Шуберт. Фантазия «Скиталец»

Wanderer Fantasy (C-dur), Op. 15, D. 760

Композитор
Год создания
1822
Жанр
Страна
Австрия

Франц Шуберт / Franz Schubert

Среди одночастных фортепианных пьес Шуберта выделяется С-dur’ная фантазия «Скиталец», написанная в один год с «Неоконченной симфонией». Виртуозный облик фантазии и ее грандиозная форма уникальны среди сосредоточенно-лирических миниатюр Шуберта. Композитор придал эстрадному произведению новое и смелое толкование, которое не имело ничего общего со стилем концертных фантазий-парафраз. В качестве центрального эпизода фантазии Шуберт использовал одну из тем своей песни «Скиталец»:

Этот романс, вышедший в свет в 1821 году, произвел сильное впечатление своим байронически мрачным настроением. Шуберт не побоялся сделать трагическое Adagio эмоциональным центром виртуозной фантазии. Совершенно лишенная драматургического пафоса, тема песни определила углубленный характер всего эпизода.

Фантазия насыщена многообразным тематическим материалом, и Шуберт разрешил в ней по-новому проблему единства формы. Обычно, используя темы своих песен в инструментальном произведении, Шуберт развивал их в классицистских традициях. Но фантазия «Скиталец» написана не в простой вариационной форме; в ней мало связи и со стилем клавирных «импровизационных» фантазий XVIII века. «Скиталец» во многом предвосхитил сформировавшийся уже в послешубертовское время жанр симфонической поэмы. Это родство ощущается в эмоционально-психологической программности фантазии, в ее одночастной форме, сочетающей в себе черты сонатности и вариационности, а также в большой роли красочно-гармонических элементов.

(Фантазия содержит четыре раздела: 1. Allegro con fuoco (C-dur), сонатно-симфонического типа; 2. Adagio (cis-moll) — многократная вариационная трансформация песенной темы; 3. Presto scherzo и трио (As-dur и Des-dur); 4. Allegro (возвращение в C-dur), фугированное развитие. Кода. Форма этого произведения несомненно повлияла на принцип развития f-moll’ной четырехручной фантазии Шуберта.)

Особенной красотой отличаются эпизоды, написанные в шубертовской лирической манере: это — вариации на тему песни, образующие художественный центр всего произведения, где потрясающий эмоциональный эффект достигается при помощи модуляций, и очаровательные скерцо и трио. Однако и блестящим крайним эпизодам присуще большое художественное обаяние.

В. Конен

Композитор
Год создания
1822
Жанр
Страна
Австрия

реклама

Словарные статьи

Фантазия 12.01.2011 в 18:43

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама