«Не только любовь» — лирическая опера Родиона Щедрина в трёх действиях с эпилогом (1961). Либретто В. Катаняна по мотивам рассказов С. Антонова (в либретто использованы тексты современных частушек).
Премьера: 5 ноября 1961 года Новосибирский театр оперы и балета.
Свое первое произведение в оперном жанре Родион Константинович Щедрин создал в 1961 г. Основой оперы, получившей заглавие «Не только любовь», послужила новелла Сергея Антонова «Тётя Луша». Этот яркий образец «деревенской прозы» создает картину советской деревни, какой была она через несколько лет после Великой Отечественной войны. В сюжете нет напряженного внешнего действия – события внешне очень просты и даже традиционны для оперы: любовный треугольник, конфликт между чувством и долгом – все это многократно воплощалось на оперной сцене в течение тех столетий, что существует жанр, но условия конкретной эпохи по-своему «расставляют акценты».
Война изменила облик и страны в целом, и деревни – огромное количество «мужской» работы легло на женские плечи, волей-неволей женщинам пришлось стать сильными, забыв о нежности и хрупкости. Такова центральная героиня – Варвара Васильевна (в новелле – Лукерья Ивановна), «ладная, стройная женщина со смелым взглядом», которая умеет и трактор водить, и печи класть. Ей пришлось стать председателем колхоза, когда мужчин в деревне осталось мало. В деревне руководящая должность – это нечто большее, чем власть: вся жизнь проходит «на виду», отступлений от моральных принципов не прощают никому – что же говорить о руководителе, который в силу своего положения обязан быть примером во всем. Но все-таки она женщина – и ей хочется счастья, хочется любить и быть любимой. И вот появляется Володя Гаврилов – парень, учившийся в городе и очень гордый этим, не стесняющийся проявлять свои чувства к Варваре Васильевне. Но у него есть невеста Наташа… Основу действия в опере составляет та борьба, которая разворачивается в душе героини – борьба между жаждой женского счастья и совестью. Совесть обретает внешнее выражение – в лице односельчан, от которых ничто нельзя скрыть.
Основой музыкального языка оперы стал жанр, который являлся неотъемлемой частью деревенского быта в описываемую эпоху – частушка. Речь идет не просто о цитировании фольклорных образцов для создания красочного фона действия – хотя и это имеет место, в опере немало ярких жанровых сцен, композитор использовал три подлинных частушечных мотива. Но черты частушки – ее упругий ритм, характерные интонации и структура – пронизывают собою всю ткань оперы, определяя интонационный строй музыкальной речи персонажей. Это поистине «голос народа» – не случайно угрызения совести одолевают героиню с особой силой, когда она слышит доносящуюся издалека частушку: «Дайте в провожатые чужого жениха».
В построении произведения номерная структура органично сочетается со сквозным развитием – это не было чем-то принципиально новым для оперного жанра, но у Щедрина подобные драматургические принципы приобретают своеобразные черты. Наряду с традиционными оперными номерами – Песня Федота, Ариозо Варвары Васильевны, Трио – присутствуют такие номера, даже заглавия которых предполагают действенность в сочетании с относительно свободным построением («Драка и появление Варвары Васильевны», «Приход парней», «Колхозная самодеятельность», «Все расходятся»). Драматургическая целостность во многом обеспечивается периодическим возвращением темы-рефрена. Задавая тон всему произведению, она впервые появляется в краткой интродукции (композитор отказался от традиционной увертюры – первый номер озаглавлен скромно «Вместо вступления»). Эта тема сочетает в себе плавность и гибкость русских протяжных песен с ритмической четкостью частушки (ее подчеркивают струнные, сопровождающие мелодию аккордами пиццикато). С самого начала на эту мелодию накладываются краткие речитативные реплики. В дальнейшем развитии постоянно возникают интонационные формулы, подвергающиеся орнаментальному развитию – что опять-таки отсылает к частушке. Таким образом, характерные черты этого жанра становятся основой не только интонационного строя оперы, но и ее музыкальной драматургии.
Роль оркестра в опере «Не только любовь» не сводится к сопровождению вокальных партий – он нередко раскрывает то, о чем не хотят или не могут говорить действующие лица. Так, Варвара Васильевна обращает к Володе Гаврилову предельно прозаические фразы («Здесь нужно перестлать полы, сменить гнилые балки»), но оркестр выдает ее истинные чувства. Один из номеров первого акта – «Дождь» – представляет собой оркестровую фугу. Содержательный смысл номера, выходящий далеко за пределы пейзажной зарисовки, многообразен: дождь вносит коррективы в жизнь действующих лиц, препятствуя запланированному ходу полевых работ, но в то же время монотонность музыкального движения создает впечатление безысходности и одиночества.
Опера «Не только любовь» написана в 1961 г. и тогда же поставлена в театрах Новосибирска, Перми и Москвы. К сожалению, опера недолго продержалась в репертуаре. Причиной тому были и отдельные недостатки драматургии произведения, и весьма неточная, неглубокая режиссура спектаклей, не раскрывшая особенностей формы и стиля оперы.
Оперный «первенец» Щедрина был тепло встречен музыкальной общественностью. Критики единодушно отмечали своеобразие и новизну языка оперы. В 1965 г. режиссер Б. Покровский силами студентов талантливо и убедительно поставил оперу на сцене Учебного театра ГИТИС. «Не только любовь» с успехом звучала в концертном исполнении и по радио, она записана на грампластинки.
Опера «Не только любовь» — произведение новаторское. Она во многом отходит от привычных оперных канонов, но зато в ней живо, увлекательно, мастерски обрисованы картины и образы современной русской деревни.
В опере Щедрина нов, самобытен прежде всего склад и характер музыки. Внешне музыка очень проста, но какое богатство чувств, сколько лирики и юмора заложено в ней! Какая во всем правда и естественность выражения! Тут все дело в музыкальной интонации, в ее исторически конкретной точности, в ее соответствии образам и драматическим положениям избранной темы.
Родион Щедрин обратился к движущемуся, разноголосому, необъятному в своей пестроте музыкальному быту современной русской деревни. И он услышал самое звонкое, самое главное в нем — частушку. Композитор угадал в частушке поэтическое выражение народной музыкальной речи и мышления. Заслуга Щедрина в том, что он первым из советских музыкантов обратился к этой богатейшей, гибкой, беспредельно отточенной народом песенной форме, смело развил ее и дал ей новую жизнь в сфере так называемой «большой» музыки. Опера вся построена на частушке. Это ее стиль, ее главенствующее музыкальное звучание (хотя композитор использует в опере и другие песенные формы).
Опера «Не только любовь» создана по мотивам рассказов Сергея Антонова. В либретто В. Катаняна сохранены присущие стилю этого писателя лиризм, простота интриги, сдержанность чувств. В этой словно акварелью написанной опере нет больших драматических событий. Все ее содержание ушло «в глубину». Можно сказать, что движение в опере совершается не столько «от действия к действию», сколько «от состояния к состоянию». Этд черты в какой-то мере идут от чеховской драматургии.
Главная идея оперы — идея нравственная. В образе председателя колхоза Варвары Васильевны, женщины большой и чистой души, воплощена мысль о сложном, нелегком пути человека к счастью. Много испытаний положено ей пройти, много горечи испить. Этот прямой, затаившийся характер однажды взрывается, но силой воли усмиряет себя, не дав себе права преступить нравственный закон честности в отношении к людям.
Построение оперы таково, что весь свет музыки, слова, драматического движения направлены на Варвару. Остальные персонажи подчинены ей, действуют в зависимости от ее поступков. Пожалуй, одна Варвара до конца раскрывает себя в музыке. В ее партии частушка использована меньше. Воссоздавая образ женщины, уже перешагнувшей рубеж молодости, много испытавшей на своем веку, композитор охотно обращается к стилю протяжной русской песни.
Музыкальный портрет Володи Гаврилова весь построен на контрастах. Ветреный, задиристый, «напускающий на себя» парень, то и дело напевающий модные мотивчики, он таит в душе нерастраченное чувство, нежность.
Важное место в опере принадлежит жанровым сценам. Вот где частушка расцветает всей радугой своих чувств и красок! Щедрин не только цитирует и разрабатывает подлинные частушечные мелодии, но также создает свои, оригинальные частушки, близкие по характеру к народным. Он глубоко постиг язык, склад и форму всех видов частушечного жанра: нежных девичьих напевов, нарочито грубоватых, речитативных мужских припевок, тончайших страданий, озорных скороговорок и частушек «под язык» — несть числа богатству, которое народ наш творит ежедневно, ежеминутно, творит на виду у всех, дома, на улице, в поле...
В. Панкратова, Л. Полякова