Брамс. Серенады для оркестра

Serenades, Op. 11 & 16

Композитор
Год создания
1858
Дата премьеры
03.03.1860
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Серенады, соч. 11 и 16 ― две пьесы Иоганнеса Брамса, представляющие собой ранние попытки композитора написать оркестровую музыку.

Серенада No. 1 (D-dur), Op. 11

Первая серенада была первоначально написана для нонета. Немного позже Брамс переделал её в произведение для камерного оркестра, а в декабре 1859 года она превратилась в полноценное оркестровое произведение. Первое исполнение серенады состоялось в Ганновере 3 марта 1860 года и, по мнению Брамса, «оно прошло не очень хорошо, но аудитория в 1200 человек не заметила никакой ошибки во время выступления и долго аплодировала».

Произведение состоит из шести частей и длится около 45 минут.

1) Allegro molto (ре мажор)
2) Скерцо. Allegro non troppo (ре минор) ― Trio. Poco più moto (си-бемоль мажор)
3) Adagio non troppo (си-бемоль мажор)
4) Menuetto I (соль мажор) ― Menuetto II (соль минор)
5) Скерцо. Allegro (ре мажор) ― Trio
6) Рондо. Allegro (ре мажор)

Состав исполнителей:

Нонет: флейта, 2 кларнета, фагот, валторна, скрипка, альт, виолончель, контрабас
Оркестр: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, струнные (скрипки (I и II), альт, виолончель, контрабас).

Серенада No. 2 (A-dur), Op. 16

Вторая серенада посвящена Кларе Шуман. Её первое исполнение состоялось 10 февраля 1860 года в Гамбурге.

Произведение состоит из пяти частей и длится примерно 30 минут.

1) Allegro moderato (ля мажор)
2) Scherzo. Vivace (до мажор) – Trio (фа мажор)
3) Adagio non troppo (ля минор, заканчивается в ля мажоре)
4) Quasi menuetto (ре мажор) – Trio (фа-диез минор)
5) Rondo. Allegro (ля мажор)

В 1875 году Брамс аранжировал эту пьесу для фортепиано в четыре руки.

В 1857 г. Иоганнес Брамс стал дирижером при княжеском дворе в Детмольде. Нахождение при дворе в обществе высокопоставленных особ нелегко давалось композитору, а необходимость следовать строгим правилам этикета раздражала его (избежать общения с титулованными персонами было невозможно – они составляли большинство в хоре, выступавшем на музыкальных вечерах, которые устраивались каждую среду). Но пребывание в Детмольде принесло немало радостных минут. Они были связаны, в основном, с общением с природой. Композитор часто прогуливался, наслаждаясь красотой лесов и гор – и даже в первые сутки после прибытия он отправился в горы, чтобы полюбоваться там рассветом.

Но не только общение с природой стало для него источником новых впечатлений. Исполнение обязанностей, включающее руководство хором, выступление на вечерах при дворе и уроки музыки для сестры курфюрста принцессы Фредерики, приносило небольшой, но стабильный заработок, и это давало возможность отдаваться творчеству, одновременно совершенствуя композиторское мастерство и расширяя музыкальный кругозор. Работая с хором, он знакомится с произведениями Вольфганга Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя.

Но не только хоровая музыка входила в то время в круг музыкальных интересов Иоганнеса Брамса. Одним из его друзей становится скрипач Карл Баргхеер – ученик Йозефа Иоахима. Они часто музицировали вместе, исполняя скрипичные сонаты Баха, Бетховена и других композиторов. Совместно с другими музыкантами они исполняли камерные ансамблевые сочинения, в том числе и те, которые создавал в то время Брамс. Учитывая, что в окружении Брамса в Детмольде были прекрасные исполнители на духовых, камерным сочинениям с их участием уделялось большое внимание.

В такой обстановке было естественно задумываться о создании собственного произведения для духовых инструментов – и Брамс такое сочинение создает. В 1858 г. рождается Серенада ре мажор для октета духовых и струнных, первоначально представляющая собою четырехчастный дивертисмент, а вскоре она была переработана для камерного оркестра – обе версии утрачены (возможно, сам Брамс уничтожил их). Окончательная версия – для большого оркестра – была создана в 1859 г., причем Брамс написал еще две части.

Композитор воспринимал это как попытку создать симфонию и был разочарован результатом своих усилий: «Произведение получилось ни то, ни се. Я представлял свою Первую симфонию такой прекрасной, великой, а что вышло!» Да, в тот год Брамс еще не достиг цели – не написал симфонии (это свершение было впереди), но он подарил публике очаровательное, светлое произведение. Вскоре после создания Первой серенады Брамс создал Вторую, ля-мажорную – для малого состава (струнные, деревянные духовые и валторны).

Сам по себе жанр серенады отсылает к образцам эпохи классицизма, в частности, к серенадам Моцарта. Подобно произведениям XVIII столетия, в обе серенады – шестичастную Первую и пятичастную Вторую – включен менуэт, но наряду с ним присутствует и скерцо (в Серенаде № 1 их два, в Серенаде № 2 – одно). Разные варианты интермедийных частей – легкое скерцо с оттенком танцевальности, скерцо минорное, печальное, несмотря на всю свою оживленность – все это впоследствии получит развитие в других сочинениях Брамса, и речь идет не только о средних частях. Не случайно немецкий музыкальный критик Макс Кальбек именовал си-бемоль-мажорный Струнный секстет Брамса «третьей серенадой» – ведь та свобода и естественность мелодического дыхания в рамках сонатной формы, которая отличает это произведение, характерна и для серенад, в особенности – для Второй.

Особое значение приобретают в обеих серенадах медленные части – Adagio non troppo, занимающие в циклах центральное положение. Их значительность и лирическая углубленность становятся особенно очевидными благодаря танцевальным и скерциозным частям, окружающим их. Медленные части со всей определенностью выводят брамсовские серенады за пределы развлекательного дивертисмента.

Первая серенада прозвучала в марте 1859 г. в Гамбурге – родном городе Брамса. Ее успех стал для композитора утешением после провала Первого фортепианного концерта в Лейпциге, позднее гамбургская публика столь же тепло приняла Вторую серенаду, которую сам Брамс особенно любил. Незадолго до концерта Брамс признавался в письме Кларе Шуман, что получает большое удовольствие от репетиций: «Играют ее с охотой, и звучит большей частью очень приятно и мило».

В 1860 г. Серенада № 1 была исполнена в Ганновере. Публикацией Серенады № 2 в том же году началось многолетнее сотрудничество композитора с издательством Зимрока, а Серенаде № 1 суждено было стать первым сочинением Иоганнеса Брамса, которое услышала российская публика.

Симфоническое творчество Брамса

реклама

Словарные статьи

Серенада 12.01.2011 в 14:49

рекомендуем

смотрите также

Реклама