«Несчастья Орфея» (фр. Les Malheurs d'Orphée) — опера в 3 актах Дариюса Мийо, либретто А. Люнеля (1924).
Премьера: 7 мая 1926 года, театр «Де ла Монне», Брюссель.
Еще в 1924 году композитор задумывает современное прочтение мифа об Орфее. Неожиданный заказ со стороны известной меценатки, княгини В. де Полиньяк, активизирует осуществление этого проекта. Друг Мийо поэт А. Люнель спешно сочиняет либретто, точно следуя плану композитора. Опера «Несчастья Орфея», завершенная в ноябре 1924 года, состоит из трех актов, длящихся всего сорок минут.
Сохранив основные сюжетные мотивы первоисточника, Мийо переносит действие в современную провансальскую деревню. Орфей у него — деревенский ветеринар, Эвридика — цыганка из бродячего табора. Их возвышенное чувство наталкивается на фанатичную вражду окружающей косной среды.
Перенесение мифа в обстановку современности отнюдь не снижает этической значимости его содержания. В отличие от Оффенбаха с его пародийной трактовкой этого сюжета, авторы оперы сохраняют суровый лаконизм и поэтичность повествования. Скупость средств, очень точно отобранных, углубляет выразительность текста. Музыка Мийо чужда бытовизмов и романсовой сентиментальности. Точно найденные обобщенные интонации придают музыке благородство и возвышенность, сближая ее с образцами раннего классицизма.
Опера выдержана в камерных тонах. Оркестр состоит из тринадцати инструментов; мелодический речитатив связывает короткие ариозные эпизоды и ансамбли; хор отсутствует — его функции выполняют небольшие ансамбли: терцет друзей Орфея, завершающий первый акт, квартет зверей в конце второго акта (после бурной сцены убийства Орфея), затихающий терцет цыганок, который заканчивает оперу.
Камерность звучания способствует особой сдержанной экспрессивности. Французские исследователи справедливо обнаруживают в этой опере сходство с Пёрселлом и Монтеверди.
Г. Т. Филенко
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.