Михаил Михайлович Мордкин

Дата рождения
09.12.1880
Дата смерти
15.07.1944
Профессия
Страна
Россия, США
Михаил Михайлович Мордкин / Mikhail Mordkin

Мордкин Михаил Михайлович (9 (21) XII 1880, Москва — 15 VII 1944, Милбрук, шт. Нью-Джерси) — русский танцовщик, балетмейстер, педагог.

По окончании Московского театрального училища (педагог В. Д. Тихомиров), в 1900–10 и в 1912–18 в Большом театре. Ещё учеником с 1898 выступал на сцене театра (Корнет — «Привал кавалерии» Армсгеймера) в ведущих партиях. В 1899 исполнил партию Колена, ставшую одной из лучших в его репертуаре. В балетах, поставленных или переделанных А. А. Горским, создал партии: Феб («Дочь Гудулы»), Хитарис («Дочь фараона»), Нур («Нур и Анитра» на музыку Ильинского), Мато («Саламбо»), Зонневальд («Шубертиана»), Рыбак («Любовь быстра!» на музыку Грига), Жан де Бриен, Солор, Конрад; Эспада и Базиль («Дон Кихот») и др.

Мордкин обладал большим драматическим дарованием, выдающейся пластической выразительностью. Его творчеству было присуще импровизационное начало, умение развить любой замысел балетмейстера. Танец артиста отличался темпераментом, силой, мужественностью, напористой энергией. В 1909 Мордкин участвовал в первом Русском сезоне за границей (Рене де Божанси — «Павильон Армиды», балетмейстер М. М. Фокин). В 1910–11 гастролировал с А. П. Павловой и собственной труппой в США, Великобритании. С 1914 начал переходить на мимические роли (Хан — «Конёк-Горбунок» в новой постановке Горского). С 1904 был репетитором, с 1905 помощником балетмейстера Большого театра.

Среди лучших концертных номеров Мордкина (все в его постановке): «Танец с луком и стрелой» на музыку Арендса, «Вакханалия» на музыку Глазунова (исполнял с А. П. Павловой), «Комическое па» на музыку Грига, «Итальянский нищий» («Джипси») на музыку Сен-Санса.

Поставил: балет «Азиадэ» на музыку Бурго-Дюкудре (входил в репертуар его американских гастролей, в 1917 показан на арене Московского цирка с музыкой Гютеле), интермедию в спектакле «Мнимый больной» Мольера (1913, МХТ), танцевальные сцены в спектакле «Овечий источник» Лопе де Вега (1919, Киев, реж. К. А. Марджанов), ряд балетов в Тбилисском театре — «Карнавал» (1920), «Цветы Гренады» Мошковского (1922), «Севильская жемчужина» Пуньи (1924).

С 1924 жил в США, где вскоре организовал школу (Нью-Йорк), преподавал в ней. В 1926 создал труппу (с 1937 — «Мордкин балле»). В 1937 вновь начал выступать на сцене: Старый рыбак («Золотая рыбка» на музыку Н. Черепнина, постановка Мордкина), Марселина («Тщетная предосторожность»), Генерал («Весенние голоса» на музыку И. Штрауса), Чёрт («Трепак» на музыку А. Черепнина). В репертуар его труппы входили также «Карнавал», «Лебединое озеро», «Жизель».

В 1939 на основе труппы Мордкина (но без его участия) возникла труппа «Балле тиэтр».

Литература: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 — Танцовщики, Л., 1971, с. 186 — 209.

Н. Ю. Чернова
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.


Этот эффектный красавец был прозван «Гераклом балетной сцены». Он славился энергичным танцем, темпераментом, яркими импровизациями, умением безупречно носить исторический костюм. А настало время – стал одним из основоположников американского классического балета.

Михаил Мордкин родился в Москве 9 декабря 1880 года. В 1900 году он окончил московскую балетную школу и был зачислен в труппу Большого театра. Он обратил на себя внимание еще будучи учеником – в 1899 году ему доверили партию Колена в «Тщетной предосторожности», которая надолго осталась в его репертуаре. В первый же год в театре он получил главную роль в балете «Звезды». Вскоре Мордкин стал премьером Большого театра, чему немало способствовал балетмейстер Александр Горский – роли в его балетах были словно нарочно созданы для Мордкина. Это были Феб в «Дочери Гудулы», Хитарис в «Дочери фараона», Нур в «Нуре и Анитре», Мато в «Саламбо», Рыбак в «Любовь быстра!» Но Мордкин блистал не только в спектаклях реформатора Горского – в его репертуаре были также первые роли классических балетов: Жан де Бриен в «Раймонде», Солор в «Баядерке», Конрад в «Корсаре», Эспада и Базиль в «Дон Кихоте» Минкуса.

«Образ Мато в «Саламбо» был наивысшим достижением артиста. Он был страшен и трогателен, прекрасен, когда ослепленный, с вырезанным сердцем все же продолжал стоять, слегка раскачиваясь, пока не падал мертвым на землю. Публика любила его и в роли Базиля: в классической вариации он использовал и кастаньеты, и бубен, чего до него никто не делал, ибо танцевать с предметами, да еще классику, чрезвычайно трудно. А Мордкин любил сценические атрибуты и бутафорию, умел их обыгрывать, стремясь усилить действенность сценического поведения. Этот прием придавал танцу окраску реальности» – так вспоминал об искусстве Мордкина патриарх русской балетной сцены Федор Лопухов.

Он умел заполнять своими движениями всю сцену Большого театра и вызывал бурю оваций. Москвичи считали его идеалом мужской красоты на сцене. Он воплотил новые черты мужского балетного исполнительства, новый тип героико-романтического танцовщика. Актерский пафос, умение эффектно выйти на сцену, лепить роль яркими, крупными мазками, любовь к броской детали, живописности внешнего облика и эмоций роднили исполнительскую манеру танцовщика с исканиями московского модерна начала двадцатого века в драматическом искусстве, живописи, литературе.

В декабре 1905 года хореограф Александр Горский поставил свой вариант балета «Дочь фараона», полностью переработав старинный спектакль Петипа. Анна Павлова, заинтересовавшись экспериментом, приехала в Москву, чтобы 15 января 1906 года выступить в главной роли. Ее партнером стал Михаил Мордкин. Внешность и танцевальная манера артиста произвели на нее впечатление – рядом с ним она казалась особенно легкой, воздушной. Сильный и ловкий танцовщик великолепно выполнял любую поддержку. К тому же Мордкин был и по духу ближе Павловой, чем чинные, подчеркнуто галантные петербургские кавалеры. Обоих артистов влекло к темпераментной актерской игре, они обладали даром заражать друг друга, искренно увлекаться на сцене.

Их сотрудничество было продолжено в дягилевской антрепризе. В 1909 году Мордкин участвовал в первом «Русском сезоне», исполнял партию Рене де Божанси в «Павильоне Армиды». Но настоящий успех ждал танцовщика в Лондоне в 1910 году, во время выступлений с Анной Павловой. В 1910–1911 годах он дважды гастролировал с Павловой в Америке и Великобритании. В 1911 году Павлова и Мордкин выступили в американском «Палэ Театр», где им опять сопутствовал грандиозный успех.

Балет в эти годы был в США развит слабо. И если отдельные балерины, по большей части итальянки, появлялись в Америке чаще всего в представлениях, которые давали увеселительные заведения, то танцовщиков-мужчин здесь до появления Мордкина видели мало, и отношение к ним было скептическое. Поэтому московский артист произвел фурор. Павлова, со своей стороны, открыла американцам, какие глубины выразительности кроются в классическом танце, в котором они привыкли видеть лишь трюк: не более как умение крутиться и «бегать на пальцах».

Из всех номеров, которые артисты танцевали вместе, наибольшим успехом как в США, так и во время последующих гастролей в Англии пользовалась поставленная Мордкиным для себя и Павловой «Вакханалия» на музыку Александра Глазунова. Для себя он создал коронный номер – «Танец с луком и стрелой». Одетый в «восточный» костюм, полностью открывающий ноги, с браслетами на щиколотках, он держал в руках огромный лук, из которого посылал за кулисы стрелу. Вариация состояла из прыжков и «героических» поз, позволяющих любоваться игрой мускулов на мощном, покрытом бронзовым загаром теле. Выступая с этим номером в Америке, Мордкин назвал его «Танцем индейца» и надел на голову огромный убор из перьев, который якобы был им куплен у вождя племени сиу.

После гастролей он снова вернулся в Большой театр. С 1914 года он начал переходить на мимические роли. В Москве, на углу Петровки и Столешникова переулка, Мордкин открыл собственную балетную студию, из которой впоследствии вышло немало известных московских танцовщиков и хореографов, ставших в 20-е годы экспериментаторами в советском балете. Цель этой частной школы состояла в подготовке танцовщиков для будущей собственной гастрольной труппы, получившей название «Московский передвижной театр балета». Репертуар труппы составляли сочинения самого Мордкина, его концертные номера, классические и характерные танцы, а также первый большой балетный спектакль хореографа «Азиадэ» на «восточную» тему. В 1916 году в Киеве Мордкин создал свой второй балет, «Цветы Гренады», на сборную музыку. Критики назвали его произведения «хореопоэмами».

Время для танцев было не самое подходящее – шла Гражданская война.

Но с 1918 по 1923 год «Балет Мордкина», как его назвали газетчики, объездил с гастролями огромное количество городов – Нижний Новгород, Екатеринослав, Ростов-на-Дону, Киев, Винницу, Полтаву, Воронеж, побывал в Крыму и в Сибири.

В 1920–1922 годы «Балет Мордкина» работал в Тифлисе, здесь же была открыта новая студия, поставлены балет «Карнавал», новая редакция «Тщетной предосторожности» и «Жизели», «Коппелия» и другие балеты.

В 1923 году труппа возвратилась в Москву, но успеха ее выступления уже не имели. В том же году Мордкин поехал на зарубежные гастроли вместе с балериной Большого театра Викториной Кригер. В Россию он не вернулся.

Некоторое время Мордкин жил в Литве, потом в 1924 году перебрался в США. В 1926 году он организовал в Америке собственную балетную труппу, в которую вошли русские танцовщики-эмигранты. «Балет Мордкина» продолжал развивать и утверждать московские традиции классического танца. В репертуар труппы вошли постановки хореографа предшествующих лет и «Лебединое озеро». Труппа давала спектакли в Америке, гастролировала в Европе, затем была распущена.

Мордкин продолжал работать как свободный хореограф, сотрудничал с разными коллективами. В 1937 году вместе со студентами своей частной балетной школы он попытался заново создать «Балет Мордкина» в Нью-Йорке для того, чтобы иметь возможность показать таланты своих учеников. Но в 1938 году эта труппа превратилась в профессиональный коллектив. Здесь Мордкин продолжал пропагандировать спектакли классического наследия, создавал собственные оригинальные редакции. В 1939 году она была преобразована в «Ballet Theatre», в 1956 году переименована в Американский театр балета («American Ballet Theater») и сохранила это название до сих пор. Это одна из ведущих танцевальных компаний мира.

Однако сам Мордкин не остался в новом коллективе и вернулся к частной педагогической деятельности. Он скончался 15 июля 1944 года в Милбруке, штат Нью-Джерси, США.

Д. М. Трускиновская
Источник: 100 великих мастеров балета, 2010 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама