Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром

Cello Concerto (h-moll), Op. 104, B. 191

Композитор
Год создания
1895
Дата премьеры
19.03.1896
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Отношение Антонина Дворжака к виолончели можно назвать парадоксальным и даже противоречивым. Композитор охотно поручал ей изложение тем в оркестровых произведениях и камерно-инструментальных сочинениях, но возможности виолончели как сольного инструмента оценивал скептически, зачастую весьма резко высказываясь о них. Тем не менее, первым его обращением к жанру инструментального концерта стал именно Концерт для виолончели и фортепиано ля мажор, а много лет спустя Дворжак вновь создал виолончельный концерт, которому суждено было стать одним из наиболее популярных творений композитора – Концерт для виолончели с оркестром си минор.

Примечательно, что оба виолончельных концерта Дворжака создавались для конкретных музыкантов. Если инициатором написания ля-мажорного Концерта был Людевит Пеер – коллега Дворжака по театральному оркестру, то созданием си-минорного Концерта мир обязан настойчивости чешского виолончелиста Гануша Вигана: «Он постоянно донимал меня, напоминал об этом концерте до тех пор, пока я его не сделал», – говорил Дворжак. Впрочем, не исключено, что к созданию произведения Дворжака подтолкнуло еще одно обстоятельство. В Национальной консерватории Америки, которую Дворжак возглавлял в 1892–1895 гг., преподавал американский виолончелист и композитор Виктор Герберт. В 1893 г. был впервые исполнен его виолончельный концерт, и Дворжак присутствовал на премьере – не исключено, что впечатление от произведения коллеги несколько поколебало его убежденность в бесперспективности виолончели как солирующего инструмента – впрочем, в последующие годы Дворжак по-прежнему невысоко оценивал солирующую виолончель, утверждая, что Концерт он создал, уступая просьбам Вигмана, что он жалеет о его создании и никогда больше этого не повторит. Слово свое Дворжак сдержал – он не написал больше ни одного виолончельного концерта, но тот, который все-таки был создан, оказался истинным шедевром – даже сам Дворжак ставил его выше других своих инструментальных концертов – скрипичного и фортепианного.

Дворжак приступил к работе над Концертом для виолончели в 1894 г., а завершено произведение было в 1895 г. Некоторые черты роднят его с симфонией «Из Нового света», тоже относящейся к американскому периоду творчества Дворжака – в частности, героический тон, что не вполне типично для виолончельных сочинений. Но, если в симфонии композитор опирался на черты музыкального фольклора индейцев и американских негров, то в Концерте композитор не обращается к этим интересным, но все-таки чужим для него истокам – это произведение пронизано славянскими интонациями. Дворжак в своем Концерте по-новому трактует виолончель, которая прежде интерпретировалась преимущественно как лирический инструмент – кантиленные мелодии в произведении тоже есть, но присутствуют и героические интонации, и виртуозные приемы (аккорды, двойные ноты, пассажи и другие).

Первая часть – Allegro – имеет сонатную форму с двойной экспозицией, но присутствуют в ней и некоторые черты рондо. Волевая, решительная главная партия сопоставляется с лирической побочной, в то же время сама главная партия подвергается преобразованиям. Изначально будучи минорной, в сольной экспозиции она излагается в одноименном мажоре. В разработке преобразования главной партии сближают ее с побочной – она становится задумчиво и печальной. В зеркальной репризе побочная партия ликующе звучит в мажоре, а кода, построенная на главной партии, приобретает характер торжественного апофеоза.

Часть вторая – Adagio non troppo – очень проникновенна и возвышенна. Ее идиллически-пасторальная тема излагается сначала деревянными духовыми, затем переходит к солисту. Первая тема среднего раздела одновременно печальна и торжественна, вторая проникнута просветленной грустью.

Рондообразный финал – Allegro moderato – пронизан весельем и жизнерадостностью. В рефрене танцевальность сочетается с маршевостью. Темы эпизодов вносят лирический оттенок. Итог музыкальному развитию подводит кода, в которой основная тема третьей части излагается в ритмическом увеличении, в мощной оркестровке (с участием медных духовых). Здесь же возникают реминисценции тематического материала предыдущих частей.

Завершив Концерт для виолончели с оркестром в феврале 1894 г., Дворжак отправил партитуру Вигману. Музыкант предложил внести несколько изменений в произведение. Одни его идеи композитору понравились, другие же были им отвергнуты (в частности, введение двух каденций). В 1895 г., после возвращения композитора из Америки, Вигман и Дворжак исполнили Концерт в приватной обстановке. Предполагалось, что Вигман исполнит произведение на публичной премьере, однако она не состоялась. Официальную премьеру Концерта осуществил не Вигман, а английский виолончелист Лео Стерн, это произошло в Лондоне в 1896 г. Существует легенда, что музыкант добился этого права, преподнеся Дворжаку – большому любителю голубей – двух породистых птиц.


К Девятой симфонии Дворжака близко примыкает виолончельный концерт h-moll ор. 104. Он также создавался в Америке в 1894—1895 годах (новая редакция окончания финала была завершена уже в Чехии). Роднит его с последней симфонией и героический тонус звучания, столь необычный в виолончельной литературе. Но есть и отличия: в музыке концерта композитор более не возвращается к напевам негров или индейцев, его мысли и думы связаны теперь только с родиной (Отзвуки этих напевов зато слышны в скрипичной сонатине G-dur и струнном квартете F-dur (1893).).

