Септаккорд — четырёхзвучие, в основном виде которого звуки расположены по терциям, т. е. трезвучие с прибавленной сверху терцией. Характерной особенностью септаккорда является интервал септимы между крайними звуками аккорда, которая, вместе с трезвучием, входящим в состав септаккорда, определяет его вид.
Различаются следующие септаккорды: большой мажорный, состоящий из мажорного трезвучия с большой септимой, малый мажорный - из мажорного трезвучия с малой септимой, малый минорный - из минорного трезвучия с малой септимой, малый вводный - из уменьшенного трезвучия с малой септимой, уменьшенный вводный - из уменьшенного трезвучия с уменьшенной септимой; септаккорды с увеличенной квинтой - большой минорный, состоящий из минорного трезвучия с большой септимой, и септаккорд из увеличенного трезвучия с большой септимой. Наиболее употребительными септаккордами являются: доминантсептаккорд (малый мажорный), обозначается V7 или D7, строится на V ст. мажора и гармонич. минора; малый вводный (м. VII7) - на VII ст. натурального мажора; уменьшенный вводный (ум. VII7) - на VII ст. гармонич. мажора и гармонич. минора; субдоминантовый С. - на II ст. натурального мажора (малый минорный, м. м. II7 или II7), на II ст. гармонич. мажора и обоих видов минора (малый с уменьшенным трезвучием, или малый вводный С. - м. в. II7). Септаккорда имеет три обращения: первое - квинтсекстаккорд (6/5) с терцовым тоном в нижнем голосе, второе - терцквартаккорд (3/4) с квинтовым тоном в нижнем голосе, третье - секундаккорд (2) с септимой в нижнем голосе. Наиболее употребительны обращения доминантсептаккорда и квинтсекстаккорд субдоминантсептаккорда (II7). См. Аккорд, Обращение аккорда.
В. А. Вахромеев