакция. Хотя в 1874 Верди был введён в состав сената, он решительно отказался от государственной деятельности. В 70-е гг. большую часть времени Верди проводил на своей вилле Сант-Агата, занимался сельским хозяйством, помогал крестьянам улучшить их быт, талантливой молодёжи — получить образование.

Опасения внушала Верди музыкальная жизнь Италии: пренебрежительное отношение молодых композиторов к национальной классической опере, восхваление итальянскими музыкальными критиками немецкой музыки при игнорировании своих национальных традиций (как особую похвалу «Аиде» критики отмечали влияние на неё музыки Вагнера). Высоко ценя творчество Р. Вагнера, Верди в то же время выступал против слепого подражания ему, считал, что каждый народ должен идти своим путём в искусстве, не отрываясь от родной почвы.

Новый подъём в творчестве композитора наступил в 80-х гг. Опера «Отелло» (1881–86, либретто по драме Шекспира написано А. Бойто) — высшее творческое достижение Верди и одно из самых совершенных воплощений шекспировской темы в оперном жанре. Художник-реалист, Верди с большой силой раскрыл душевную трагедию героев, выявил развитие их характеров. «Отелло» — реалистическая музыкальная драма. Верди достиг в ней идеального единства музыки, драматического действия и слова. В пределах каждого акта действие развивается непрерывно; кантилена сливается с декламационными эпизодами. Новаторство этой оперы не отрицает, а обновляет традиции итальянского музыкального театра. В «Отелло» Верди приблизился к декламационному стилю итальянских мастеров 17 века, к старинной итальянской речитативной народной песне. Постановка «Отелло» (1887, театр «Ла Скала») стала национальным торжеством. Высоко оценили оперу музыканты других стран, среди них П. И. Чайковский и Э. Григ.

В комической опере «Фальстаф» (1892, либретто составлено Бойто по двум пьесам Шекспира: «Виндзорские кумушки» дополнены эпизодами из хроники «Король Генрих IV») Верди применил тот же принцип сквозного музыкального развития, осуществил реформу оперы-буффа на основе достижений реалистической музыкальной драмы 19 века. По неистощимому остроумию, жизнерадостности, цельности и мастерству воплощения эта комическая опера достойная преемница «Севильского цирюльника» Россини.

Последние сочинения Верди — «Четыре духовные пьесы» (в 1897 объединены в цикл) сочетают черты хорового стиля Палестрины с новизной и смелостью гармоний «Аиды» и «Отелло».

Творчество Верди — высшая точка развития итальянской оперы 19 в. Продолжая традиции своих предшественников (Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти), Верди насыщал оперные произведения яркими, выразительными вокальными мелодиями, удобными для исполнителей и в то же время содержательными, оправданными драматически. Умение создавать выпуклые, запоминающиеся мелодические образы, метко характеризующие действующее лицо или ситуацию, — одна из самых сильных сторон искусства Верди как оперного драматурга.

Композитор-патриот и демократ, истинный сын народа, Верди черпал богатство своего мелодического языка в итальянском народном песенном творчестве. Вместе с тем, усвоив передовые завоевания различных современных ему оперных школ, Верди обогатил оркестр, усилил его драматургическую роль, стремясь к единству и непрерывности музыкально-драматического целого. Вокальный язык его опер становился с течением времени более гибким, тонко дифференцированным в декламационном отношении. Являясь одной из вершин оперного реализма в мировом музыкальном искусстве, творчество Верди составляет важнейшую часть классического репертуара всех оперных театров.

Джузеппе Верди / Giuseppe Verdi

Основные даты жизни и деятельности:

• 1813 — 10 X. В семье деревенского трактирщика Карло Верди в деревне Ронколе родился сын Джузеппе.
• 1821–22 — Первые уроки музыки у местного церковного органиста П. Байстрокки.
• 1823 — Переезд в Буссето, занятия музыкой под рук. Ф. Провези.
• 1828 — Помогая Провези, Верди преподает в муз. школе, играет в соборе на органе, дирижирует городским оркестром. — Первые сочинения, в т. ч. «Безумие Саула» (для голоса с оркестром).
• 1832 — VI. Поездка в Милан для продолжения муз. образования (на стипендию от Буссето). — Экзамены в консерваторию (не принят по возрасту). — Занятия у профессора В. Лавиньи.
• 1835 — Возвращение в Буссето.
• 1836 — II. Верди занимает место maestro di musica (после смерти Провези). — 5 V. Женитьба на М. Барецци.
• 1839 — II. Переезд с семьёй в Милан. — Работа с либр. Т. Солерой над оперой «Оберто». — XI. Заказ от импрессарио Б. Мерелли на 3 оперы.
• 1840 — 18 VI. Смерть жены.
• 1842 — 9 III. Премьера оперы «Навуходоносор» (выступление в спектакле певицы Дж. Стреппони). — Столкновение с цензурой в связи с пост. оперы «Ломбардцы».
• 1847 — VI–VII. Первое заграничное путешествие в связи с постановкой оперы «Разбойники» в Лондоне. — Начало совместной жизни Верди и Дж. Стреппони.
• 1848 — IV. Приезд Верди в восставший Милан; встречи с Г. Мамели и Дж. Мадзини, который предлагает Верди сочинить революционный гимн. — V. Покупка в окрестностях Буссето виллы Сант-Агата, где были впоследствии созданы лучшие сочинения Верди — VIII. Обращение Верди вместе с др. деятелями итальянской культуры к французскому правительству с призывом о помощи Италии. — X. Создание гимна «Звучи, труба!» (сл. Г. Мамели). — Поездка в Рим для постановки оперы «Битва при Леньяно».
• 1850 — II. Верди составляет сценарий по драме «Король Лир» Шекспира. — XII. Цензура налагает запрет на либретто оперы «Проклятие» (по драме «Король забавляется» Гюго).
• 1852 — VII. В связи с кончиной С. Каммарано Верди передает незавершенное либр. оперы «Трубадур» Л. Бардаре. — 10 VIII. Награждение франц. орденом Почётного легиона.
• 1853 — IV–IX. Работа над либретто оперы «Король Лир». — Начало переписки с либреттистом А. Соммой (продолжалась до 1856, опера не была написана).
• 1854 — 6 V. Успешное исполнение оперы «Травиата» в театре «Сан-Бенедетто» (Венеция).
• 1855 — XII. Постановка «Сицилийской вечерни» под названием «Джованна Гусман» (в Парме и Турине) с изменениями, вызванными вмешательством австрийской цензуры.
• 1856 — 9 II. Награждение орденом св. Маврикия и Лазаря.
• 1857 — Верди перерабатывает для театра «Гранд-Опера» оперу «Трубадур» (исп. 12 I под назв. «Трувер»). — Приступает к работе над оперой на либретто А. Соммы по сюжету, сочинённому Э. Скрибом для Д. Обера, «Густав III, или Бал-маскарад».
• 1858 — Столкновение с цензурой, которая требовала изменений в либретто, искажающих сюжет оперы.
• 1859 — 17 II. Постановка оперы «Бал-маскарад» в Риме (с изменённым либр.). — 29 VIII. Бракосочетание Верди и Дж. Стреппони. — IX. Верди в числе 5 депутатов от Буссето едет в Турин с мандатом о присоединении пармских провинций к Пьемонту.
