Шопен. Рондо-краковяк

Rondo à la Krakowiak (F-dur), Op. 14

Композитор
Год создания
1828
Жанр
Страна
Польша
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Для фортепиано с оркестром

В отличие от Фантазии op. 13, Краковяк ор. 14 значительно более выдержан по стилю.

Превосходна интродукция, про которую Шопен писал, что она „оригинальна больше, чем я целиком с байковым сюртуком".

В самом деле, интродукция самобытна с первых же тактов своей пентатоникой:

Вот, кстати сказать, ключ к нередко встречающейся у Шопена последовательной или непоследовательной пентатонике — например, прелюдии ор. 28 № 2 (такты 3-7), вальса ор. 42 (такты 9-16 от sostenuto), — которую он однажды возвел в принцип, прельстившись технической проблемой игры на черных клавишах (этюд Ges-dur ор. 10). Интонации вступления весьма любопытны и своими отдельными отрезками. Так, например, следующий отрезок предвещает первую тему баллады As-dur:

К тому же попевка второго такта в примере 17, основанная опять-таки на мелодическом обыгрывании, принадлежит к числу излюбленных Шопеном (Ср. этот ход a-d-c с ходом h-fis-e в примере 15).

А как нежен и восхитителен переход тактов 19-21 интродукции с его помрачением (C-dur — c-moll) и плагальной последовательностью: четвертая — первая g-moll, как характерно чередование гармонической и натуральной доминант g-moll, как очарователен подголосок кларнета перед концом медленной части интродукции, как самобытен f-moll с повышенной четвертой ступенью (взятый с четвертой ступени вниз до пятой, т. е. как фригийский гармонический c-moll) в начале Allegro molto!

Самый краковяк менее „этнографнчен", чем рондо ор. 5, ибо внешняя виртуозность чаще дает себя знать. Тем не менее некоторые моменты ярко народны. Таковы: начало краковяка, изложение благоухающей фольклором второй темы, замечательно народная по духу вариация ее (спускающиеся хроматические ходы staccato). Подобные моменты, равно как и самая интродукция, заставляют все же усматривать в краковяке продолжение реалистически-жанровой образности рондо ор. 5.

Тональный план краковяка тонично-плагален (центры F—d, F—g, F), что также характерно, а форма (рондо с двумя темами) отличается ясностью и мастерством окружений тональных центров. Ряд отдельных деталей предвещает будущие особенности музыки Шопена.

Ю. Кремлев

Композитор
Год создания
1828
Жанр
Страна
Польша

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Фортепианный квинтет фа минор Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Краковяк 30.04.2011 в 22:40
Рондо 12.01.2011 в 15:29

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама