Шопен. Баллада No. 3, ля-бемоль мажор

Ballade No. 3 (As-dur), Op. 47

Композитор
Год создания
1841
Жанр
Страна
Польша

Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Баллада ор. 47, ля-бемоль мажор (сочинена в 1840—1841 годах, опубликована в 1842 году) — крайне характерное произведение Шопена третьего периода. Довольно распространенные трактовки третьей баллады как воплощающей в звуках „Свитезянку" Мицкевича (вновь!) или „Лорелею" Гейне натянуты. Во-первых, с этими сюжетами никак не вяжется лучезарное, безоблачное окончание баллады. Во-вторых, в этой балладе несравненно меньше наглядной изобразительности, чем во второй.

Вместе с тем, из всех баллад Шопена третья наиболее „хореографична" в смысле постоянной ориентации интонаций и ритмов на некие пластические образы, движения и жесты. Тональный план с его центрами As — F—f—As—des (=cis) — As указывает на господство плагально-тонических отношений. Драматургическая антитеза баллады — все та же борьба светлого и мрачного, но светлое тут выходит победителем. Начало баллады (такты 1-8) замечательно народно и исключительно ярко „инструментовано" (как бы переклички голосов — „инструментов" и после этого „tutti" — такт 9). Такт 2 — один из примеров любимого Шопеном каданса с уменьшенным септаккордом субдоминанты. Такты 9-36 — в сущности развернутый каданс с отклонением в конце в C-dur (=доминанте f-moll); но благодаря выразительному мелодическому содержанию он приобретает самостоятельный интерес (отметим попутно присущую этому кадансу развитую фактуру с широкими расположениями). В тактах 37-50 — возвращение, закрепление и затихание As-dur. Итак, первый раздел замкнут.

Такты 52-54 — мелодическая модуляция во второй раздел (F—f). Вторая тема (F-dur) ритмически едина с первой, но дает особую возможность мощного ритмического раскачивания — нарастания. С самого начала в ней развиты мнимая и подголосочная полифония. С такта 64 вступает f-moll, сразу омрачая всю звуковую ткань. Дальше, до такта 88, превосходное и характерное развитие элементов драматизма и тревоги (такты 77-81 — линия подголосков, зажатая доминантой сверху и снизу; такты 83-85 — краткий светлый проблеск As-dur.). И этот раздел понемногу затухает.

Опять спокойно звучит в F-dur вторая тема (с гармонической вариационностью). С такта 116 — новый этап, „интермедия" (тематизм „цепляется" за обе первые темы). Как и в первых двух периодах, тут дано нарастание (к вдохновенно-песенным тактам 136-143 (Попевка второй темы.)), оканчивающееся diminuendo и замыканием формы.

Следующий период — развитие второй темы, сначала спокойное (такты 144-155), потом (с такта 156) все более оживляющееся (гаммообразные пассажи в басу, разбитые свистящие октавы правой руки crescendo). Колорит становится мрачным, драматически суровым (cis-moll=des-moll). С такта 172 раздается мощное звучание второго отрезка второй темы (аккордовое насыщение), но и оно обрывается (нисходящая гаммовая секвенция модуляций, основанных на подменах I—II, приводящая к доминанте E-dur = варианту тоники As-dur).

Однако движение уже нельзя остановить: накопились неукротимые динамические силы. На гулко жужжащих басах (нижнее хроматическое обыгрывание доминанты) медленно поднимается ввысь секвенция Е—е—Е, F—f, g, As..., использующая трансформированные отрезки второй и первой тем. Наконец, после хроматической кульминации на органном пункте доминанты появляется преображенная, мощно-триумфальная первая тема в As-dur (регистровый охват почти шести октав фортепиано). Она варьируется, отступает, уклоняется в сферу E-dur ( = Т As), нарастает на органном пункте доминанты As и разрешается праздничным, блестящим кадансом в As-dur (где использован материал упомянутой выше „интермедии").

В третьей балладе чрезвычайно рельефно выступают черты „симфонизма" зрелого Шопена. Это как бы чередования волн, то сталкивающихся, то расходящихся, из которых каждая возбуждает другую, но одна из волн одерживает верх и „заливает пространство". Формальная схема баллады: А—В—С („интермедия" с элементами разработки, цепляющейся за обе первых темы) — В (и разработка обеих тем, преимущественно второй) — А (с элементами С и В) — указывает на новое претворение Шопеном сонатной формы (кстати сказать, каждое из скерцо и каждая из баллад индивидуально-своеобразны по форме). Следует отметить также свойственную балладе As-dur уже развитую технику трансформации тем, предвещающую отчасти композиторские приемы Листа.

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Симфония No. 2 Симфонические

Словарные статьи

Баллада 12.01.2011 в 21:01

рекомендуем

смотрите также

Реклама