• 1861 — II. Избрание депутатом в первый национальный парламент в Турине; Верди разрабатывает проект реорганизации муз. учреждений и обсуждает его с сардинским министром К. Б. Кавуром. — 6 XII. Приезд Верди в Петербург в связи с постановкой оперы «Сила судьбы» (премьера не состоялась из-за болезни певицы М. Груа).
• 1862 — I. Посещение Москвы. — В качестве муз. представителя Италии присутствует на Всемирной выставке в Лондоне. — 24 V. Исполнение кантаты «Гимн наций», написанной для Лондонской выставки (театр «Ковент-Гарден»). — IX–XI. Вторая поездка в Россию в связи с постановкой оперы «Сила судьбы».
• 1862 — XI — начало 1863 — Поездка в Испанию, путешествие по Андалусии.
• 1863 — 11 I. Постановка оперы «Сила судьбы» в Мадриде.
• 1864 — Избрание в члены Франц. академии.
• 1865 — Верди даёт согласие на присвоение его имени театру, построенному в Буссето. — Отказ от баллотировки в новый состав парламента.
• 1866 — Вечера у Дж. Россини в Париже. — Скульптор Ж. Дантан лепит бюст Верди.
• 1867 — 11 III. Премьера оперы «Дон Карлос» в театре «Гранд-Опера». — 27 X. Первая итальянская постановка оперы «Дон Карлос» (Болонья).
• 1868 — VII. Встреча Верди с А. Мандзони. — XI. Обращение Верди с предложением создать коллективный «Реквием» памяти Дж. Россини.
• 1869 — Организует альбом романсов в пользу семьи больного либреттиста Ф. Пьяве и сам пишет «Сторнель» для голоса с фортепиано — Сочиняет заключительную часть «Libera me» для «Реквиема» памяти Россини (не был создан, написанную музыку Верди использовал в своём «Реквиеме»).
• 1870 — V. Работа над либретто «Аиды» с А. Гисланцони.
• 1871 — III. Верди возглавляет комиссию по вопросам реформы муз. театров и муз. образования. — Отказывается от предложенного ему поста директора Неаполитанской консерватории. — 24 XII. Премьера «Аиды» в Каире.
• 1871–72 — Верди готовит постановку оперы «Аида» в Милане.
• 1873 — Скульптор В. Джемито лепит бюст Верди.
• 1876 — 22 IV. Исполнение «Аиды» под управлением Верди в Париже («Театр лирик»).
• 1877 — V. Участие Верди в Кёльнском муз. фестивале. Исполнение его «Реквиема» и струнного квартета.
• 1878 — I. Отказ от предложения занять пост директора Миланской консерватории.
• 1880 — 22 III. Успех оперы «Аида» в театре «Гранд-Опера».
• 1881 — Начало работы Верди и А. Бойто над «Отелло». — 25 X. Торжественное открытие статуи Верди в вестибюле театра «Ла Скала».
• 1883 — Работа с Гисланцони над новой редакцией оперы «Дон Карлос».
• 1886 — Присутствие на первых репетициях оперы «Отелло» в театре «Ла Скала».
• 1887 — Верди организует постройку больницы в Вилланова.
• 1890–92 — Работа над «Фальстафом».
• 1892 — IV. Верди участвует в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Дж. Россини; дирижирует «Молитвой» из «Моисея» Россини.
• 1895 — II. Верди начинает постройку дома для престарелых музыкантов в Милане.
• 1897 — 14 XI. Смерть Джузеппины Верди (жены композитора).
• 1901 — 27 I. Смерть Верди в Милане. — 30 I. Похороны на кладбище Cimitero monumentale в Милане. — 27 II. Перенесение праха Верди в часовню при доме престарелых музыкантов.

Сочинения:

оперыОберто, граф Сан-Бонифачо (1833-37, поставлена в 1839, театр «Ла Скала», Милан), Король на час (Un giorno di regno, позже под названием Мнимый Станислав, 1840, там те), Навуходоносор (Набукко, 1841, поставлена в 1842, там же), Ломбардцы в первом крестовом походе (1842, поставлена в 1843, там же; 2-я редакция, под названием Иерусалим, 1847, театр «Гранд-Опера», Париж), Эрнани (1844, театр «Ла Фениче», Венеция), Двое Фоскари (1844, театр «Арджентина», Рим), Жанна д’Арк (1845, театр «Ла Скала», Милан), Альзира (1845, театр «Сан Карло», Неаполь), Аттила (1846, театр «Ла Фениче», Венеция), Макбет (1847, театр «Пергола», Флоренция; 2-я редакция, 1865, «Театр лирик», Париж), Разбойники (1847, театр «Хеймаркет», Лондон), Корсар (1848, театр «Гранде», Триест), Битва при Леньяно (1849, театр «Арджентина», Рим; с переработанным либретто, под названием Осада Гарлема, 1861), Луиза Миллер (1849, театр «Сан Карло», Неаполь), Стиффелио (1850, театр «Гранде», Триест; 2-я редакция, под названием Гарольд, 1857, театр «Нуово», Римини), Риголетто (1851, театр «Ла Фениче», Венеция), Трубадур (1853, театр «Аполло», Рим), Травиата (1853, театр «Ла Фениче», Венеция), Сицилийская вечерня (французское либретто Э. Скриба и Ш. Дюверье, 1854, поставлена в 1855, театр «Гранд-Опера», Париж; 2-я редакция под названием «Джованна Гусман», итальянское либретто Э. Кайми, 1856, Милан), Симон Бокканегра (либретто Ф. M. Пьяве, 1857, театр «Ла Фениче», Венеция; 2-я редакция, либретто переработано А. Бойто, 1881, театр «Ла Скала», Милан), Бал-маскарад (1859, театр «Аполло», Рим), Сила судьбы (либретто Пьяве, 1862, Мариинский театр, Петербург, итальянская труппа; 2-я редакция, либретто переработано А. Гисланцони, 1869, театр «Ла Скала», Милан), Дон Карлос (французское либретто Ж. Мери и К. дю Локля, 1867, театр «Гранд-Опера», Париж; 2-я редакция, итальянское либретто, переработано А. Гисланцони, 1884, театр «Ла Скала», Милан), Аида (1870, поставлена в 1871, театр «Опера», Каир), Отелло (1886, поставлена в 1887, театр «Ла Скала», Милан), Фальстаф (1892, поставлена в 1893, там же), для хора и фортепиано — Звучи, труба (слова Г. Мамели, 1848), Гимн наций (кантата, слова А. Бойто, исполнена в 1862, театр «Ковент-Гарден», Лондон), духовные произведенияРеквием (для 4 солистов, хора и оркестра, исполнен в 1874, Милан), Pater Noster (текст Данте, для 5-голосного хора, исполнен в 1880, Милан), Ave Maria (текст Данте, для сопрано и струнного оркестра, исполнена в 1880, Милан), Четыре духовные пьесы (Ave Maria, для 4-голосного хора; Stabat Mater, для 4-голосного хора и оркестра; Le laudi alla Vergine Maria, для 4-голосного женского хора; Те Deum, для хора и оркестра; 1889-97, исполнен в 1898, Париж); для голоса с фортепиано — 6 романсов (1838), Изгнанник (баллада для баса, 1839), Обольщение (баллада для баса, 1839), Альбом — шесть романсов (1845), Сторнель (1869), и др.; инструментальные ансамбли — струнный квартет (e-moll, исполнен в 1873, Неаполь), и др.

Письма: Избранные письма. Сост., пер., вступительная статья и примеч. А. Д. Бушен, M., 1959; I copia-lettere di Giuseppe Verdi, pubbl. e illustr. da G. Cesari e A. Lusio, Mil. — Lpz., 1913; Briefe, hrsg. und eingeleit. von Fr. Werfel, ubers. von R. Stefan, В. — W. — Lpz., 1926, на англ. яз. — N. Y., 1942; Carteggi Verdiani, a cura di A. Lusio, v. I–IV, Roma, 1935–47, Autobiografia dalle lettere. A cura di С. Graziani (pseud. di A. Oberdorfer), Mil., 1941, 1951 (col nome di A. Obersdorfer).

Литература: Серов А., Верди и его новая опера («Сила судьбы»), «Иллюстрация», 1862, No 244, 245; то же, в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; то же, Избр. статьи, т. 2, M., 1957; Корганов В., Верди. Биографический очерк, М., 1897; Pерман В., Поздний Верди, «СМ», 1938, No 12; то же, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, M., 1961, с. 245–62; Тигранов Г., «Отелло» Дж. Верди, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, т. 2, Л., 1940, с. 154–222; Соллертинский И., Шекспир и мировая музыка, в его кн.: Избр. статьи о музыке, Л. — M., 1946; то же, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, с. 322–36; его же, Джузеппе Верди, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, с. 199–209, то же, в его кн.: Исторические этюды, Л., 1963, с. 223–35; Друскин М., Оперные идеалы Верди, «СМ», 1954, No 9, с. 57–66; Асафьев Б., Верди. Эскиз монографии, Избр. труды, т. IV, M., 1955, с. 207–20; его же, Джузеппе Верди. (Краткий свод важнейших событий из его жизни), там же, с. 220–39; Соловцова Л., Джузеппе Верди, M., 1957, М., 1966; Бушен А., Рождение оперы. (Молодой Верди). Роман, M., 1958; Шавердян Р., Мелодика Верди, «СМ», 1960, No 6, Богоявленский С., Верди и Шекспир, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Протопопов В. В., Полифония Дж. Верди, в его кн.: История полифонии, M., 1965, с. 464–90, Эсе Ласло, Если бы Верди вёл дневник…, Будапешт, 1966; Орджоникидзе Г., Оперы Верди на сюжеты Шекспира, M., 1967; Вasevi A., Studio sulle opere di Giuseppe Verdi, Firenze, 1859; Escudier L., Messouvenirs, R., 1863, 1868; Pougin A., Giuseppe Verdi. Vita aneddotica. Con note ed aggiunte di Folchetto (pseud. de J. Capone), Mil., 1881; Rerinellо С., Giuseppe Verdi, B., 1900; D’Angeli A., Giuseppe Verdi, Modena, 1910, Mil., 1939; Bellaigue С. F., Verdi. Biographie critique, R., 1912, 1927, Mil., 1913, 1956; Vanbianchi C., Nel I’Centenario di Giuseppe Verdi 1813–1913. Saggio di bibliographie Verdiana, Mil., 1913; Bonaventura A., La figura e I’arte di Giuseppe Verdi, Livorno, 1919, R., 1930; Weissmann A., Verdi, Stuttg. — B., 1922; Monaldi G., Verdi 1839–1898, Torino, 1925, Mil., 1951; Bonavia F., Verdi, L., 1930, 1947; Тоye Fr., Giuseppe Verdi. His life and works, L., 1931, Mil., 1951; Gatti C., Verdi. La vita, le opere i tempi, v. 1–2, Mil., 1931, in 1 v. , 1951, 1953; Gerig К. H., Giuseppe Verdi, Potsdam, 1932; его же, Verdi nelle imagini, Mil., 1941; Klein J., Verdi’s Italian contemporaries and successors, «ML», 1934, v. XV, No 1; Holl K., Verdi, B., 1939, Lindau, 1947, Z., 1948; Hussey D., Verdi L., 1940, 1947, N. Y., 1962; Roncaglia G., L’ascensione creatrice di Giuseppe Verdi, Firenze, 1940, 1951; его же, Galleria Verdiana Studi e figure, Mil., 1959; Оrsini L., Giuseppe Verdi, Torino, 1949, 1963; Cenzata G., Itinerari Verdiani, Parma, 1949, Mil., 1955; Cherbuliez A. E., Giuseppe Verdi: Leben und Werk, Ruschlikon — Z., 1949; Retzold R., Giuseppe Verdi. 1813–1901. Sein Leben in Bildern, Lpz., 1952; Petit R., Verdi, R., 1958, nouv. ed. 1962, Mila M., Giuseppe Verdi, Bari, 1958; Abbiati F., Giuseppe Verdi. La vita, v. 1–4, Mil., 1959; Verdi, «Bolletino quadrimestrale dell’Istituto di Studi Verdiani», v. 1–2, No 1–6, Parma, 1960–66, Rinaldi M., Verdianа, Roma, 1961; Walker F., The man Verdi, L., 1962, Mil., 1964; Martin G., Verdi. His music, life and times, N. Y., 1963; Swolkien H., Verdi, Kr., 1963; Rannain G., Giuseppe Verdi, Torino, 1964; Malraye J., Giuseppe Verdi. L’homme et son oeuvre, R., 1965.

Л. А. Соловцова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Творческий путь Джузеппе Верди
Оперные идеалы Верди и принципы драматургии
Итальянская музыкальная культура во второй половине XIX века
«Джузеппе Верди и оперная драматургия». Книга Г. Галя
«Верди». Книга Дж. Тароцци

реклама

вам может быть интересно

Артюр Онеггер Композиторы

Произведения

Stabat mater (Верди) 22.08.2024 в 22:40
Аида (Верди) 12.01.2011 в 11:29
Альзира (Верди) 12.01.2011 в 14:11
Аттила (Верди) 12.01.2011 в 14:36
Иерусалим (Верди) 21.03.2011 в 11:23
Корсар (Верди) 12.01.2011 в 14:35
Макбет (Верди) 12.01.2011 в 16:22
Набукко (Верди) 12.01.2011 в 22:49
Отелло (Верди) 12.01.2011 в 11:16
Реквием (Верди) 12.01.2011 в 13:24
Риголетто (Верди) 12.01.2011 в 00:07
Стиффелио (Верди) 12.01.2011 в 16:14
Травиата (Верди) 12.01.2011 в 20:20
Трубадур (Верди) 12.01.2011 в 21:46
Фальстаф (Верди) 12.01.2011 в 17:51
Эрнани (Верди) 12.01.2011 в 17:42

Публикации

«Набукко» побеждает Будапешт (operanews.ru) 09.03.2015 в 20:56
Реквием без лидера (operanews.ru) 24.11.2013 в 20:05
Все песни Верди 01.11.2013 в 15:13
Опера — это Верди! (operanews.ru) 14.10.2013 в 12:52
Гала Верди в Арена ди Верона (operanews.ru) 18.08.2013 в 22:10
Праздник оперы в Самаре (operanews.ru) 28.04.2013 в 15:40
Дорогая «Аида» 27.04.2013 в 23:37
«Фальстаф» в Бастилии (operanews.ru) 10.03.2013 в 18:21
Волшебный фонарь 18.09.2010 в 14:40

Книги

Главы из книг

Словарные статьи

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама