Фортепианный квартет № 2 си-бемоль мажор, Op. 41 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1875).
В своем камерно-инструментальном творчестве Камиль Сен-Санс обращался к разным инструментальным составам, включая и фортепианный квартет.
Первый квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано ми мажор относится к раннему периоду творчества, он написан в 1853 г., – на момент его создания композитору было всего восемнадцать лет. Это ранее произведение Сен-Санса было исполнено. Композитор передал рукопись в библиотеку Парижской консерватории, но издано оно не было. Почему Сен-Санс так поступил? Возможно, сложность публикации объяснялась тем, что камерная музыка в то время не пользовалась особой популярностью во Париже – французская публика отдавала предпочтение опере.
Годы спустя появилось еще одно возможное препятствие к публикации: образцом для молодого композитора послужили творения Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта и Роберта Шумана. Благодаря очевидному влиянию этих композиторов, проявившемся в Фортепианном квартете, он казался слишком «немецким», и публикация подобного произведения во время франко-прусской войны 1870-1871 г. могла бы вызывать нежелательные ассоциации. Таким образом, Первый фортепианный квартет Камиля Сен-Санса оставался в рукописи до 1992 г.
Более счастливая судьба ожидала Фортепианный квартет № 2 си-бемоль мажор, Op. 41, написанный в 1875 г. Тот год ознаменовался для композитора и другими значимыми событиями – премьерой симфонической поэмы «Пляска смерти», созданием Четвертого фортепианного концерта, рождением сына, участием в подготовке издания сочинений Кристофа Виллибальда Глюка (с этого началась деятельность Сен-Санса в качестве редактора, которая продолжалась три десятилетия).
Этот фортепианный квартет, удостоившийся одобрения австрийского музыковеда и критика Эдуарда Ганслика как «сочинения тонкого вкуса и законченного мастерства», по сути своей является неоклассическим произведением. Сен-Санс здесь отдает дань прошлому, которое он так ценил. Петр Ильич Чайковский усматривал в этом сочинении «очень удачное слияние манеры Себастиана Баха, к которому г. Сен-Санс питает очевидное пристрастие, с национально-французскими элементами, из числа которых всегда дает себя чувствовать пикантная, характерная ритмичность».
Главная партия первой части – Allegro – отмеченная чертами импровизационности, широко разворачивается на фоне размеренных и величественных фортепианных аккордов. Побочная партия – более лиричная, с «волнообразным» движением, особенно нравилась Петру Ильичу Чайковскому – русский композитор находил ее очень «грациозной и изящной». Первая часть, сжатая по форме, насыщена разнообразными ритмическими фигурами – различными синкопами, триолями.
Часть вторая – Andante maestoso ma con moto – основана на сочетании протяженной мелодии и фигурационного мотива в духе Баха, который проходит через всю часть.
Третья часть – Poco allegro più tosto moderato – грациозное и шутливое скерцо в размере 6/8, покоряющее совершенством своей симметричной формы. В нем немало необычных ритмических эффектов, темп постепенно ускоряется, доходя до Prestissimo, а звучность к концу части истаивает до pp.
Грандиозный финал – Allegro – проходящий в оживленном движении, изобилует контрапунктическими приемами. В репризу вплетаются элементы темы второй части – Andante, а в коде две темы из первой части – Allegretto – объединяются в ликующем фугато.
Фортепианный квартет № 2 си-бемоль мажор Камиля Сен-Санса впервые прозвучал 6 марта 1875 г., фортепианную партию исполнял сам композитор. В исполнении принял участие Пабло Сарасате, исполнивший партию первой скрипки.