Опера Берлиоза «Бенвенуто Челлини»

Benvenuto Cellini

Композитор
Дата премьеры
10.09.1838
Жанр
Страна
Франция
Опера Берлиоза «Бенвенуто Челлини»

Опера Гектора Берлиоза в 3 действиях, либретто Л. де Вайи, О. Барбье и А. де Виньи.

Премьера 1-й редакции (в 2 д.): Париж, Королевская академия музыки, 10 сентября 1838 г.; 2-й редакции — Веймар, 17 ноября 1852 г., под управлением Ф. Листа; на русской сцене — Ленинград, Малый оперный театр, 30 мая 1969 г.

Действующие лица:

  • Бенвенуто Челлини, флорентийский скульптор, тенор
  • Асканио, его ученик, меццо-сопрано
  • Бальдуччи, папский казначей, бас
  • Тереза, его дочь, сопрано
  • Кардинал Сальвиати, бас
  • Фьерамоска, папский скульптор , баритон
  • Помпео, баритон
  • Франческо и Бернардино, художники в мастерской Челлини, тенор и бас

Первое действие

Тереза, дочь папского казначея Бальдуччи, высунувшись из окна отцовского дворца, с интересом следит за тем, что происходит на улице. Там шумит веселый римский карнавал, Тереза не слушает ворчанья старика-отца. Бальдуччи не в духе. Он недоволен тем, что папа пригласил в Рим флорентийца Бенвенуто Челлини и заказал ему отливку статуи Персея. Ведь в Риме есть лучший, по мнению казначея, скульптор — Фьерамоска. Его старик прочит в мужья своей дочери. Рассерженный невниманием Терезы, Бальдуччи уходит из дому. С улицы доносится веселая карнавальная песня. Ее поет Бенвенуто Челлини со своими друзьями. Отзвучала песня, и в окно влетает множество букетов. В одном из них Тереза находит записку от Бенвенуто. Скульптор любит Терезу и любим ею. Они бы давно обвенчались, если б не противодействие ее отца.

Входит Бенвенуто. Страстью и нежностью проникнуты его слова, обращенные к Терезе. Дольше ожидать нельзя. Любимая должна, наконец, решиться бежать из дому и выйти за него замуж. Влюбленные настолько увлеклись планами предстоящего побега, что не заметили, как в комнату тихонько пробрался Фьерамоска и подслушал их сговор.

Неожиданно возвращается домой Бальдуччи. Ловкому Бенвенуто удается незамеченным скрыться, Фьерамоска же попадается на глаза старику. Бальдуччи вне себя от негодования — за его спиной этот бездельник посмел встретиться с Терезой. Взбешенный папский казначей зовет соседок. Только с большим трудом удается Фьерамоске вырваться и убежать.

Второе действие

Первая картина. В таверне художников Челлини пирует со своими учениками и друзьями. Звучат веселые песни, льется вино. Молодежь не собирается скоро покидать таверну, но кошелек скульптора пуст, а хозяин отказывается отпускать вино в долг. Выручает собравшихся друг и ученик Челлини — юный Асканио. Он приносит полученные от папы деньги. Они, правда, выданы при одном жестком условии, — чтобы к завтрашнему дню отливка статуи Персея была окончена, — но беспечного Бенвенуто это не страшит. Хуже другое — папский казначей отсчитал более чем скромную сумму. Возмущенные художники решают сегодня же на карнавальной площади жестоко осмеять скрягу Бальдуччи. Там же Челлини с помощью Асканио похитит у старика Терезу. Как было с ней заранее условлено, друзья оденут монашеское платье, Бенвенуто — белую сутану, Асканио — коричневую. Этот план подслушивает Фьерамоска. Лишь только Челлини и его ученики покидают таверну, он спешит договориться со своим приятелем — пьяницей и буяном Помпео о том, чтобы сорвать замысел флорентийца. Фьерамоска и Помпео переоденутся точно в такие же костюмы, как и Бенвенуто с Асканио, и вместо них похитят Терезу.

Вторая картина. На площади самый разгар карнавального веселья. Скрытые масками, друзья Челлини насмехаются над папским казначеем. Вне себя от злости старик клянется расправиться с обидчиками. Поглощенный ссорой, он не замечает, как толпа разъединяет его с Терезой. А к девушке уже спешат Бенвенуто и Асканио. Но одновременно к ней приближаются и Фьерамоска с Помпео в таких же масках и костюмах. Разгорается спор, переходящий в ожесточенную схватку. Пущено в ход оружие, и Бенвенуто закалывает Помпео. Стражники арестовывают Челлини и собираются вести в тюрьму. Вдруг раздается пушечный выстрел, возвещающий окончание карнавала. Воспользовавшись общей суматохой, Бенвенуто вырывается и убегает. Стражники кидаются в погоню. Натолкнувшись на одетого в такой же костюм Фьерамоску, они схватывают его.