Это не первое обращение Дворжака к данному жанру. Виолончельному концерту предшествовали фортепианный (g-moll ор. 33, 1876) и скрипичный (a-moll ор. 53, 1879—1880) (Еще в начале своей творческой деятельности, в 1865 году, Дворжак написал виолончельный концерт A-dur, но не оркестровал и не издал его.).

Общая структура всех произведений одинакова: подвижным крайним частям в форме сонатного allegro или рондо противостоит медленная певучая часть. Но трактовка каждого из них различна: музыка фортепианного концерта отмечена мужественной энергией — на нем сильнее заметно бетховенское влияние; скрипичный концерт лиричнее, сказывается и воздействие «славянского периода» в творчестве Дворжака, широкое использование песенно-танцевального фольклора.

Наиболее глубок по содержанию виолончельный концерт. Композитор знал это; он писал другу в 1895 году: «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю — на собственную похвалу нельзя положиться, — но Вам могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке».

Дворжак, действительно, не ошибся: его виолончельный концерт стоит в ряду лучших произведений этого жанра. Недаром, как говорят, Брамс, ознакомившись с ним, воскликнул: «Почему только я не знал, что концерт для виолончели можно так написать? Я бы давно уже написал его!..».

Первая часть концерта поражает широтой симфонического дыхания. Героический тонус устанавливается буквально с первых же тактов. Тема главной партии предельно героична:

Но сначала, в оркестровой экспозиции, она звучит словно в отдалении, настороженно, а затем у солиста в более пафосном изложении (вместо минорной терции — мажорная). Нетрудно обнаружить интонационное родство этой темы с главной темой финала Пятой симфонии. И тут и там маршевый склад, опора на тонику, тесное расположение интервалов и словно речевой склад мелодики обнаруживают преемственность с боевыми походными песнями гуситов. Короче говоря, если героическим жизнеутверждением Дворжак закончил Пятую симфонию, то он начинает таким утверждением свое следующее крупное произведение — виолончельный концерт. Так устанавливается образно-смысловая связь между последними (по времени написания) масштабными симфоническими концепциями Дворжака.

Возбуждением охвачена и тема побочной партии — мелодия ее льется нескончаемым потоком:

Дворжак сознавался, что не мог без волнения играть ее. Возбуждение не ослабевает на протяжении всей первой части, которая заключается апофеозом героической темы: победа, незавершенная в Пятой симфонии, здесь утверждается окончательно.

Вторая часть носит возвышенный характер — это великолепный образец душевно отзывчивой лирики Дворжака, благородной и красивой. Но моментами и в ее развитии прорываются героико-драматические черты.

Зато безраздельная радость и веселье царят в музыке финала. По форме он представляет собой рондо, в главной теме которого слышится решительная поступь бодрого марша:

В дальнейших эпизодах возникают и танцевальные, и песенные лирические образы. Как и в Пятой симфонии, итог всего произведения содержится в развернутой коде, где устанавливается H-dur, и в порыве радостного ликования вновь утверждается главная тема финала (В коде проходит и главная тема первой части; возникают также реминисценции из второй части, а именно мелодия юношеского романса Дворжака (опубликован как ор. 82 No. 1); с этим романсом у него были связаны интимные воспоминания.).

М. Друскин


Виолончельный концерт Антонина Дворжака си минор принадлежит к числу шедевров романтического репертуара. Концерт был написан в течение третьего и последнего года работы композитора в Нью-Йорке, в Национальной консерватории, и завершен 9 февраля 1895 года. Он впервые прозвучал 19 марта 1896 года в Лондоне в исполнении Лео Стерна, хотя изначально предназначался для чешского виолончелиста Гануша Вигана.

Дворжак принялся за это сочинение после огромного успеха ультраромантического Второго виолончельного концерта ми минор его коллеги по консерватории – ирландского виолончелиста, композитора и дирижера Виктора Херберта. Тот недавно перебрался в США, где стал концертмейстером группы виолончелей оркестра Метрополитен-оперы, участником Нью-Йоркского струнного квартета, создателем собственного оркестра легкой музыки и автором популярных оперетт. Но серьезная музыка ему тоже удавалась.

У Дворжака работа над концертом протекала нелегко. Он впервые отправился в Америку один, без семьи, и это только усиливало его ностальгию. В отличие от более ранних американских сочинений (симфонии «Из Нового света», Четырнадцатого квартета) концерт для виолончели свободен от американизмов. В середине второй части звучит тема песни Дворжака «Оставь меня одну» (соч. 82 № 1). Ее появление связано с полученной композитором вестью о болезни и смерти сестры его жены, в которую он когда-то в юности был влюблен. В финале тема возвращается – в прощальном дуэте виолончели с солирующей скрипкой.

А. Булычева

Симфоническое творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Габриель Форе. Струнный квартет Камерные и инструментальные

Публикации

Словарные статьи

Виолончель 12.01.2011 в 23:18

рекомендуем

смотрите также

Реклама