Опера Серова «Вражья сила»

The Power of the Fiend

Композитор
Дата премьеры
01.05.1871
Жанр
Страна
Россия

Серов. «Вражья сила». «Широкая масленница» (Ф. Шаляпин)

Опера в пяти действиях; либретто А. Н. Островского, П. И. Калашникова и Н. Ф. Жохова по драме Островского "Не так живи, как хочется".
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 19 (1 мая) апреля 1871 года под управлением Э. Направника.

Действующие лица:

Александр Николаевич Серов

Илья, богатый московский купец, живущий в монастыре у брата (бас), Пётр, сын Ильи (баритон), Даша, жена Петра (сопрано), Агафон, отец Даши, посадский из Владимира (тенор), Степанида, мать Даши, посадская из Владимира (меццо-сопрано), Афимья, тётка Петра (меццо-сопрано), Спиридоновна, хозяйка постоялого двора (меццо-сопрано), Груня, её дочь (меццо-сопрано), Вася, молодой купеческий сын (тенор), Ерёмка, кузнец на постоялом дворе (бас), Приезжий купец (бас), Вожак медведя (бас), Стрельчиха (сопрано), Стрелец (тенор), Первый охотник (тенор), Второй охотник (бас).
Купцы, приезжие, ямщики, девушки, сбитенщик, пряничник, бражники, толпа гуляющего народа, дудари, волынщики, ряженые.

Действие происходит в Москве в XVIII веке.

Масленица. На московских улицах веселится люд, в окна богатого купеческого дома то и дело врываются смех, выкрики, звуки песен и плясок. Но в доме купца Петра Ильича не до веселья. Разлюбил купец свою жену Дашу и проводит дни в буйной гульбе. Тетка Афимья сочувствует Даше, ведь совсем недавно между супругами царили мир да любовь. Возмущен сыном и старый купец Илья, доживающий свой век в монастыре. Напрасно он, Даша и Афимья пытаются усовестить Петра — слова о долге перед семьей только разжигают его злобу. В ярости Петр бросает жене горькие, обидные слова: дескать опутала она его, приворожила колдовским зельем, связала по рукам и ногам. Забыл Петр, что сам же тайно увез Дашу из родительского дома. Илья предупреждает загулявшего сына, что тот стоит на краю пропасти, и разгневанный покидает дом. Ласковым словом, заботой пытается Даша вернуть расположение мужа, но все напрасно. В отчаянии она объявляет о своем решении вернуться к родителям. Петра это не огорчает. Напротив, он рад такому обороту дела. Ведь полюбив дочь хозяйки постоялого двора Груню, он вынужден скрывать, что женат.

Даша колеблется. Терпеть унижение и обиды она больше не в силах, уехать к родителям — значит принести им горе. Ее размышления прерываются приходом приятеля Петра Васи, зашедшего поздравить с «широкой масленой». Заметив, что он навеселе, Даша пытается выведать у него, почему переменился Петр. Не сразу решается Вася выдать тайну: Петр пригрозил, что в этом случае рассчитается с ним. Но вино делает свое дело. Да и зачем ему хранить чужой секрет: ведь Петр у него отбил Груню. Узнав об измене мужа, Даша покидает его дом.

На постоялом дворе в ожидании лошадей скучают купцы. Спиридоновна обносит их вином, медом и, желая развеселить, поет песню. Не отстает от хозяйки и Еремка. Вошедшая Груня поражает купцов своей красотой. Но вот лошади поданы, и гости уезжают. Оставшись вдвоем с дочерью, Спиридоновна поучает ее, как вести себя с зачастившим к ним богатым купцом. Но Груне не надо притворяться влюбленной: Петр разбудил ее сердце, и девушка радуется его приходу.

На постоялый двор приходят путники. Это родители Даши, Агафон и Степанида. Они решили навестить дочь. Случай сталкивает их с Дашей, возвращающейся в родительский дом. Нерадостна эта встреча. Приносит горе она и Груне. Из разговора девушка понимает, что приглянувшийся ей молодой купец Петр Ильич обманул ее, сказавшись холостым. Агафон наставляет дочь возвратиться домой и ласковым обхождением вернуть любовь мужа.

