Сказка про туфельку

Артём Овчаренко выступил в балете «Золушка» в Михайловском театре

Артем Овчаренко — Принц. Автор фото — Стас Левшин

Дебют премьера Большого театра Артёма Овчаренко в партии Принца в «Золушке», с огромным интересом ожидавшийся петербургскими балетоманами, вылился в яркое театральное событие — совершенно ясно, почему в Москве Овчаренко называют лучшим принцем Большого театра.

Но начнём с истории. Хореограф Ростислав Захаров стал первым, кто поставил новый в тот момент балет «Золушка» Прокофьева — в победном 1945 году, в московском Большом театре. В 2017 году к 125-летию со дня рождения Прокофьева и 110-летию Захарова его «Золушку» воскресил в Михайловском театре Санкт-Петербурга главный балетмейстер театра Михаил Мессерер.

Выбрав «Золушку» Захарова в редакции Мессерера, руководство Михайловского театра попало в яблочко. Балет собрал много хвалебных отзывов как в российской прессе, так и пятизвёздных рецензий иностранных балетных обозревателей. Михаил Мессерер выступает ревнителем сохранения великих традиций, решительно не боится оставаться вне веяний «моды» и имеет завидную репутацию автора триумфальных реставраций русских балетов ХХ века.

Начав с воссоздания «Класс-концерта» в Большом театре, он возродил из небытия в Михайловском театре целую галерею раритетов, включая «Лауренсию», «Пламя Парижа», «старомосковское» «Лебединое озеро», «Корсара», «Коппелию», а в последние годы — балеты-сказки «Золушка» и «Конек-Горбунок». Однако Мессерер не считает себя хореографом, скромно предпочитая термин «редактор». Заметим, что редактор он отличный. Как, впрочем, и наставник: педагогическое мастерство, вкус и широта взглядов Мессерера вывели балетную труппу Михайловского в число ведущих мировых.

Золушка — Анжелина Воронцова, Принц — Артем Овчаренко. Автор фото — Стас Левшин

Благодаря спектаклям Михайловского театра, мы заново открываем для себя немеркнущие достоинства балетов 1930-1950-х годов: новизну тем и художественных образов и, прежде всего, талантливую оригинальную хореографию. Несмотря на то, что Мессерер стремится включать трогательные элементы эпохи (иногда даже «патинированный» реквизит), отреставрированные им балеты выглядят поразительно свежо и современно, оставаясь при этом вполне традиционными, и вызывают у зрителя ощущение радости и праздника.

Вот и эта «Золушка» — выдержанная в традициях классического балета сказка о вечном: добре и зле, любви и удаче, разочаровании и преодолении себя и жизненных трудностей. Сказка для взрослых и детей. Детей, к слову, на вечернем спектакле оказалось чуть ли не больше половины зала, и они смотрели на сцену, буквально не отрываясь. А посмотреть явно было на что. Мессерер, возобновляя постановку Захарова, не только собрал спектакль в стилистически и драматургически единое целое, бесшовно соединив сохранившиеся фрагменты и придумав замену тому, что оказалось утеряно, но и распределил партии между артистами с учетом творческой индивидуальности каждого.

Соавтором Мессерера стал один из лучших в России режиссёров мультимедиа Глеб Фильштинский, благодаря искусству которого постановка легко вписалась в XXI век. Не раздвигается, а «растаивает» тяжелый театральный занавес, и к зрителям приближается, едва не «перескочив» оркестровую яму, старинный богатый дом, в котором живёт Золушка с мачехой и сестрами, а стоящие в гостиной этого дома изящные бронзовые часы по воле видео-дизайнера вдруг становятся огромными и, занимая большую часть видео-декорации, под звуки прокофьевских литавр громко отсчитывают отведенное человеку время...

Артем Овчаренко — Принц. Автор фото — Стас Левшин

В этой сказке Принцу удалось совершить кругосветное путешествие, в ней были и анфилады роскошных залов дворца, и высокие сверкающие фонтаны старинного парка, и цветистые фейерверки и много других, почти реальных, но всё-таки видео-красот. И эти завораживающие и неожиданно сменяющиеся картины служат не просто фоном, а органичной средой для хореографического действия.

В том, что балетная сказка оказалась невероятно красивой, большая заслуга художника-постановщика оригинала, главного художника Большого театра Петра Вильямса (1902—1947) и художника нового спектакля Вячеслава Окунева. Воссозданные по эскизам Вильямса декорации и панорамы второго акта восхищают живописностью, изяществом и театральностью. Как и положено в шикарном дворце принца, пол танцевальной залы — наборный паркет, высокие окна и двери украшены затейливой барочной резьбой по дереву, а на заднике сцены отлично передана перспектива роскошных дворцовых помещений.

Помимо танцев, количество и разнообразие которых в этой версии восхищает, персонажи наделены богатой и выразительной пантомимой, что делает спектакль насыщенным. У Михаила Мессерера движением заполнен практически каждый такт музыки. Вдохновенно и точно звучал оркестр Михайловского театра под управлением Александра Соловьева, немало способствуя успеху постановки.

Золушка — Анжелина Воронцова, Принц — Артем Овчаренко. Автор фото — Стас Левшин

Золушка (Анжелина Воронцова) одиноко сидит у камина, начищая кастрюли. Входит Мачеха в комичном костюме с тысячей юбок и нахлобученном рыжем парике. Сестры Золушки Кривляка и Злюка, готовясь к балу, вышивают шарф, но недолго — начинают ссориться, а талант балетмейстера позволяет нам насладиться ярким гротескным танцем сестёр. Но вот сестры уже у балетного станка разучивают «настоящие» танцевальные движения с приглашённым на дом строгим танцмейстером! Тут появляется нищенка, которую Мачеха грубо выгоняет, но Золушка успевает протянуть ей кусок хлеба; а совсем скоро нищенка окажется доброй волшебницей, и события приобретут иной оборот...

Прима Михайловского Анжелина Воронцова — Золушка — запоминается красивейшими линиями и редкой сегодня музыкальностью, она порхает по сцене, словно «парашютик» одуванчика, восхищая при этом технически отточенным исполнением всех сложностей хореографии, коих в этой постановке множество. При этом Воронцова, истинная балерина, обладает не только полётностью, но и лиричностью, особенно необходимой для монологов Золушки.

Вслед за Захаровым, Мессерер наполняет постановку мелкими, но выразительными деталями, и именно такие детали делают драматургию спектакля убедительной: дети ощущают своё, а взрослые — своё, но и те, и другие вовлечены в действие без остатка. Например, Золушка, аккуратно расставляя тарелки на надкаминной полке, трогательно ставит туда же и портрет в рамочке, очевидно, своей покойной мамы. И чувствуется, что это — единственное, что принадлежит ей в огромном, но чужом доме... В следующей картине под гениальный прокофьевский вальс Воронцова танцует в сопровождении Звёзд — женского классического кордебалета, и зритель не сомневается, что эту девушку ожидает чудо.

Во дворце в разгаре бал. Забавный Шут (Роман Волков), одетый в костюм из ярких разноцветных ромбов, виртуозно выполняет сложные трюки; при этом он, развлекая придворных, не забывает ловко и забавно играть со своим колпаком и предметами реквизита, которые волей балетмейстера то и дело попадаются ему под руку. Но все ожидают появления Принца.

И вот идеальный Принц буквально влетает на сцену: премьер Большого театра Артём Овчаренко не только в совершенстве владеет академической четкостью па и демонстрирует классический танец редкой красоты, но и обладает парящим прыжком с захватывающим дух баллоном. Он прекрасный партнер, и его трепетный дуэт с Золушкой впечатляет непринужденно исполненными виртуозными воздушными поддержками, включающими высокий «стульчик» на одной руке, да ещё в позе «арабеск»!

Автор фото — Стас Левшин

Принц Овчаренко — романтик до мозга костей, он настолько одержим чувством к исчезнувшей с бала таинственной незнакомке, что ни на секунду не задумывается, прежде чем пуститься в кругосветное путешествие на её поиски (а разнообразие ярких и живописных видео-декораций ему в том в помощь). Юноша ищет свою будущую невесту целеустремленно, азартно и верит, что непременно найдет её. Захаров создал весьма красочные хореографические картины далеких стран, а Мессерер мастерски вплел их в изысканную современную ткань балета. Радостно отметить, что хореография здесь соответствует колориту и выразительности музыки Прокофьева.

Как Овчаренко, так и Воронцова — выпускники Московской государственной академии хореографии, и эта «Золушка», спектакль-феерия, некогда созданный Захаровым для артистов Большого театра, идеально «ложится» на молодых танцовщиков, с их безошибочно московским исполнительским стилем.

Финальные сцены балета. Придворные высыпают перед Принцем груды обуви, но в них нет пары той туфельке, которую ищет Принц… А Золушка в это время сидит на кухне, прижимая к себе хрустальную туфельку, оставшуюся у неё после бала. Злюка и Кривляка в танце дразнят Золушку принесенными из дворца огромными апельсинами, которые её совершенно не интересуют. Но вот в доме появляется Принц с заветной хрустальной туфелькой в руках; получив туфельку, одна сестра тщетно пытается её натянуть, вторая — растянуть, а Мачеха притаскивает гигантские ножницы, с помощью которых готова «уменьшить» себе ступню, чтобы запихнуть её в туфельку. Мачеху пытается остановить сердобольная Золушка, но при этом из подола её скромного платьица выпадает вторая туфелька... Мачеха с сестрами рассерженно удаляются; добро восторжествовало, Принц с Золушкой танцуют проникновенный лирический дуэт на фоне волшебно-звёздного неба, а под занавес к ним присоединяются многочисленные влюбленные пары: каждая Золушка находит своего Принца.

Народная артистка СССР, выдающаяся певица Большого театра Маквала Касрашвили как-то сказала, что истинная сила театрального искусства — когда вы не можете ни глазами, ни душой оторваться от сцены и потом всю жизнь помните этот спектакль и этих артистов. «Золушка» в Михайловском с Анжелиной Воронцовой и Артёмом Овчаренко — один из таких спектаклей.

Автор фото — Стас Левшин

Один из самых популярных американских сериалов — «Зачарованные» — стартовал в далеком 1998 году. За годы существования сериала было выпущено восемь сезонов, посвященных жизни трех молодых ведьм. На сайте charmed-online.com вы можете смотреть все сезоны и серии онлайн 24 часа в сутки абсолютно бесплатно.

реклама