Михайловский театр

Mikhaylovsky Theatre

Город
Санкт-Петербург
Год основания
1833
Тип
Михайловский театр (Mikhaylovsky Theatre)

Театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского основан в Петрограде в 1918 году. Открыт в здании бывшего Михайловского театра. Несколько раз менял наименование: в 1920 — Государственный академический театр комической оперы, с 1921 — Малый петроградский государственный академический театр, с 1926 — Государственный академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ), с 1964 — Ленинградский ордена Ленина академический Малый театр оперы и балета, в 1989 году театру было присвоено имя М. П. Мусоргского. В 1989-2001 годах — Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского. С 2001 года по настоящее время — Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. Мусоргского — Михайловский театр.

Императорский Михайловский театр вошел в историю государства Российского как один из самых интересных театров XIX — начала ХХ столетия.

Театр, получивший название в честь Михаила Павловича — брата императора Николая I, был открыт 8 ноября 1833 года балетом «Амур в деревне» балетмейстера Алексиса Бланша и водевилем Петра Каратыгина «Знакомые незнакомцы» в исполнении труппы Александринского театра.

Так как третья Императорская сцена Санкт-Петербурга (после Александринского театра и Большого Каменного петербургского театра, ставшего впоследствии Мариинским) не имела собственной труппы, на ней прочно обосновались французские актеры, а один-два раза в неделю выступала немецкая драма. Театр, который в XIX веке называли то на французский лад — «Theatre Michel», то на немецкий — «Michael-Theater», полюбился зрителям отменным исполнительским составом и разнообразным репертуаром. На сцене Михайловского театра нередко проходили концерты, водевили, балеты, а чуть позже начали показывать и оперы.

На спектакли французов съезжался петербургский свет, включая двор и Императорскую семью. Считалось, что по составу артистов здешняя французская труппа уступала только Comedie-Francaise, зато превосходила остальные театры Парижа. Французы присутствовали в театральной жизни Петербурга более 80 лет. Вплоть до 1914 года в Михайловском театре выступала и немецкая труппа, а за дирижерским пультом не раз стоял маэстро Иоганн Штраус. В Михайловском выступали корифеи и русской сцены: братья Каратыгины, Савина, Давыдов, Комиссаржевская, Шаляпин, Кшесинская, Станиславский, Качалов, Книппер-Чехова.

Михайловский театр (Mikhaylovsky Theatre)

Оперные спектакли на Михайловской сцене ставились редко, как правило, силами труппы Императорской русской оперы Мариинского театра. Позже, в связи с ремонтом Мариинского театра в 1894 году, оперные спектакли стали представлять по воскресеньям, однако затем эта традиция постепенно угасла.

Следующая страница истории театра началась в 1917 году. После Октябрьской революции иностранные актеры были вынуждены покинуть страну, и для Михайловского театра остро встал вопрос формирования собственной труппы.

6 марта 1918 года театр открыл новый сезон в роли второго государственного оперного театра Петрограда; в 1920 году театр получил название Государственного академического театра комической оперы; в 1921-м он был переименован в Малый академический театр, а в 1926-м — в Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ).

Важную роль в становлении театра сыграли оперный режиссер Николай Смолич и главный дирижер и руководитель театра Самуил Самосуд (первым идейным руководителем оркестра театра был известный польский дирижер Гжегож Фительберг). Основателем балетной труппы стал в 1933 году выдающийся хореограф ХХ века Федор Лопухов.

Михайловский театр (Mikhaylovsky Theatre)

В 1920–30-е годы театр превратился в «лабораторию по созданию советской оперы». На его сцене впервые были поставлены оперы «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934) Дмитрия Шостаковича, «Тихий Дон» Ивана Дзержинского.

На время Второй мировой войны труппа была эвакуирована в Чкалов (ныне — Оренбург), а после войны Малый театр оперы и балета продолжил сотрудничество с современными композиторами, впервые в мире поставив «Войну и мир» Сергея Прокофьева.

В 1940–60-е годы театральные режиссеры утратили свое главенствующее положение и главными лидерами театра стали известные дирижеры: Борис Хайкин, Кирилл Кондрашин, Эдуард Грикуров, Юрий Темирканов, Курт Зандерлинг.

В 1980-е годы началось возрождение на сцене Малого оперного театра русской классики: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина...

27 лет художественным руководителем и главным режиссером театра был Станислав Гаудасинский, осуществивший множество оперных постановок.

Михайловский театр (Mikhaylovsky Theatre)

В театре работали и начинали свою вокальную карьеру многие солисты, которые и сегодня выступают на ведущих сценах мира. Среди них — Сергей Шапошников, Надежда Вельтер, Николай Охотников, Евгений Нестеренко, Евгения Целовальник, Сергей Лейферкус, Юрий Марусин, Владимир Ванеев, Владимир Огновенко, Константин Плужников и др.

В 1984 году состоялись первые в истории театра зарубежные гастроли оперной труппы. С тех пор театр гастролирует с оперным и балетным репертуаром, выступая в Италии, Англии, Франции, Германии, Голландии, Японии, США, Португалии.

В 2007 году директором театра стал бизнесмен Владимир Кехман, по инициативе и на личные средства которого был произведен ремонт здания.

С июня 2009 года до декабря 2011 года пост музыкального руководителя и главного дирижёра театра занимал Петер Феранец. С 1 января 2012 года на эту должность был приглашён Михаил Татарников.

1 января 2011 года приступил к работе новый художественный руководитель балетной труппы, знаменитый испанский хореограф Начо Дуато.


История балета

Пресс-служба Михайловского театра / Robbie Jack

Вопрос о возникновении в Ленинграде второй балетной труппы не был актуальным ни для дореволюционных лет, ни для первого послеоктябрьского десятилетия. Зрителей хватало только на два традиционно «балетных» дня — среду и воскресенье, да на редкие детские утренники. Только в 30-е годы возросший интерес масс к искусству вообще и к балету в частности позволил в 1932—1933 годах создать в Малом оперном театре (так именовался театр до 1963 года) новую хореографическую труппу. Во главе ее стоял неутомимый новатор Ф. Лопухов, общее направление репертуара было комедийным.

Славный своими классическими традициями, театр комического балета отличался демократизмом, контакт нового коллектива со зрителем обозначился уже в первых постановках — «Арлекинаде» и «Коппелии». Гораздо более сложная задача стояла перед балетмейстером в «Светлом ручье». Воплощение советской темы, ее решение, основанное не на бытоподобной пантомиме, а на богатых возможностях классического и характерного танца,— все это было новым для тех дней. Однако недостатки сценария не позволили создать полноценный спектакль,

В середине 30-х годов в коллектив приходит молодой хореограф Л. Лавровский. Под его руководством театр обращается к произведениям русской и мировой литературы. Успешным был уже первый спектакль «Фадетта» (по повести Ж. Санд на музыку балета Л. Делиба «Сильвия»). Балет оставался в репертуаре театра три десятилетия. В 1938 году создается первый «пушкинский» спектакль театра — «Кавказский пленник» Б. Асафьева, а два года спустя — «Сказка о попе и о работнике его Балде» М. Чулаки (балетмейстер В. Варковицкий). Эти разные по характеру спектакли были высоко оценены критикой. Балет Малого оперного театра становится заметным явлением в творческой жизни Ленинграда. Первое артистическое поколение молодой труппы составляли такие яркие индивидуальности, как З. Васильева, Г. Исаева, Г. Кириллова, В. Розенберг, П. Гусев, С. Дубинин, Н. Соколов, великолепные комические артисты A.Орлов и М. Ростовцев.

Следующий, уже послевоенный этап связан с деятельностью Б. Фенстера. В 1946 году как своеобразный отклик на победное окончание Великой Отечественной войны им был создан жизнерадостный балет «Мнимый жених» Чулаки (на сюжет «Слуги двух господ» К. Гольдони). Принципиальной творческой удачей балетмейстера стал балет «Юность» Чулаки, навеянный образами Н. Островского. Автор сценария Ю. Слонимский писал: «Ветер революции вместе с героями ворвался на сценические подмостки, и каждый увидел, что у балетного театра сил непочатый край, что все нажитое им лишь славное введение в историю ближайшего будущего». Оба спектакля были удостоены Государственной премии, а «Юность» с успехом шла на многих сценах не только в нашей стране, но и за рубежом.

В 50-е годы репертуар театра пополняется такими спектаклями, как сказочно-лирическая «Сольвейг» (Л. Якобсон), философско-эпические «Семь красавиц» (П. Гусев), опереточно-веселый «Голубой Дунай» (Б. Фенстер); в него включаются классические балеты «Корсар», «Лебединое озеро» (реконструкция постановки 1895 года), гран па из «Пахиты». Среди исполнителей главных ролей С. Шеина, В. Станкевич, Л. Сафронова, М. Мазун, Г. Пирожная, Л. Морковина, Г. Покрышкина, В. Тулубьев, B. Зимин, А. Хамзин. Признанием возросшего профессионального и творческого уровня явились зарубежные гастроли балетной труппы театра в 1957 году в Фипляндию: с тех пор маршруты гастрольных поездок труппы пролегали от Европы до Австралии, от Африки до Южной Америки и Японии.

С 1959 года в репертуаре театра широко представлены одноактные спектакли — жанр, которому долгие годы в советском балете отводилось незаслуженно малое место. Возобновляются фокинские «Петрушка», «Жар-птица», «Эрос». В балетных спектаклях звучит великолепная музыка П. Чайковского, М. Равеля, С. Прокофьева, И. Стравинского, Д. Шостаковича. Афиша театра становится даже несколько пестрой. Здесь и бессюжетные «Классическая симфония» (балетмейстер К. Боярский), «Болеро» (Г. Давиташвили), здесь и спектакль основателя балетной труппы театра Ф. Лопухова «Баллада о любви» (на музыку «Времен года» П. Чайковского), здесь, наконец, и спектакли, продолжающие традиции «Юности»,— «Барышня и хулиган» (по киносценарию В. Маяковского) и «Встреча», поставленные К. Боярским.

Интересным в жизни коллектива оказалось следующее десятилетие. Новый главный балетмейстер И. Бельский продолжил традиции комического театра своим озорным, скоморошьим «Коньком-Горбунком» и создал современный трагический спектакль на революционную тему — «Одиннадцатая симфония» («1905 год»). Талантливые и непохожие друг на друга балеты создают молодые, тогда начинающие балетмейстеры И. Чернышев (переполненный страстями «Антоний и Клеопатра») и Н. Боярчиков (острое и ироничное прочтение «Трех мушкетеров»). Весомо вписались в репертуар «неоклассические» композиции Н. Долгушина на музыку П. Чайковского («Концерт в белом», «Размышления», «Ромео и Джульетта», «Моцартиана»). Мастерским по хореографическому решению (балетмейстер О. Виноградов) и исполнительскому уровню стал еще один классический балет театра — «Лиза и Колен» («Тщетная предосторожность»). Утвердили свое ведущее положение в театре Л. Климова, Н. Янанис, Л. Камилова, Л. Филина, А. Сидоров, Н. Боярчиков, В. Островский, великолепное мастерство интеллектуально насыщенного танца отличало Н. Долгушина.

В жизни каждого театрального коллектива бывают периоды повышенного общественного внимания, резко возрастающего интереса зрителей. Таким для балета Малого театра оказалось неполное пятилетие (1973—1977 годы), когда труппой руководил О. Виноградов. В поставленной им «Ярославне» трагические события далекого прошлого (балет создан по мотивам «Слова о полку Игореве»), талантливо переданные языком современного хореографического театра, не только потрясали, но и заставляли задуматься. Жанровое определение этого балета — «хореографическое размышление» — могло быть отнесено и к другим спектаклям данного периода. Так, в гениальном прокофьевском балете «Ромео и Джульетта» акцентировалась не столько полнота чувств, сколько бескомпромиссность моральных норм юных шекспировских героев. Спектакль был адресован прежде всего молодому зрителю.

В эти годы интересные поиски в освоении столь редкой в балете современной темы начал в театре молодой хореограф Л. Лебедев. Созданная им совместно с О. Виноградовым «Педагогическая поэма» (по мотивам произведения А. Макаренко) — уникальный образец балета о воспитании коллектива. Несколько позже тот же балетмейстер не без успеха обратился к роману Ч. Айтматова «И дольше века длится день»: «Легенда о птице Доненбай» — эмоциональнейший отклик современного человека на мудрую старинную притчу.

В последнее время продолжаются поиски оригинальных путей развития советской хореографии. Главный балетмейстер театра Н. Боярчиков отмечал: «Обращение к сложному современному музыкальному материалу диктует необходимость преодолевать специфику затвердевших шаблонов, самодовлеющую механистичность и техницизм пластического языка, чтобы не лишать исполнителя возможности творить образ, доносить идею, а зрителя — мыслить». Спектакли этого хореографа («Царь Борис», «Геракл», «Разбойники», «Макбет») рассказывают о событиях прошлых веков современным языком, полным глубокой символики и непростых метафор. В труппе выросло новое поколение ведущих артистов: Е. Алканова, Т. Статкун, Т. Фесенко, В. Аджамов, К. Новоселов, Ю. Петухов, Г. Судаков.

В 1978 году балетный коллектив Малого театра стал лауреатом премии Ленинского комсомола. По исполнительскому уровню и своеобразию хореографических спектаклей коллектив Малого театра в настоящее время безусловно принадлежит к числу интереснейших балетных трупп нашей страны.

А. Деген, И. Ступников, 1988


Михайловский театр (Mikhaylovsky Theatre)

Театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского основан в Петрограде в 1918. Открыт в здании бывшего Михайловского театра (зрит. зал на 1248 мест). Несколько раз менял наименование: в 1920 — Государственный академический театр комической оперы, с 1921 — Малый петроградский государственный академический театр, с 1926 — Государственный академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ), с 1964 — Ленинградский ордена Ленина академический Малый театр оперы и балета, в 1989 году театру было присвоено имя М. П. Мусоргского. Первоначально на его сцене шли спектакли Мариинского т-ра, но уже в сезоне 1918/19 т-р имел собств. оркестр, хор и художественно-постановочную часть; солисты привлекались из труппы Гос. акад. т-ра оперы и балета. В 1931 т-р получил самостоят. труппу.

В первые годы существования т-р ориентировался на малые оперные формы, ставил лирич. и комедийные спектакли, классические оперетты: «Миньон» Тома (1918), «Птички певчие» Оффенбаха (1918), «Царь-плотник» Лорцинга (1919), «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (1919), «Корневильские колокола» Планкета (1919), «Нищий студент» Миллёкера (1920), «Фра-Дьяволо» Обера (1920), «Луиза» Шарпантье (1920), «Вертер» Массне (1920), «Ёлка» Ребикова (1921), «Рафаэль» Аренского (1921), «Скупой рыцарь» Рахманинова (1921), «Сын мандарина» Кюи (1921), «Цыганский барон» Штрауса (1922), «Герцогиня Герольштейнская» Оффенбаха (1922), «Иоланта» Чайковского (1923), «Золотой петушок» Римского-Корсакова (1923), «Там, где жаворонок поёт» и «Ева» Легара (1923) и др. В числе солистов — С. В. Балашов, Н. Н. Бутягин, Н. Л. Вельтер, Б. О. Гефт, О. Н. Головина, В. П. Грохольский, А. М. Кабанов, В. И. Кильчевский, Н. И. Ковальский, К. Ф. Комиссарова, E. А. Красовская, И. В. Лелива, A. Ю. Модестов, Е. Г. Ольховский, Г. Н. Орлов, А. И. Попова-Журавленко, В. Ф. Райков, Ф. Л. Ратнер, М. А. Ростовцев, Д. М. Снежинская, М. П. Софронова, Б. М. Фрейдков, П. И. Чекин, Н. Я. Чесноков и др.

С сер. 20-х гг. т-р активно работает над сов. оперой. Появляются спектакли — «За красный Петроград» Гладковского и Пруссака (1925), «Нос» Шостаковича (1930), «Камаринский мужик» (1933, 2-я ред. 1935), «Мать» (1939) Желобинского, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (1934), «Тихий Дон» (1935) и «Поднятая целина» (1937) Дзержинского, «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси») Кабалевского (1938), «Мятеж» Ходжа-Эйнатова (1938), «Помпадуры» Пащенко (1939).

С 1933 под рук. Ф. В. Лопухова начала работу балетная труппа (в неё входили — Н. А. Зубковский, Г. И. Исаева, Г. Н. Кириллова, К. В. Леонидова, B. М. Розенберг, Н. С. Соколов, Б. А. Фенстер, H. H. Филипповский и др.); были пост. балеты — «Арлекинада» Дриго (1933), «Коппелия» (1934) и «Фадетта» (1936) Делиба, «Светлый ручей» Шостаковича (1935), «Тщетная предосторожность» Гертеля (1937), «Кавказский пленник» (1938) и «Ашик-Кериб» (1940) Асафьева, «Сказка о попе и о работнике его Балде» Чулаки (1940).

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 т-р находился в Оренбурге. Там были пост. — «Кровь народа» Дзержинского, «Калинка» Аксюка и Черёмухина, «Сильнее смерти» Волошинова, «Иоланта»; «Надежда Светлова» Дзержинского (все в 1943); в 1944 т-р вернулся в Ленинград. В 40-50-е гг., продолжая широко пропагандировать произв. сов. композиторов, т-р ставит также рус. и заруб. классику, стремится возродить забытые и редко исполняемые соч. Среди пост.: оперы — «Война и мир» Прокофьева (1946), «Молодая Гвардия» Мейтуса (1950), «Сицилийская вечерня» (1952) и «Дон Карлос» (1955) Верди, «Летучий голландец» Вагнера (1957), «Фиделио» Бетховена (1958), «Эсмеральда» Даргомыжского (1958), балеты — «Мнимый жених» (1946) и «Юность» (1949) Чулаки, «Сольвейг» на музыку Грига (1952), «Семь красавиц» К. Караева (1953) и др. В труппе т-ра в эти годы: певцы — А. Е. Алмазов, Т. В. Богданова, М. А. Довенман, Т. Н. Лаврова, B. Т. Морозов, А. И. Ступальская, А. В. Сутягин, C. Н. Шапошников и др., артисты балета — В. С. Зимин, Ю. П. Литвиненко, Ю. В. Малахов, Н. Р. Мириманова, Г. Н. Пирожная, Л. Н. Сафронова, В. М. Станкевич, А. С. Хамзин и др. Значит. вклад в развитие т-ра внесли худ. рук. и дирижёр С. А. Самосуд (1918-36), гл. дирижёры — Б. Э. Хайкин (1936-44), Э. П. Грикуров (1944-67), режиссёр Н. В. Смолич (1925-30), гл. балетмейстеры — P. В. Лопухов (1932-35), Л. М. Лавровский (1935-45), Б. А. Фенстер (1945-53), П. А. Гусев (1960-62), И. Д. Бельский (1962-72).

Среди пост. 60 — нач. 70-х гг.: оперы — «Отелло» (1962); «Принцесса Турандот» Пуччини (1963), «Виринея» Слонимского (1967), «Горцы» Чалаева (1971), «Порги и Бесс» Гершвина (1972), «Ифигения» (композиция по операм Глюка, 1972), «Не только любовь» Щедрина (1973); балеты — «Петрушка» (1961) и «Весна священная» (1969) Стравинского, «Барышня и хулиган» (1962), «Одиннадцатая симфония» (1966) на музыку Шостаковича, «Антоний и Клеопатра» Лазарева (1968), «Тщетная предосторожность» Герольда (1971), «Гаянэ» (1972), «Коппелия» (1973); «Ярославна» Тищенко (1974).

В 1939 за заслуги в деле создания спектаклей сов. композиторов т-р награждён орденом Ленина.

Л. В. Михеева


Историческая справка:

Здание Императорского Михайловского театра было построено в 1831-1833 годах представителем позднего классицизма, талантливым петербургским зодчим Александром Брюлловым (1798-1877), братом прославленного живописца Карла Брюллова. Фасад театра выполнен по проекту Карл Росси, спланировавшего при постройке в 1819-1825 годах величественного Михайловского дворца (ныне — Русский музей) всю Михайловскую площадь (сейчас — Площадь Искусств). В 1859 году Михайловский театр был капитально перестроен по проекту архитектора Альберта Кавоса. Согласно его плану, сцена была значительно расширена, а в зрительном зале надстроили дополнительный пятый ярус. Сегодня внутреннее убранство театра не уступает по красоте и пышности многим знаменитым театрам мира.

Прежде чем вновь вернуть себе имя «Михайловский», этот театр четырежды менял название. При советской власти он сначала назывался театром комической оперы, потом — Малым Петроградским, ещё позже — Малым оперным (МАЛЕГОТ), а в 1989 году ему было присвоено имя Модеста Петровича Мусоргского.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Оперная панорама (operanews.ru) 04.05.2015 в 20:01
Опера на операционном столе (operanews.ru) 22.09.2013 в 17:25
Скучная «Богема» 10.04.2012 в 09:50
Коротко о разном (operanews.ru) 18.09.2011 в 17:21

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама