Евгений Александрович Мравинский

Дата рождения
04.06.1903
Дата смерти
19.01.1988
Профессия
Страна
СССР
Русов Л. Портрет Е. А. Мравинского. 1957

Мравинский Евгений Александрович (22 V (4 VI) 1903, Петербург — 19 I 1988, Ленинград) — советский дирижёр. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946), Ленинской премии (1961). 1-я премия на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1938).

Учился на естественном факультете Петроградского университета, работал артистом миманса в Мариинском театре. С 1921 пианист в Хореографическом училище. В 1923 занимался в учебных классах Академической капеллы, с 1924 — в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1931 по классу дирижирования А. В. Гаука; дирижированием занимался также под руководством Н. А. Малько; курс гармонии и инструментовки прошёл у M. M. Чернова, полифонии — у X. С. Кушнарёва, композиции — у В. В. Щербачёва. Будучи студентом, заведовал музыкальной частью Хореографического училища.

В 1932–38 дирижёр Ленинградского театра оперы и балета (дебют — балет «Спящая красавица»). В этом театре дирижировал балетами: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Корсар», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан» и др., оперой «Мазепа». С 1938 главный дирижёр симфонического оркестра Ленинградской филармонии.

Мравинский являлся крупнейшим мастером дирижёрского искусства 20 века. В репертуаре Мравинского произведения Л. Бетховена, Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Брукнера, Г. Малера, А. Онеггера, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского и др. К высшим достижениям Мравинского принадлежит интерпретация симфоний Д. Д. Шостаковича, П. И. Чайковского и др. композиторов. В программах Мравинского также симфонические фрагменты из балетов Чайковского и А. К. Глазунова, опер Р. Вагнера.

Глубокое проникновение в авторский замысел, убедительная логика и стройность исполнительского плана, масштабность мышления, художественный интеллект сочетаются в его трактовках с эмоциональной взволнованностью, темпераментом, филигранной отточенностью деталей. Эти качества нашли яркое воплощение в истолковании Мравинским произведений советской музыки, пропагандистом которой он являлся на всём протяжении творческого пути.

Под управлением Мравинского впервые прозвучали 6-я симфония Прокофьева (1947), 5-я (1937), 6-я (1939), 8-я (1943), 9-я (1945), 10-я (1953) симфонии и оратория «Песнь о лесах» (1949) Шостаковича, Симфония-поэма Хачатуряна (1947), а также многие произведения ленинградских композиторов. Д. Д. Шостакович посвятил Мравинскому свою 8-ю симфонию.

Под управлением Мравинского — выдающегося педагога оркестра, воспитавшего у артистов искусство ансамбля, спаянность, вкус, монолитный стиль, единство манеры оркестровой игры и, в особенности, уравновешенность звучания и высокую культуру звука, оркестр Ленинградской филармонии достиг репутации одного из лучших симфонических коллективов мира.

В 1936–37 и с 1961 преподавал в Ленинградской консерватории, с 1963 профессор. Гастролировал вместе с оркестром Ленинградской филармонии за рубежом (Финляндия, ЧССР, ГДР, ФРГ, США, Австрия, Италия и др.).

Литература: Богданов-Березовский В., «Советский дирижёр», Л., 1956; Фомин В., «Оркестром дирижирует Мравинский». Л., 1976; его же, «Е. А. Мравинский», М., 1983; его же, «Патриарх советского дирижирования», «МЖ», 1987, № 6.

Б. Э. Хайкин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Жизнь и творчество одного из крупнейших дирижеров XX века неразрывно связаны с Ленинградом. Он вырос в музыкальной семье, однако по окончании трудовой школы (1920) поступил на естественный факультет Ленинградского университета. К тому времени, впрочем, юноша уже был связан с музыкальным театром. Необходимость в заработке привела его на сцену бывшего Мариинского театра, где он работал мимистом. Это весьма скучное занятие позволило между тем Мравинскому расширить свой художественный кругозор, приобрести яркие впечатления от непосредственного общения с такими мастерами, как певцы Ф. Шаляпин, И. Ершов, И. Тартаков, дирижеры А. Коутс, Э. Купер и другие. В дальнейшей творческой практике хорошую службу сослужил ему опыт, приобретенный во время работы пианистом в Ленинградском хореографическом училище, куда Мравинский поступил в 1921 году. К этому времени он уже расстался с университетом, решив посвятить себя профессиональной музыкальной деятельности.

Первая попытка поступить в консерваторию оказалась неудачной. Чтобы не терять времени, Мравинский записался в учебные классы Ленинградской академической капеллы. Студенческие годы начались для него в следующем, 1924 году. Курсы гармонии и инструментовки проходит он у М. Чернова, полифонии у X. Кушнарева, формы и практического сочинения у В. Щербачева. Несколько произведений начинающего композитора прозвучало тогда в Малом зале консерватории. Тем не менее самокритичный Мравинский уже ищет себя в иной области — с 1927 года он начинает занятия дирижированием под руководством Н. Малько, а через два года его педагогом стал А. Гаук.

Стремясь к практическому освоению дирижерских навыков, Мравинский некоторое время посвятил работе с самодеятельным симфоническим оркестром Союза совторгслужащих. Первые публичные выступления с этим коллективом включали произведения русских композиторов и заслужили одобрительные отзывы прессы. Одновременно Мравинский заведовал музыкальной частью хореографического училища и дирижировал здесь балетом Глазунова «Времена года». Кроме того, он проходил производственную практику в Оперной студии консерватории.

Следующий этап творческого развития Мравинского связан с его работой в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (1931—1938). Сначала он был здесь дирижером-ассистентом, а через год получил самостоятельный дебют. Это было 20 сентября 1932 года. Под управлением Мравинского шел балет «Спящая красавица» с участием Г. Улановой. К дирижеру пришел первый большой успех, который был закреплен его следующими работами — балетами Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», Адана «Корсар» и «Жизель», Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Утраченные иллюзии». Наконец, здесь слушатели познакомились и с единственным оперным спектаклем Мравинского — «Мазепой» Чайковского. Итак, казалось, талантливый музыкант окончательно выбрал путь театрального дирижирования.

Всесоюзный конкурс дирижеров 1938 года открыл новую великолепную страницу в творческой биографии артиста. К этому времени Мравинский уже накопил порядочный опыт в симфонических концертах Ленинградской филармонии. Особенно важной была его встреча с творчеством Д. Шостаковича во время декады советской музыки 1937 года. Тогда впервые прозвучала Пятая симфония выдающегося композитора.

Позднее Шостакович писал: «Наиболее близко я узнал Мравинского во время нашей совместной работы над моей Пятой симфонией. Должен сознаться, что сначала меня несколько испугал метод Мравинского. Мне показалось, что он слишком много копается в мелочах, слишком много внимания уделяет частностям, и мне показалось, что это повредит общему плану, общему замыслу. О каждом такте, о каждой мысли Мравинский учинял мне подлинный допрос, требуя от меня ответа на все возникавшие у него сомнения. Но уже на пятый день совместной работы я понял, что такой метод является безусловно правильным. Я стал серьезнее относиться к своей работе, наблюдая, как серьезно работает Мравинский. Я понял, что дирижер не должен петь подобно соловью. Талант должен прежде всего сочетаться с долгой и кропотливой работой».

Исполнение Пятой симфонии Мравинским стало одной из кульминаций конкурса. Дирижеру из Ленинграда была присуждена первая премия. Это событие во многом определило судьбу Мравинского — он стал главным дирижером симфонического оркестра Ленинградской филармонии — ныне заслуженного коллектива республики. С тех пор в жизни Мравинского не происходит сколько-нибудь заметных внешних событий. Год за годом пестует он руководимый оркестр, расширяет его репертуар. Оттачивая свое мастерство, Мравинский дает великолепные интерпретации симфоний Чайковского, произведений Бетховена, Берлиоза, Вагнера, Брамса, Брукнера, Малера и других композиторов.

Мирная жизнь оркестра была прервана в 1941 году, когда по постановлению правительства Ленинградская филармония эвакуировалась на восток и свой очередной сезон открыла в Новосибирске. В те годы особенно значительное место в программах дирижера заняла русская музыка. Наряду с Чайковским он исполнял сочинения Глинки, Бородина, Глазунова, Лядова... В Новосибирске филармония дала 538 симфонических концертов, на которых присутствовало 400 тысяч человек...

Высшего расцвета достигает творческая деятельность Мравинского после возвращения оркестра в Ленинград. По-прежнему дирижер выступает в филармонии с богатыми и разнообразными программами. Отличного интерпретатора находят в его лице лучшие произведения советских композиторов. По замечанию музыковеда В. Богданова-Березовского, «свой индивидуальный стиль исполнения, для которого характерны тесное слияние эмоционального и интеллектуального начал, темпераментность повествования и уравновешенная логика общего исполнительского плана, выработался у Мравинского прежде всего в исполнении советских произведений, пропаганде которых он отдавал и отдает много внимания».

В трактовке Мравинского впервые прозвучали многие творения советских авторов, в том числе вошедшие в золотой фонд нашей музыкальной классики Шестая симфония С. Прокофьева, Симфония-поэма А. Хачатуряна и прежде всего выдающиеся создания Д. Шостаковича. Шостакович доверил Мравинскому первое исполнение своих Пятой, Шестой, Восьмой (посвященной дирижеру), Девятой и Десятой симфоний, оратории «Песнь о лесах». Характерно, что, говоря о Седьмой симфонии, автор подчеркивал в 1942 году: «В нашей стране симфония исполнялась во многих городах. Москвичи слушали ее несколько раз под управлением С. Самосуда. Во Фрунзе и Алма-Ате симфонию исполнял Государственный симфонический оркестр, руководимый Н. Рахлиным. Я глубоко благодарен советским и иностранным дирижерам за ту любовь и внимание, какое они проявили к моей симфонии. Но наиболее близко мне как автору прозвучала она в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского».

Безусловно, что именно под руководством Мравинского ленинградский оркестр вырос в симфонический коллектив мирового класса. Это результат неустанной работы дирижера, его неуемного стремления к поискам новых, наиболее глубоких и точных прочтений музыкальных произведений. Г. Рождественский пишет: «Мравинский одинаково требователен к себе и к оркестру. Во время совместных гастролей, когда мне на протяжении сравнительно короткого отрезка времени приходилось много раз слышать одни и те же произведения, я всегда удивлялся способности Евгения Александровича не терять ощущения их свежести при многократном повторении. Каждый концерт — премьера, перед каждым концертом все должно быть заново отрепетировано. А как это порой бывает трудно!»

В послевоенные годы к Мравинскому пришло международное признание. Как правило, дирижер выезжает в зарубежные гастроли вместе с руководимым коллективом. Лишь в 1946 и 1947 годах он был гостем «Пражской весны», где выступал с чехословацкими оркестрами. С триумфальным успехом проходили выступления Ленинградской филармонии в Финляндии (1946), Чехословакии (1955), странах Западной Европы (1956, 1960, 1966), Соединенных Штатах Америки (1962). Переполненные залы, овации публики, восторженные рецензии — во всем этом признание первоклассного мастерства симфонического оркестра Ленинградской филармонии и его главного дирижера Евгения Александровича Мравинского. Заслуженное признание получила также и педагогическая деятельность Мравинского — профессора Ленинградской консерватории.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Вольтер Писатели

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама