Американcкий театр балета (ABT)

American Ballet Theatre

Город
Нью-Йорк
Год основания
1937
Тип
American Ballet Theatre. Фото с сайта ABT

Американская балетная компания. Организована в 1939 Л. Чейз, Р. Плезантом на основе труппы Балет Мордкина под названием «Балле тиэтр» (с 1957 — современное название). Отличительной чертой труппы стало разнообразие репертуара, привлечение хореографов различных направлений. В первый сезон шли спектакли классического наследия («Жизель», «Тщетная предосторожность», 2-й акт «Лебединого озера»), постановки балетмейстеров М. М. Фокина, А. Тюдора, М. М. Мордкина, А. Долина, молодых американских хореографов А. Де Милль и Ю. Лоринга. В последующие годы в труппе ставились также экспериментальные спектакли современных хореографов, работающих в области классического балета и танца модерн.

В репертуаре постоянно сохраняются балеты 19 в.: «Коппелия» (1942), «Сильфида» (1964), «Спящая красавица» (1974, 3-й акт), «Раймонда» (1975), «Щелкунчик» (1977), отрывки из балетов А. Бурнонвиля, сцена теней («Баядерка»), grand pas из «Пахиты» и др. В 1940 Фокин возобновил «Шопениану» и «Карнавал», а в 1941 поставил балеты «Синяя борода» на музыку Оффенбаха и в 1942 «Русский солдат» на музыку Прокофьева.

Большое место занимают постановки балетмейстера Тюдора (с 1974 один из руководителей труппы совместно с Чейз и О. Смитом) — «Сиреневый сад» (1940); «Огненный столп» на муз. Шёнберга (1942), «Подводное течение» Шумена (1945), «Листья вянут» на муз. Дворжака, «Игра теней» на муз. Кеклена (оба — 1975); Л. Ф. Мясина — «Алеко» на муз. Чайковского (1942), «Мамзель Анго» на муз. Лекока (1943); Б. Кульберг — «Фрёкен Юлия» (1958); «Женщина с моря» Рисагера (1960); Р. Пети — «Юноша и смерть» на муз. Баха и «Девушки ночи» Франсе (оба — 1951).

Особое внимание постоянно уделялось постановкам американских хореографов; сохраняются спектакли ранних лет («Выпускной бал» на муз. И. Штрауса, 1944), включаются новые работы. Здесь созданы балеты Дж. Роббинса («Матросы на берегу», 1944; «Свадебка» Стравинского, 1965), Де Милль («Три девы и дьявол» на муз. Респиги, 1941; «Легенда Фолл Ривер» Гулда, 1948), Э. Фелда («Предвестник» на муз. Прокофьева, «В полночь» на муз. Малера, оба — 1967; «История солдата» Стравинского, 1971); А. Эйли («Река» на муз. Эллингтона, 1970). В числе новых пост. работы П. Даррелла («Сказки Гофмана» на муз. Оффенбаха, 1973), Р. ван Данцига («Памятник умершему юноше» на муз. Бёрмана, 1973), Дж. Ноймайера («Гамлет — подразумеваемое» на муз. Копленда, 1976), Г. Тетли («Ряд соло на органе» на муз. Пуленка, 1977) и др.

В 40-50-е гг. в состав труппы входили танцовщики разных школ и направлений (американцы и иностранные гастролёры): танцовщицы — К. Конрад, Марджори Толчиф, Н. Кей, А. Алонсо, Н. Голнер, Р. Хайтауэр, Р. Э. Кесун; танцовщики — Л. Даниэлян, У. Доллар, Дж. Криза, Х. Лэнг, Дж. Роббинс. На партии классического репертуара приглашались известные артисты — А. Маркова, И. Баронова, А. Долин, А. Эглевский. В 50-е гг., когда в репертуар вводились балеты французских балетмейстеров, в труппе выступали французский танцовщик Ж. Бабиле, танцовщицы Н. Филиппар, К. Маршан, а также танцовщик И. Юшкевич.

С 60-х гг. ведущими солистами стали С. Грегори, исполняющая почти все главные партии в классических балетах, танцовщицы Л. Серрано, С. Уилсон, Э. Д’Антуоно, танцовщики Р. Фернандес, Т. Кивитт, в числе гастролёров — Т. Ландер, Э. Брун (работал здесь и как балетмейстер).

В 70-е гг. выдвинулись артисты Г. Керкленд, И. Надь, Д. Нахат, Ф. Бухонес. Несмотря на высокий уровень состава труппы, руководство приглашает гастролёров, зачастую отдавая им предпочтение. Во 2-й половине 70-х гг. в труппе выступали итальянка К. Фраччи, французы Н. Понтуа и М. Денар и др.

С 1980 по 1989 год театр возглавлял Михаил Барышников. На сцене АВТ в разное время танцевали Рудольф Нуриев, Андрис Лиепа и Владимир Малахов. С 1992 театр возглавляет Кевин МакКензи.

ABT — один из ведущих американских балетных коллективов. Эклектика репертуара искупается высоким профессионализмом труппы, умением в различных по характеру произведениях передать своеобразие, стиль каждого из них.

Труппа не имеет постоянного помещения, с 1971 является одним из коллективов Центра сценических искусств Дж. Ф. Кеннеди в Вашингтоне. В 1951 при труппе создана школа, которую с 1968 возглавлял Л. Даниэлян. В 1960 и 1966 ABT гастролировал в СССР, в 2011 — в России.

Источник: Энциклопедия «Балет», 1981

реклама

Публикации

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Реклама