
Лавровский (настоящая фамилия — Иванов) Леонид Михайлович (5 (18) VI 1905, Петербург — 27 XI 1967, Париж], советский артист балета, балетмейстер и педагог. Народный артист СССР (1965). Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1947, 1950). Член КПСС с 1944.
По окончании Ленинградского хореографического училища (педагог В. И. Пономарёв), в 1922–35 в Ленинградском театре оперы и балета (позднее Театр им. Кирова). В 1935–38 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского Малого театра, в 1938–44 — Театра им. Кирова, в 1942–43 — Театра им. Спендиарова (Ереван). В 1944–64 (с небольшими перерывами) главный балетмейстер Большого театра.
С деятельностью Лавровского связаны значительные завоевания советской хореографии. Его творчество отмечено стремлением к содержательности советского балета, широте его тематики, обогащению и обновлению форм хореографического спектакля. Искусство Лавровского способствовало становлению реализма, утверждению международного признания советского балета.
Поставил: «Времена года» на муз. Чайковского (1928, Ленинградское хореографическое училище), «Фадетта» (1934, там же; 1936, Ленинградский Малый театр; 1952, Большой театр); «Катерина» на муз. А. Рубинштейна и Адана (1935, Ленинградское хореографическое училище; 1936, Театр им. Кирова), «Кавказский пленник» (1938, Ленинградский Малый театр). Уже здесь определились приверженность Лавровского к классическому танцу и драматическим пантомимным эпизодам, его стремление на основе синтеза этих двух начал раскрывать образные характеристики героев.
Наиболее полно особенности искусства Лавровского проявились в его лучшей работе — балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1940, Театр им. Кирова; 1946, Большой театр, Сталинская премия, 1947; 1963, Будапешт). Этот спектакль вошёл в историю советского балетного театра как одно из самых ярких воплощений шекспировской темы. Он отличался глубоким психологическим раскрытием образов, высокохудожественным решением идей трагедии Шекспира.
В смелых сочетаниях различных форм танца, образной танцевальной мизансцены, мимики и жеста, в чередовании драматически-напряжённых массовых народных сцен и действенных лирических дуэтов хореограф показал драматические судьбы шекспировских героев, сложные жизненные конфликты и ситуации, создал подлинно реалистический и глубоко содержательный спектакль. В 1955 Лавровский и кинорежиссёр Л. О. Арнштам осуществили кинематографический вариант этого спектакля. В 1973 спектакль целиком был снят телевидением Великобритании.
Лавровский ставил балеты на музыку симфонических произведений; «Паганини» (1960, Большой театр); «Классическая симфония» Прокофьева (1966, Московское хореографическое училище) и др. В этих спектаклях пластические обобщения, танцевальная полифония, многоголосие ансамблевого аккомпанемента сближают хореографию Лавровского с достижениями современных советских балетмейстеров.
Мастер и знаток хореографии классических балетов 19 в., Лавровский возобновил «Жизель» (1944, Большой театр; 1958, Будапешт; 1958, Хельсинки и Белград), создал новую редакцию «Раймонды» (1945, Большой театр). Среди балетов Лавровского:. «Красный мак» (1949, Большой театр; Сталинская премия, 1950), «Сказ о каменном цветке» Прокофьева (1954, Большой театр; 1961, Хельсинки), «Ночной город» на муз. Бартока, «Страницы жизни» А. Баланчивадзе (оба — 1961, Большой театр), «Память сердца» А. Баланчивадзе (1967, Московское хореографическое училище).
В 1959–64 Лавровский — главный балетмейстер московского ансамбля «Балет на льду» (поставил программы «Зимняя фантазия», «Снежная симфония», 1959). В 1948–67 преподавал на балетмейстерском отделении ГИТИСа (с 1952 профессор). В 1964–67 художественный руководитель Московского хореографического училища. Автор статей по балету. Сталинская премия (1946) за выдающиеся достижения в области балета.
Литература: Городинский В., Опера и балет, в сб.: Советский театр, М., 1947; Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950, с. 151–54; Шавердян Α., Большой театр Союза СССР, М., 1952; Лопухов Ф., Балетмейстер Лавровский, в его кн.: Шестьдесят лет в балете, [М., 1966], с. 280–91; Головкина С., Леонид Михайлович Лавровский, «Т», 1968, № 5, с. 71–76; Фомин Α., Балетмейстер, музыка, танец, Новосиб., 1973; Соллертинский И., Статьи о балете, [Л.], 1973, с. 136–50; Советский балетный театр, 1917–1967, М., 1976.
М. С. Клеймёнова
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.
Окончил Петроградское хореографическое училище в 1922 (ученик В. Пономарева). В 1922-35 солист Мариинского театра. Участник вечеров «Молодого балета».
Принимал участие в премьере «Танцсимфонии»; др. партии: Приближенный хана («Конек-Горбунок»), Жан де Бриен («Раймонда»), Юноша («Шопениана»), Амун («Египетские ночи»), Принц («Лебединое озеро»), Граф («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова), Молодой кули («Красный мак»), Актер («Пламя Парижа»), Купец, Раб («Корсар»), Фашист («Золотой век»).
Танцовщик лирико-романтического плана, Лавровский рано увлекся сочинением танцев. «Я начал с постановки концертных номеров. В работе над ними я болел «импрессионизмом», увлекался танцем настроений, воспроизводящим только эмоциональное состояние. Вершиной этого этапа я считаю «Симфонические этюды» Шумана, осуществленные мной с учениками Хореографического техникума в 1930 году» (Л. Лавровский).
Первый вариант балета «Фадетта» был поставлен в ЛХТ в 1933/34. В 1936 балетмейстер переработал его для Малого театра. Сценография балета «Катерина» (ЛХТ — 1935, Театр им. Кирова — 1936) сделан Лавровским на историческом материале о крепостных актерах начала XIX в.
В 1935-38 Лавровский — художественный руководитель балета Малого театра. Он реставрировал «Тщетную предосторожность». В 1938, в связи со 100-летием со дня смерти Пушкина, поставил балет «Кавказский пленник» Б. Асафьева.
«Все эти балеты оказались лишь подступами к цели. Она — в постановке на сцене Театра им. Кирова балета «Ромео и Джульетта». В эту работу Лавровский вложил все свое умение, знание и талант и был награжден сторицей. Привлекает и музыка, и хореография, и живопись, и исполнители. А надо всем реет бессмертный дух трагедии Шекспира» (Ф. Лопухов).
Создание «Ромео и Джульетты» — итог и вершина поисков советского балета 30-х гг. В этой мимической драме трудно провести грань — где кончается танец и где начинается классический речитатив-пантомима, слитая с музыкой и проникнутая ее ритмом и содержанием. Балет не сходит со сцен театров Ленинграда, Москвы (постановщик возобновил спектакль в ГАБТе в 1946) и др. городов СССР, неоднократно и с успехом показывался советскими артистами за рубежом.
В 1938-44 Лавровский — художественный руководитель балета Театра им. Кирова (в 1942-43 одновременно работал в Театре им. Спендиарова). В 1944-64 главный балетмейстер Большого театра (с некоторыми перерывами). Помимо восстановления «Жизели» и редактирования «Раймонды» поставил в ГАБТе «Красный мак» (1949), «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева (1954), «Паганини» на муз. С. Рахманинова (1960), «Ночной город» (1961), «Страницы жизни» А. Баланчивадзе (1961) и др. В 1961-62 поставил «Сказ о каменном цветке» в Хельсинки, «Ромео и Джульетту» — в Будапеште.
С 1948 педагог балетмейстерского факультета ГИТИСа (с 1952 профессор). В 1959-64 балетмейстер первого советского ансамбля «Балет на льду». В 1964-67 худ. рук. МХУ.
Сочинения: Работа балетмейстера.— В кн.: «Катерина». Л., 1935: Балетмейстер о спектакле.— В кн.: «Фадетта». Л., 1936; Моя постановка.— В кн.: «Тщетная предосторожность». Л., 1937; Либретто и постановка «Кавказского пленника»,— В кн.: «Кавказский пленник». Л., 1938; Реализм и условность в балетном спектакле.— Искусство и жизнь, 1939, № 11, 12; Пути и судьбы советского балета.— Сов. культура, 1968, 3, 8 апр.
Литература: Л. М. Лавровский. Документы, статьи, воспоминания.— М., 1983; Луцкая Е. Л. М. Лавровский.— В кн.: Мастера Большого театра. М., 1976; Михайлов М. Юность Леонида Лавровского.— В кн.: Молодые годы ленинградского балета. Л., 1978; Рославлева Н. Жизнь, отданная балету.— Муз. жизнь, 1968, № 3: Головкина С. Л. М. Лавровский,— Театр. 1968, № 5; Львов-Анохин Б. Леонид Лавровский.— Муз. жизнь, 1980, № 23; Иноземцева Г., Фокина Е., Константинова В. Жизнь в неустанном поиске.— Сов. балет, 1985, № 5.
А. Деген, И. Ступников
Источник: Ленинградский балет, 1988 г.