Шопен. Баллада No. 2, фа мажор

Ballade No. 2 (F-dur), Op. 38

Композитор
Год создания
1837
Жанр
Страна
Польша

Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Балладу ор. 38, фа мажор (сочинена в 1836—1837 годах, опубликована в 1840 году, посвящена Р. Шуману) нередко истолковывают как сюжетную, приписывая ей воплощение баллады Мицкевича „Свитезянка". Яхимецкий даже надписывает над последними тактами баллады заключительные слова баллады Мицкевича: „А кто девушка?.. Я не знаю" (По свидетельству Р. Шумана, баллада первоначально заканчивалась в фа мажоре.).

Известно, что Шопен хотя и признавался Шуману во влиянии, оказанном на его музыкальное воображение балладами Мицкевича, но воздерживался от какого-либо сюжетного истолкования своих баллад.

Тем не менее неоспоримо, что из всех шопеновских баллад вторую балладу скорее всего можно назвать сюжетной — настолько музыка ее изобразительно красочна, а драматизм „театрален".

Связь образов второй баллады со „Свитезянкой" Мицкевича как будто подтверждается сходством музыки баллады с балладой „Свитезянка" М. Шимановской (См. И. Бэлза. Мария Шимановская. М., 1956, стр. 149. Попытка ряда исследователей связывать вторую балладу с балладой Мицкевича „Свитезь" малоубедительна.). Некоторое интонационное и, быть может, отчасти программное родство со второй балладой обнаруживает позднейшая (1845) песня-дума Шопена „Две смерти" (на слова Б. Залеского), где поется о трагической гибели любовников в разлуке (Вообще баллады Шопена генетически связаны с жанром дум (см. И. Бэлза. История польской музыкальной культуры, том I, стр. 87). Исследовательница творчества Эльснера А. Новак-Романович указывает также на возможную связь музыки второй баллады с воспоминанием о музыке „Думы о Стефане Потоцком" Эльснера.).

Форма баллады рондообразна, но с резким расчленением частей и с яркими элементами разработки в репризе. Тональный план — широкое терцевое объединение мажоро-минорных тональностей.

Начало баллады сугубо фольклорно. Это — спокойно „объективная" песенность, лишенная лирического акцента и плавно текущая на тонах тоники F-dur (F-dur, a-moll, C-dur). Ивашкевич метко говорит применительно к этой части об образе невозмутимой, будто зачарованной тишины. Тем разительнее контраст, когда после замирания тоники фа мажора внезапно врывается демонический ля минор Presto con fuoco с типичными для Шопена мелодизацией баса и технической фактурой правой руки. Б. Асафьев вспоминает об исполнении этого контраста Балакиревым: „Пастораль и буря!" (Б. Асафьев. Шопен в воспроизведении русских композиторов, стр. 33.)

С такта 17 Presto con fuoco вступает фанфарный мелос, поднимающийся из d-moll в f-moll и as-moll (модуляция по малым терциям, как в начале ноктюрна op. 37 № 2). As-moll укрепляется (эффект „набеганий волн" в басу особенно ясно обнаруживает водную природу образов Presto con fuoco) и начинает затихать, достаточно неожиданно модулируя в конце раздела в F-dur. Итак, в конце „экспозиции" появился... as-moll вместо „полагавшегося" C-dur или E-dur. В репризе (с tempo I) первая тема развивается путем исключительно органичного и мастерского сцепления попевок. Примечательны дальше двукратные широкие разливы темы (в B-dur и g-moll) с настороженно-затаенной музыкой между ними. С большой выразительностью пользуется здесь Шопен оттенками диатонических и хроматических гармоний. Естественно, что возврат демонической музыки лишен неожиданности ее первого появления, что искупается новыми факторами развития (вообще эта баллада — пример мастерской трансформации тем, их динамической трактовки).

Превосходен подход к коде с его тремоло и темой в басу (наслоениями-столкновениями). В драматической коде (с начала Agitato) использована редкая у Шопена репетиционная техника. Тут расцвет чудесных по выразительности столкновений и обыгрываний, порождающих резкие диссонансы и хроматическую пестроту (оправданную, однако, мелодической логикой). Музыка кажется жесткой и жестокой, колючей и режущей. Секвенциями Шопен включает и Es и Des в a-moll. Весьма любопытна последовательность тактов 17-20 коды (от начала Agitato), где сложная цепная связь хроматических гармоний осуществлена отнюдь не произвольно, но с неизменно присущей Шопену строгой функциональной логикой.

Мощное нарастание в коде приводит к срыву (На терцквартаккорде второй ступени ля минора с повышенной терцией. Этот терпкий по звучности аккорд (частый у Шопена) весьма ярко выявлен в коде и до срыва.), после чего в a-moll звучит отрывок первой темы и печальный, очень простой по фактуре каданс. И все же, тут нет трагической депрессии, характерной для „гражданских произведений" Шопена. Обращенность баллады в сторону образов сельской природы и фольклорной демонологии явственно ощущается до конца.

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Баллада 12.01.2011 в 21:01

рекомендуем

смотрите также

Реклама