Le carnaval romain, Op. 9
Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 2 корнета, 3 тромбона, тарелки, 2 малых барабана, треугольник, литавры, струнные (не менее 61 человека).
История создания
Берлиоз, зачинатель романтической программной симфонии, обращался и к жанру программной увертюры. Из семи увертюр, написанных в различные периоды творчества, три концертные вдохновлены литературными произведениями его любимых английских авторов: современников-романтиков — Вальтера Скотта («Уэверли») и Байрона («Корсар»), а также Шекспира («Король Лир»). Остальные предназначались для опер: одна — для никогда не написанной «Тайные судьи» на кровавый средневековый сюжет, две — для «Бенвенуто Челлини», одна — для «Беатриче и Бенедикта», вновь по Шекспиру (комедия «Много шуму из ничего»). Любопытно, что именно увертюра открывает и завершает список сочинений Берлиоза: опусом 1 он пометил «Уэверли» (1827—1828), а «Беатриче и Бенедикт» (1862) — последнее, что он создал.
В 1834 году Берлиоз предложил дирекции парижского театра Grand Opera написать оперу о Бенвенуто Челлини. Незадолго до того на французском языке впервые вышли в свет «Мемуары» этого знаменитого итальянского скульптора и ювелира, прожившего бурную авантюрную жизнь (1500—1571). Его образ увлек романтиков; в 1834 году Дюма написал роман «Асканио»; почти через полвека на его основе была создана одноименная опера Сен-Санса. Берлиоз называл Челлини «гениальным бандитом» и вдохновлялся, помимо его «Мемуаров», собственными впечатлениями об Италии, где провел больше года: горцы и разбойники, церковные шествия и карнавалы уже нашли отражение в законченной летом 1834 года симфонии «Гарольд в Италии».
Сюжет оперы «Бенвенуто Челлини» связан с отливкой знаменитой статуи Персея, заказанной скульптору Римским Папой. Но на первый план выдвигается любовная история. Челлини оказывается соперником папского скульптора Фьерра- моски, за которого просватана любимая им Тереза. Влюбленные решают бежать в ночь карнавала, но на их пути встает Фьеррамоска с другом Помпео. Противники обнажают шпаги, и Челлини убивает Помпео. Кардинал обещает скульптору прощение Папы и руку Терезы, если Персей будет отлит в срок. Для скульптуры не хватает материала, Челлини переплавляет прежние творения, и новая статуя поражает всех своим совершенством. Центральная сцена оперы рисует римский карнавал с народными хорами, танцами, шествиями, пантомимой масок и трагической развязкой.
Берлиоз работал над «Бенвенуто Челлини» с марта 1836-го по 15 апреля 1837 года, закончив написанием увертюры в начале 1838-го. Премьера оперы 10 сентября того же года в Grand Opera под управлением Франсуа Габенека ознаменовалась, по выражению Берлиоза, блистательным провалом: спектакль выдержал лишь 4 представления. А в начале 1844 года композитор написал новую увертюру, также основанную на темах оперы, но более яркую, увлекательную, блестяще оркестрованную, — лучшую из всех, им созданных. Он назвал ее «Римский карнавал» и посвятил князю Фридриху Вильгельму Константину Гогенцоллерн-Гехингенскому. Впервые «Римский карнавал» был исполнен в концерте под управлением автора в Париже 3 февраля 1844 года и имел большой успех; раздавались даже требования бисировать его.
Музыка
Открывает увертюру краткое стремительное вступление. Но тема карнавала сразу же уступает место певучему лирическому анданте. Мелодию из любовной сцены Челлини и Терезы из II акта запевает английский рожок под аккомпанемент струнных пиццикато, а затем она широко развивается в своеобразном дуэте мужского (солирующая группа виолончелей) и женского (деревянные духовые) голосов. Основной раздел увертюры воплощает стремительный вихрь карнавала, построенного на неумолкающем ритме сальтарелло — любимом итальянском танце Берлиоза. Словно издалека (струнные с сурдинами) приближается веселая толпа (тема народного хора из финала II акта оперы «Ах, звучите, трубы, звучите, волынки, звучите, веселые тамбурины»). И вот уже струнные и деревянные фортиссимо интонируют другую тему народного хора («Спеши, спеши, народ Рима»), открывавшую увертюру. Переклички различных групп оркестра, смены звучности, тональностей, спады и нарастания при неизменно сохраняющейся ритмической формуле сальтарелло рисуют все разрастающийся народный танец. Неожиданно веселье стихает, и тема анданте возникает вновь. Но теперь она теряет свой лирический склад — ее проводят тяжелые инструменты (фаготы, тромбоны). И, наконец, весь оркестр радостно провозглашает тему карнавала, которая до последних тактов продолжает свое увлекательное варьирование.
А. Кенигсберг