Самосуд Самуил Абрамович (2 (14) V 1884, Тбилиси — 6 XI 1964, Москва) — советский дирижёр. Народный артист СССР (1937). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1952).
В 1906 окончил Тбилисское музыкальное училище по классу виолончели у А. Поливко, затем учился в Праге у Г. Вигана, в Париже у П. Касальса и в «Схола канторум» (по классам композиции у B. д’Энди и дирижирования у Э. Колонна). По возвращении в Россию — виолончелист оркестра петербургского Народного дома. В 1910–17 дирижёр оперного театра Народного дома, в 1917–19 — Мариинского театра. В 1918–36 главный дирижёр и художественный руководитель Ленинградского Малого оперного театра.
С деятельностью Самосуда связано становление советского оперного искусства. Он привлёк к созданию опер молодых ленинградских композиторов, участвовал в постановках советских опер: «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934) Шостаковича, «Камаринский мужик» (1933) и «Именины» (1935) Желобинского, «Тихий Дон» (1935), «Война и мир» (1946). Под руководством Самосуда прошли также примечательные постановки оперной классики: «Золотой петушок» (1923); «Похищение из сераля» Моцарта (1925), «Снегурочка» (1928), «Фальстаф» (1929) и др.
Большое внимание уделял дирижёр оперной режиссуре, тщательной разработке всех деталей спектакля. В 1936–43 главный дирижёр Большого театра, в 1943–1950 — Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Среди значительных работ этого периода — «Поднятая целина» Дзержинского (1937), «Руслан и Людмила» (1937, новая сценическая редакция), впервые поставленная в СССР опера «Иван Сусанин» (1939; Сталинская премия, 1941), «Иоланта» (1940), «Семья Тараса» (1951; Сталинская премия, 1952).
Самосуд основал и возглавил (1953–57) симфонический оркестр Всесоюзного радио и оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения (с 1957). Под его управлением впервые исполнены 7-я симфония Шостаковича (1942, Куйбышев и Москва), оратория «На страже мира» (1950) и 7-я симфония (1952) Прокофьева; он осуществил концертные постановки многих оперных произведений, в т. ч. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Богема», «Паяцы», «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры»; «Итальянка в Алжире» Россини.
Редкая интуиция, безупречный вкус, глубокое понимание жанровых особенностей каждого произведения, выдающееся педагогическое дарование — сделали дирижёрскую деятельность Самосуда одной из ярких страниц истории советского музыкального театра.
Сочинения: Минувшее встает передо мною…, «СМ», 1965, No 9.
Литература: Двадцать лет Государственного академического Малого оперного театра, Л., 1939; Богданов-Березовский В., Советская оперная культура, в сб.: Театральный альманах, кн. 2(4), М., 1946; Кемарская Н., Янко Т., Ценин С., С. А. Самосуд, «МЖ», 1964, No 10; Hестьев И., C. А. Самосуд, там же, 1965, No 2; Современные дирижеры, составители Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.
Г. Я. Юдин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
«Родился я в городе Тифлисе. Отец мой был дирижером. Музыкальные наклонности проявились у меня в раннем детстве. Отец учил меня играть на корнет-а-пистоне и на виолончели. Мои сольные выступления начались с шестилетнего возраста. Позднее в Тифлисской консерватории я начал заниматься по классу духовых инструментов у профессора Э. Гиджини и по классу виолончели у профессора А. Поливко». Так начинает свою автобиографическую заметку Самосуд.
После окончания в 1905 году музыкального училища молодой музыкант отправился в Прагу, где занимался у известного виолончелиста Г. Вигана, а также у главного дирижера Пражской оперы К. Коваржовица. Дальнейшее совершенствование С. А. Самосуда происходило в парижской «Схола Канторум» под руководством композитора В. д'Энди и дирижера Э. Колонна. Вероятно, уже тогда у него созрело решение посвятить себя дирижерской деятельности. Тем не менее некоторое время после возвращения из-за границы он работал солистом-виолончелистом в петербургском Народном доме.
С 1910 года Самосуд выступает как оперный дирижер. В Народном доме под его управлением идут «Фауст», «Лакме», «Опричник», «Дубровский». А в 1916 году он дирижировал «Русалкой» с участием Ф. Шаляпина. Самосуд вспоминал: «Обычно проводивший спектакли Шаляпина Галинкин был нездоров, и оркестр настоятельно рекомендовал меня. Ввиду моей молодости Шаляпин отнесся с недоверием к этому предложению, но все же согласился. Этот спектакль сыграл громадную роль в моей жизни, так как в дальнейшем почти всеми спектаклями Шаляпина дирижировал я, и уже по его настоянию. Повседневное общение с Шаляпиным — гениальным певцом, актером и режиссером — было для меня громадной творческой школой, открывшей новые горизонты в искусстве».
Самостоятельная творческая биография Самосуда как бы делится на две части — ленинградскую и московскую. После работы в Мариинском театре (1917—1919) дирижер возглавил музыкальный коллектив, рожденный Октябрем, — Малый оперный театр в Ленинграде и был его художественным руководителем до 1936 года. Именно благодаря заслугам Самосуда этот театр по праву завоевал репутацию «лаборатории советской оперы». На сцене Малегота были осуществлены отличные постановки и классических опер («Похищение из сераля», «Кармен», «Фальстаф», «Снегурочка», «Золотой петушок» и др.), и новых сочинений зарубежных авторов (Кшенека, Дресселя и др.).
Однако главную свою задачу Самосуд видел в создании современного советского репертуара. И он стремился к выполнению этой задачи настойчиво и целеустремленно. Еще в двадцатые годы Малегот обратился к спектаклям на революционные темы — «За красный Петроград» А. Гладковского и Е. Пруссака (1925), «Двадцать пятое» С. Штрассенбурга по поэме Маяковского «Хорошо» (1927), Вокруг Самосуда сконцентрировалась группа молодых ленинградских композиторов, работавших в оперном жанре,— Д. Шостакович («Нос», «Леди Макбет Мценского уезда»), И. Дзержинский («Тихий Дон»), В. Желобинский («Камаринский мужик», «Именины»), В. Волошинов и другие.
Самосуд работал с редкостным энтузиазмом и самоотдачей. Композитор И. Дзержинский писал: «Он знает театр, как никто... Для него оперный спектакль — это слияние музыкального и драматического образа в единое целое, создание подлинно художественного ансамбля при наличии единого замысла, подчинение всех элементов спектакля основной, ведущей идее произведения... Авторитет С. А. Самосуда зиждется на большой культуре, творческой смелости, умении работать и умении заставлять работать других. Он сам вникает во все художественные «мелочи» постановки. Его можно видеть беседующим с художниками, бутафорами, рабочими сцены. Во время репетиции он часто сходит с дирижерского пульта и вместе с режиссером работает над мизансценами, подсказывает певцу характерный жест, советует художнику изменить ту или иную деталь, объясняет хору малопонятное место в партитуре и т. д. Самосуд — настоящий руководитель спектакля, создающий его по тщательно продуманному — в мельчайших подробностях — плану. Это и придает его действиям уверенность, четкость».
Дух поисков и новаторства отличает деятельность Самосуда и на посту главного дирижера Большого театра СССР (1936—1943). Он создал здесь поистине классические постановки «Ивана Сусанина» в новой литературной редакции и «Руслана и Людмилы». По-прежнему в орбите внимания дирижера и советская опера. Под его управлением идет в Большом театре «Поднятая целина» И. Дзержинского, а во время Великой Отечественной войны он ставит оперу Д. Кабалевского «В огне».
Следующий этап творческой жизни Самосуда связан с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где он был руководителем музыкальной части и главным дирижером (1943—1950). «Невозможно забыть репетиции Самосуда,— пишут артисты театра Н. Кемарская, Т. Янко и С. Ценин. — Готовились ли под его руководством веселая оперетта Миллёкера «Нищий студент», или произведение большого драматического дыхания — «Любовь Яровая» Энке, или народная комическая опера Хренникова «Фрол Скобеев», — как проникновенно умел Самуил Абрамович заглянуть в самую сущность образа, как мудро и тонко проводил он исполнителя через все испытания, через все радости, заложенные в роли! Как артистично раскрывал Самуил Абрамович на репетиции очень сложный и в музыкальном, и в актерском отношениях образ Пановой в «Любови Яровой» или порывистый и трепетный образ Лауры в «Нищем студенте»! И наряду с этим — образы Евфросиньи, Тараса или Назара в опере «Семья Тараса» Кабалевского».
Во время Великой Отечественной войны Самосуд был первым исполнителем Седьмой симфонии Д. Шостаковича (1942). А в 1946 году ленинградские любители музыки вновь увидели его за пультом Малого оперного театра. Под его управлением прошла премьера оперы С. Прокофьева «Война и мир». С Прокофьевым Самосуда связывала особенно тесная дружба. Ему доверил композитор представить слушателям (кроме «Войны и мира») Седьмую симфонию (1952), ораторию «На страже мира» (1950), сюиту «Зимний костер» (1Э50) и другие произведения. В одной из телеграмм дирижеру С. Прокофьев писал: «Вспоминаю с горячей благодарностью вас как блестящего, талантливого и безупречного интерпретатора многих моих работ».
Возглавляя театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Самосуд одновременно руководил оперно-симфоническим оркестром Всесоюзного радио, а последние годы стоял во главе оркестра Московской филармонии. В памяти многих сохранились его великолепные постановки опер в концертном исполнении — «Лоэнгрина» и «Мейстерзингеров» Вагнера, «Сороки-воровки» и «Итальянки в Алжире» Россини, «Чародейки» Чайковского... Да и все сделанное Самосудом для развития советского искусства не забудется ни музыкантами, ни любителями музыки.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.