Messa da Requiem
Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, хор, оркестр.
История создания
13 ноября 1868 года умер Россини. «Хотя меня и не связывала с ним очень тесная дружба, я оплакиваю вместе со всеми потерю этого великого артиста, — писал Верди. — В мире угасло великое имя! Это имя самое популярное в нашу эпоху, известность самая широкая, — и это была слава Италии!»
Не прошло и четырех дней, как Верди представил тщательно разработанный проект увековечения его памяти: «Я предложил бы наиболее уважаемым итальянским композиторам... объединиться с целью написать траурную мессу, которую исполнили бы в годовщину смерти Россини... Этот реквием нужно было бы исполнить в церкви Сан Петронио в городе Болонья, подлинной музыкальной родине Россини. Этот реквием не должен был бы стать предметом любопытства или спекуляции: тотчас по исполнении на него были бы наложены печати, и он был бы сдан в архив Болонского музыкального лицея с тем, чтобы никто и никогда не мог получить его оттуда...»
12 частей были распределены по жребию между 12 композиторами (увы, ни одно из имен не пережило своего времени). Верди досталась последняя, Libera me, которая кладется на музыку лишь в особо торжественных случаях (обычно реквиемы завершаются частью Agnus Dei). Верди настаивал на особой торжественности премьеры: исполнение должно состояться в Болонье именно в первую годовщину смерти Россини. Однако этого не произошло по вине дирижера, и композитор порвал с ним дружеские отношения, длившиеся 20 лет. Год спустя Верди сообщал, что решил сам сочинить весь реквием, причем к тому времени им уже были созданы 2 первые части.
В 1868 году состоялась долгожданная встреча Верди с другим, не менее знаменитым, современником — писателем Алессандро Мандзони, роман которого «Обрученные» он прочел еще 16-летним юношей. Композитор боготворил Мандзони, называл Великим поэтом, Великим гражданином, Святым человеком, славой Италии, а посланный ему портрет Мандзони с собственноручной надписью считал самой драгоценной реликвией. «... В присутствии Мандзони я чувствую себя до того маленьким (а ведь вообще я горд как Люцифер), — писал Верди, — что я никогда или почти никогда не могу сказать ни слова». Узнав о его смерти 22 мая 1873 года, Верди не поехал в Милан («у меня не хватит мужества присутствовать на его похоронах»), но уже на следующий день принял решение создать грандиозный памятник «нашему Святому» — им будет реквием, который лучшие певцы исполнят в Милане в годовщину смерти Мандзони.
Отказавшись от первоначально задуманных традиционных 12 частей (поэтический перевод, сделанный А. Майковым, см. на статье о Реквиеме Моцарта), Верди разделил текст католической заупокойной мессы на 7 частей, из которых самая грандиозная, 2-я, в свою очередь распадается на 9 эпизодов. Работа шла быстро, в августе Верди уже послал приглашение певице для участия в премьере. Она состоялась в первую годовщину смерти Мандзони, 22 мая 1874 года в Милане, в соборе Сан Марко под управлением Верди, а 3 дня спустя — в театре Ла Скала и прошла с огромным успехом.
Музыка
Реквием близок по стилю поздним операм Верди, прежде всего создававшейся одновременно «Аиде». Особенно это относится к многочисленным ариозо и ансамблям — дуэтам, терцетам, квартетам — с типично итальянской оперной кантиленой. Большой по составу оркестр не только аккомпанирует певцам, но и рисует красочные картины.
Такова 2-я часть, Dies Irae (День предстанет в гневной силе), построенная на смене остро конфликтных эпизодов Страшного Суда, полных смятения, ужаса, мольбы. Ее открывают изобразительные вихри смерти (хор и оркестр), которые сменяются грозными перекличками 4 труб за сценой и в оркестре Tuba mirum (Вострубит труба нам звоном). Один за другим следуют 3 лирических эпизода: светлый, спокойный женский дуэт Recordare (О припомни, Иисусе), совершенно по-оперному звучащее ариозо тенора Ingemisco (Я вздыхаю, с грешным схоже) и величавое скорбное соло баса Confutatis (Суд изрекши посрамленным). Завершающий 2-ю часть квартет с хором Lacrimosa (Слезный этот день настанет) отличается проникновенной мелодией удивительной красоты, редкой даже у такого мелодиста, как Верди. Иной характер присущ 4-й части, Sanctus (Свят). Эту блестящую фугу для двойного хора, воплощение созидательной ликующей силы жизни открывает соло 4 труб. Оригинальностью отмечена 5-я часть, Agnus Dei (Агнец Божий) — сдержанный, отрешенный дуэт сопрано и меццо-сопрано, вариации в старинном стиле на необычную, излагаемую в октаву без сопровождения тему в духе средневекового церковного песнопения.
А. Кенигсберг
Параллельно с «Аидой» Верди работал над другим капитальным сочинением, которое не было предназначено для театра. На рубеже 1860—1870 годов Верди испытал немало личного горя: умерли один за другим его отец, Барецци, близкий друг и сотрудник-либреттист Франческо Пиаве. Смерть Россини в 1868 году и писателя Мандзони в 1873 году завершает скорбный список. Под впечатлением кончины близких друзей Верди создает Реквием для четырех солистов, хора и оркестра.
Он обращается к традиционным формам католической заупокойной обедни, но насыщает их новым содержанием. Круг музыкальных образов Реквиема близок к «Аиде». Здесь находят воплощение та же мужественная героика, гневный протест, глубокое страдание, просветленный лиризм и страстная мечта о счастье. Родственны и приемы музыкальной разработки, придающие Реквиему черты оперной выразительности (Характерно, что, за исключением премьеры, состоявшейся в 1874 году, Реквием Верди при жизни композитора давался не в церкви, а в театральных и концертных залах.). Многие же его мелодии звучат как задушевные народные напевы, примером чему может служить Lacrimosa:
В Реквиеме семь частей. Трагический пролог (Requiem е Kyrie) сменяется картинами страшного суда (Dies irae). Это — главная, наиболее конфликтная, широко разработанная часть. В ней даны резкие сопоставления картин, вызывающие чувства смятения и ужаса. Лишь под конец наступает умиротворение (Lacrimosa). Третья часть (Offertorium) — интермеццо декоративно-созерцательного плана, с которым контрастирует выражение силы, созидательной мощи жизни в № 4 — гигантской двойной фуге (Sanctus). Следующие две части (Agnus Dei, Lux aeterna), музыка которых выражена в нежных, пастельных тонах, представляют собой лирический центр произведения. Финал (Libera me) выполняет образно-смысловую функцию репризы — здесь также даны внезапные смены картин, где воскрешаются образы и Dies irae, и первого номера; полная решимости, волевых усилий фуга перекликается с № 4. Заключительный взрыв отчаяния резко обрывается и — будто пресеклось дыхание — Реквием заканчивается зловещим шепотом.
Дух повержен, но не сломлен — таков идейный вывод этого гигантского произведения, воплотившего конфликты, типичные для опер Верди.
М. Друскин