Grand Piano Sonata (G-dur), Op. 37a
Самое крупное и значительное по широте и содержательности замысла из сольных фортепианных произведений Чайковского — Большая соната соль мажор, написанная в 1878 году. Если не считать еще во многом незрелой до-диез-минорной сонаты, созданной в консерваторские годы и ни разу при жизни композитора не исполнявшейся (издана посмертно под редакцией Танеева), то это единственный в его творчестве образец данного жанра. Монументальность формы и блестящая декоративная манера фортепианного письма сближают сонату с произведениями концертного жанра. Ее можно было бы назвать, подобно тому как Шуман озаглавил одну из своих сонат, «Концертом без оркестра».
Печать шумановского влияния лежит и на общем романтически приподнятом характере этого произведения, а порой даже и на отдельных его музыкальных оборотах. Широко развернутая первая часть сонаты основана на контрасте мужественной «флорестановской» главной и нежно женственной мечтательной побочной партий. Контрастные элементы сопоставлены и внутри отдельных тематических групп: главная партия изложена в трехчастной форме с торжественно звучащими мощными аккордовыми последованиями в крайних разделах и страстно взволнованной серединой. В целом, однако, господствуют светлые утверждающие тона.
Вторая часть, задумчивое поэтичное Andante, проникнута глубоким, сосредоточенным лирическим чувством. «Скорбная дума», «стон и мольба о покое и о забвении» — так характеризует ее содержание Асафьев. Эти определения могут быть отнесены к теме крайних разделов трехчастной формы с ее настойчиво повторяющейся «стонущей» малосекундовой интонацией. Некоторое оживление вносит более подвижная и светлая по колориту середина, однако варьированная и расширенная реприза с ярким, но быстро угасающим драматическим взрывом, а затем тихая печальная кода возвращают к первоначальному настроению скорбной резиньяции.
Стремительное моторное скерцо с остроумными ритмическими перебоями и размашистый, хотя несколько пестрый финал, быть может, уступают двум первым частям по качеству материала. Но в целом соната — яркое увлекательное произведение, по содержательности музыки, богатству и сочности красок достойное занять одно из самых выдающихся мест в русской фортепианной литературе XIX века.
Ю. Келдыш