Третье действие

На одной из тихих улиц Рима, перед мастерской Челлини поджидает Тереза любимого. Она встревожена и озабочена его судьбой. Девушка немного успокаивается, узнав от Асканио, что Бенвенуто удалось спастись от преследователей. Мимо проходит группа одетых в белое монахов. От них отделяется Челлини. Он счастлив — Тереза вновь с ним. Теперь ничто их не разлучит, с наступлением темноты они покинут город. Асканио спешит подготовить все необходимое для побега. Но поздно. На улице появляется Бальдуччи. Он осыпает непослушную дочь упреками и изъявляет свою отцовскую волю: сегодня же она обвенчается с Фьерамоской, который доказал свою непричастность к убийству Помпео и освобожден из-под стражи. Перебранку, возникшую между папским казначеем и Бенвенуто Челлини, прерывает приход кардинала Сальвиати. Кардинал прибыл для осмотра статуи Персея. Узнав, что скульптор даже не приступал к ее отливке, кардинал приходит в ярость. Но кто, кроме гениального Челлини может создать Персея? Сальвиати обещает забыть об убийстве Помпео, если Бенвенуто сейчас же закончит статую. Челлини требует в награду руку Терезы. Кардинал согласен и на это. Скульптор лихорадочно принимается за дело. Наконец, работа закончена. Скульптор разбивает форму, и перед восхищенными зрителями предстает великое, неповторимо прекрасное произведение искусства.


Гектор Берлиоз / Hector Berlioz

Челлини, знаменитый итальянский скульптор и ювелир XVI в., прожил бурную, полную приключений жизнь, описанную в его автобиографии. Он герой ряда литературных и музыкальных произведений, например романа А. Дюма-отца «Асканио» и созданной на его основе одноименной оперы К. Сен-Санса, более ранних опер Ф. Лахнера, Луиджи Росси, Л. Шлоссера, Антонио Орсини, Э. Бодзано, а также нескольких мелодрам. Опера Берлиоза — наиболее значительное воплощение образа великого скульптора, произведение, не оцененное современниками во Франции и фактически открытое Ф. Листом и Г. фон Бюловым.

Челлини любит Терезу, дочь папского казначея Бальдуччи, но тот хочет выдать дочь замуж за скульптора Фьерамоску. Бенвенуто уславливается с Терезой, что он ее «похитит» во время карнавала. Беседу подслушивает Фьерамоска и приходит на карнавал в сопровождении наемного убийцы Помпео. Возникает ссора между соперниками, и на поединке Челлини убивает Помпео; победителю удается скрыться, но Фьерамоска задержан. Тучи, давно собиравшиеся над головой Челлини, разражаются грозой: он убил человека, не завершил работу над заказанной ему статуей — его ожидает гнев Папы и кардинала Сальвиати. Челлини надо во что бы то ни стало окончить работу. Не хватает металла, и он бросает в переплавку все имеющиеся в доме металлические изделия. Когда форма разбита, присутствующие видят прекрасную статую «Персей, победивший Горгону». Общее восхищение; Челлини получает в награду руку Терезы.

Композитор дерзко нарушил каноны «большой» и комической оперы, что послужило основной причиной неуспеха. В музыке дана живая картина народной жизни Рима XVI в., на фоне которой развертывается история героев. Массовые сцены — лучшие в опере. Драматургия ее строится на контрастах комического и драматического — представление комедии масок во время карнавала, поединок Бенвенуто с Помпео и др.

В последние десятилетия опера ставилась в Лондоне (1966, театр «Ковен-Гарден», в первоначальной редакции — с разговорными диалогами) и Бостоне (1975, Дж. Виккерс — Бенвенуто). В Париже интересный спектакль был поставлен в 1993 г. в театре «Опера Бастий», а в 2003 г. постановка была приурочена к 200-летию со дня рождения Берлиоза (Р. Аланья — Бенвенуто). К тому же году относится спектакль в Нью-Йорке (дирижер Д. Иноуэй).

А. Гозенпуд

Дискография: CD — Philips. Дир. Дейвис, Бенвенуто Челлини (Гедда), Тереза (Эда-Пьер), Фьерамоска (Массар), Бальдуччи (Бастен).

реклама

Публикации

Главы из книг