Вечер. У Груни собрались девушки, но ей не до забав; горько плачет она под праздничные песни подруг. Приходит Петр, довольный, молодцеватый. Но Груня встречает его холодно, почти враждебно. Что произошло? Ведь еще днем она была так приветлива! В ответ Груня рассказывает сказку об обманутой девушке, и Петр понимает, что кто-то выдал его тайну. Он подозревает Васю, но Груня рассказывает о приходе Даши. Слышен звон бубенцов, девушки выбегают на улицу, оставив Петра в ярости и отчаянии. Неожиданно кузнец Еремка предлагает ему свою помощь. Он знает колдуна, у которого есть зелье, помогающее приворожить любую девушку. Петр, готовый на все, следует за Еремкой.

Масленица в разгаре. В пестрой праздничной толпе снуют волынщики, дудошники. Пряничники, сбитенщики, блинщики предлагают свои товары. С гурьбой бражников из трактира выходит захмелевший Петр. Ему невесело. Еремка подбадривает, обещает найти колдуна. А как быть с женой? Еремка советует: «Порешить сразу». Но Петр уже не слышит его — в толпе мелькнуло лицо Груни. Девушка выпытывает у Васи — не он ли раскрыл секрет жене Петра. И едва Вася успевает признаться, как на него набрасывается подслушавший разговор Петр. Прохожие разнимают дерущихся и связывают Петра. А Груня, мстя за обман и поруганное чувство, насмехается над ним. Когда Груня и Вася уходят, Петра развязывают, и вместе с Еремкой он снова направляется в кабак. Мимо гуляющих с песнями и гиканьем проносится шумный масленичный поезд. Неожиданно Вася оказывается перед дверьми того же кабака и слышит разговор выходящих из него Петра и Еремки. Еремка уговаривает Петра заманить жену в пустынное место и убить, а самим, прихватив Петровы деньги, вместе с Груней податься на Волгу. Петр в ужасе отшатывается от Еремки. Но негодяй настойчив: он соблазняет Петра вольным житьем, любовью Груни, и тот, униженный, запутавшийся в собственных чувствах, решается на преступление.

Пустынная местность. Волчий буерак. Ночь. Метель. Перед заброшенной избой стоит Петр, почти обезумевший от охвативших его разноречивых страстей. В свисте ветра ему слышится то голос колдуна, то тяжкие стоны; в его распаленном мозгу возникают картины публичного унижения, он вспоминает насмешки Груни, предательство Васи. Подъезжает Еремка. Сказав, что Петр заболел, он заманил сюда Дашу. Молодая женщина понимает, что Петр решил покончить с нею, и смело встречает смерть. Илья, Степанида и Агафон приходят слишком поздно. Илья проклинает сына-убийцу, предрекая ему кару на земле и на небесах.

История создания

Долгие годы Серов лелеял мысль об «истинно русской опере из народной жизни, полной глубокого драматизма и внутренней силы». Он перебрал множество сюжетов, прежде чем остановился на драме А. Н. Островского (1823—1886) «Не так живи, как хочется», на которую еще в 1864 году ему указывал поэт и критик Ап. Григорьев. Серову удалось склонить к участию в создании оперы автора пьесы, написавшего стихотворное либретто. В процессе работы композитор убедился, что сюжет нуждается в изменении. Пьеса Островского завершается благополучной развязкой: Петр, обезумевший от ненависти к жене, при звуках церковного благовеста неожиданно прозревал и смиренно каялся в своих прегрешениях. Ощутив надуманность, психологическую фальшь такой концовки, Серов изменил ход действия и довел драму разгульного купца до ее логического завершения: считая жену причиной всех его бед, Петр убивает ее. Одновременно композитор отказался от «бесовского» элемента в образе Еремки, сделав его реальным персонажем с душой негодяя. Опера расширилась до пяти актов. Островский отказался от переделки сюжета, и композитор привлек к работе над либретто П. И. Калашникова и Н. Ф. Жохова. После смерти Серова, опера была дописана его женой В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьевым. Премьера состоялась 7 (19) апреля 1871 года в петербургском Мариинском театре.

Музыка

В опере «Вражья сила» Серов дал музыкально-драматическую картину народного быта, воспроизвел нравы, типы, ситуации русской городской жизни XVIII века. Драма, лежащая в основе оперы, развертывается на фоне пестрых сцен масленицы. В центре оперы — фигура Петра, человека безвольного и необузданного в своих страстях. Сложен характер кузнеца балагура Еремки, под внешне безобидным обликом которого скрыты коварство, жестокость, корыстолюбие. Этот мир «темного царства» купеческой России обрисован музыкально с широким использованием мелодики русской народной песни и бытовой городской музыки.

Увертюра воплощает контраст, пронизывающий всю оперу; крайние ее разделы, основанные на мелодии народной песни «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь», вводят в обстановку масленичного гулянья; средний, лирический, связан с драматической коллизией. Этот контраст сохраняется и в первом акте; высказывания героев перемежаются с доносящимися с улицы звуками праздничного веселья. Грустью одиночества проникнута первая песня Даши «Чует, чует ретивое». Полна достоинства величавая речь разгневанного старца Ильи. Репликам Петра — то молодцевато-грубым, то насмешливо-злым — противопоставлены горестные восклицания Даши. Монолог Петра «Эх, головушка моя буйная» выражает то ненависть, то страдание, то искреннюю любовь. Ария Даши «Чуют ли, знают ли в дальнем краю», полная безысходной тоски, напоминает городской сентиментальный романс. В стиле народной протяжной мелодии выдержана песня Васи «Эх! востоскуйся, возгорюйся», написанная на народные слова. Завершается акт патетическим ариозо Даши, проникнутым отчаянной решимостью.

Во втором акте народно-жанровое начало представлено скромнее — лишь песнями хозяйки постоялого двора и Еремки, обе имеют плясовой характер. Народные черты сильны и в песне Груни «Ах, никто меня не любит», характеризующей лукаво-насмешливую натуру героини. Большая диалогическая сцена Петра и Груни тонко передает смены их настроений — горестных раздумий и радостной приподнятости Петра, деланной ласковости и искренней печали Груни. Кульминация акта — общий ансамбль, все участники которого охвачены чувством душевной боли, волнения.

Третьему акту предшествует оркестровый антракт; его музыка предвосхищает настроения последующей песни Груни «Ах, что ж ты мой сизый голубчик»; грустное пение Груни вплетается в веселый плясовой хор подруг. Во второй половине акта преобладает напряженное сценическое действие. Финальная диалогическая сцена отличается психологической глубиной; господствующий здесь мелодизироваиный речитатив включает «островки» песенной мелодики; здесь углубляется образ Еремки, композитор впервые дает почувствовать в нем черты злодея, замаскированные добродушным балагурством; плясовые мотивы его партии моментами преображаются, приобретая зловещий оттенок.

В четвертом акте драматизм возрастает; картины гулянья подчеркивают остроту ситуаций. Народные сцены выписаны широко и ярко; музыка пронизана ритмикой плясок, напевами игровых, шуточных песен; в оркестре слышны звучания балалайки, дуды, шарманки; перемежающиеся реплики различных групп, отдельных персонажей, выкрики торговцев, зазывающих народ, — все это создает впечатляющую картину праздничной толпы. С ней гармонирует разгульная, полная буйного хмельного-веселья песня Петра и бражников «Как у нас то козел, что за умный был». Центр акта — динамичная сцена драки. Язвительно-насмешливые интонации Груни («Здравствуй, добрый молодец») пародируют песню-приветствие. Яркое красочное «пятно» — проводы масленицы, сопровождаемые хоровой песней «Широкая масленица». Сцена сговора создает тревожное настроение; нерешительные вначале реплики Петра переплетаются с вкрадчивыми, недобрыми интонациями Еремки.

Пятый акт открывается оркестровой картиной вьюжной ночи; пассажи скрипок рисуют вой ветра, мрачные, тяжелые аккорды подчеркивают жуткий колорит ситуации. Монолог Петра полон лихорадочного возбуждения; в нем чередуются страх, бешеная ярость, ненависть, страсть. В сцене с Дашей напряжение непрерывно нарастает. Последние страницы оперы — оплакивание Даши — проникнуты глубокой скорбью.

М. Друскин


Последняя опера Серова осталась незавершенной (окончена женой композитора и Н.Соловьевым). История создания ее непроста. У композитора появились разногласия с драматургом по поводу концовки оперы. Серов считал, что раскаяние Петра в финале необходимо устранить. Сотрудничество с Островским нарушилось.

Первая постановка успеха не имела. Затем, во многом благодаря таланту певцов (особенно Ф. Стравинского и Шаляпина в партии Еремки), пришел успех. Но в 20 в. произведение Серова не удержалось в репертуаре театров и ставилось редко. Отметим шаляпинскую постановку в 1920 (Петербург, дир. Похитонов).

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама