Чулаки. Балет «Мнимый жених»

Imaginary fiance

Композитор
Дата премьеры
22.03.1946
Жанр
Страна
СССР
Беатриче. Эскиз Татьяны Бруни к балету «Мнимый жених»

Балет в 3 актах (6 картинах).

Композитор М. Чулаки, сценаристы (по К. Гольдони) П. Коломойцев и Б. Фенстер, балетмейстер Б. Фенстер, художник Т. Бруни, дирижер Е. Корнблит.

Премьера состоялась 22 марта 1946 года в Малом оперном театре (Михайловский театр).

1. Турин. На просцениуме идут приготовления к серенаде, которую Флориндо дает в честь любимой им Беатриче. Башенные часы бьют полночь. Проверив время на брегете (старинные карманные часы), Флориндо вместе с друзьями и музыкантами направляется к балкону своей возлюбленной.

Ночь. Сад богатого горожанина Федериго Распони. Здесь он живет со своей сестрой Беатриче, которую ревниво охраняет от посторонних взглядов. Бесшумно появляются музыканты. Под звуки серенады Флориндо взывает к любви Беатриче. Появившийся в дверях дома Федериго, заставляет непрошеных ночных гостей поспешно спрятаться в кусты. Федериго удаляется. На балконе показывается Беатриче. Она выбегает в сад и бросается в объятия Флориндо. В знак любви она дарит ему свой портрет.

Неожиданно возвращается Федериго. Беатриче успевает спрятать возлюбленного под плащом. Федериго, подозревая неладное, срывает с сестры плащ, но Флориндо прячется в садовую бочку. Рассерженный Федериго несколько успокаивается, но, к несчастью, у Флориндо в бочке громко заиграл брегет. Дерзкий ночной посетитель обнаружен. Испуганные влюбленные бросаются к ногам Федериго и покорно просят благословить их. Но Федериго приходит в ярость, обнажает шпагу, требует, чтобы Флориндо защищался. На помощь Распони сбегаются слуги. Когда бой становится неравным, из-за кустов выскакивают музыканты и в ход пускаются инструменты. Заносчивый, но трусливый Федериго пытается поразить Флориндо в спину. Тогда один из музыкантов бьет его контрабасом по голове. Федериго убит. Его уносят. Сторонники Флориндо скрываются. Одиноко звенит брегет, забытый на земле. Беатриче надевает на себя плащ и шпагу брата, поднимает брегет и убегает на поиски исчезнувшего возлюбленного.

Яркий летний день в Венеции. Морской порт полон народа. Здесь продавцы цветов и фруктов, купцы, матросы разных национальностей. Проходят дамы в сопровождении слуг, снуют уличные мальчишки. Молодежь танцует тарантеллу. Неожиданно появляется Труффальдино. Он хочет позавтракать и, чтобы заработать на еду, забавляет толпу фокусами. Площадь постепенно пустеет. Появляется служанка Змеральдина в окружении кавалеров, но она отдает явное предпочтение Труффальдино.

Спасаясь от погони, в Венецию прибывает Флориндо. Он берет Труффальдино в услужение. Водворив нового хозяина в гостиницу, Труффальдино возвращается на площадь. Здесь он встречает Беатриче, переодетую в мужской костюм. Она приехала в Венецию в поисках Флориндо и предлагает Труффальдино стать ее слугой. Плут соглашается и провожает в ту же гостиницу, где остановился Флориндо.

По площади торжественно шествуют Панталоне, доктор, Клариче и Сильвио. Их ждет гондола, чтобы отправиться подписывать свадебный контракт.

2. В доме купца Пантолоне. На стене висит обвитый крепом портрет Федериго, бывшего жениха Клариче. Узнав, что он убит на дуэле, Пантолоне выдает дочь за Сильвио. Сейчас происходит помолвка. Вместо портрета Федериго торжественно вешают портрет Сильвио, увитый цветами. Друзья поздравляют помолвленных. Начинаются танцы. Среди танцующих появляются Труффальдино и Змеральдина. Они так увлечены друг другом, что не видят окружающих. Труффальдино послан своим господином Федериго с приветом к синьору Пантолоне и сейчас будет здесь. Все смеются: разве глупый слуга не знает, что Федериго убит на дуэли в Турине?

Неожиданно появляется Беатриче в костюме Федериго. Все в смятении: гость кажется им выходцем с того света. Панталоне отнимает у Сильвио свадебный букет и вручает Беатриче. Клариче и Сильвио протестуют. Гости возмущены притязаниями пришельца. Но Беатриче очень хороша в мужском костюме. Гости любуются ее смелостью и силой, их симпатии переходят на ее сторону. Панталоне, не желая ссориться с воинственно настроенной Беатриче, вручает ей руку Клариче. Доктор — отец Сильвио, рассержен, обижен, оскорблен, его нервы не выдерживают, и он падает в обморок. На просцениуме Сильвио передает Змеральдине записку для Клариче.

Падре и маленький аббат. Эскиз Татьяны Бруни к балету «Мнимый жених»

Комната Клариче. Панталоне велит слуге повесить над туалетом портрет Федериго. Между ним и дочерью происходит ссора, в результате которой Клариче падает в обморок, повергая в ужас нежного отца. Переданная Змеральдиной записка от Сильвио быстро приводит Клариче в чувство и возвращает хорошее настроение. Панталоне предупреждает, что сюда идет жених. Встреченная неприветливо, Беатриче оскорблена и хочет уйти, но Панталоне уговаривает ее не сердиться и оставляет наедине с дочерью. Оставшись вдвоем, Беатриче пытается раскрыть ей правду, но та не желает ничего слушать и опять падает в обморок. Тогда Беатриче сбрасывает с себя мужское платье, и очнувшаяся Клариче, к своему удивлению, видит перед собой девушку. Раздается стук в дверь, и Беатриче прячется за занавеску. Вбегает разъяренный Сильвио. Он проклинает неверную возлюбленную. Клариче пытается его успокоить, но взгляд Сильвио падает на торчащий из-за занавески мужской сапог. Отдернув полог, Сильвио в ужасе видит на кровати полуодетого мужчину. Это Беатриче. Подумав, что Клариче ему изменила, Сильвио со шпагой в руках бросается на Беатриче. На шум сбегаются Панталоне и слуги. Сильвио в разгаре боя роняет шпагу и падает. Беатриче приставляет к его груди острие, но мольбы Клариче заставляют ее смягчиться, и она дарует противнику жизнь.

3. Гостиница. С одной стороны вход в комнату Беатриче, с другой — в комнату Флориндо. Приходит Беатриче с «будущим тестем», которого она пригласила на обед в честь Клариче. Появляются доктор и Сильвио. Они наступают с угрозами на Панталоне, но Беатриче выпроваживает их. Беатриче с гостями удаляется, приказав Труффальдино подать обед.

Труффальдино с поварятами несут блюда. В этот момент приходит Флориндо с друзьями. Он, думая, что обед для него, поворачивает процессию в свою комнату. Беатриче, заждавшись обеда, зовет слугу. Труффальдино бежит, захватив часть кушаний. Он старается угодить двум господам и суетится до изнеможения.

Сбывшиеся мечты. На просцениуме в потоках лунного света мечтают Беатриче и Флориндо. Не подозревая о присутствии друг друга, они вспоминают о последнем свидании в саду Распони.

Труффальдино хочет почистить одежду господ и вытаскивает во двор сундуки Беатриче и Флориндо. В одном из сундуков он обнаруживает женскую шаль и дарит ее Змеральдине. Слуги гостиницы тоже интересуются содержимым сундуков. Труффальдино разрешает им примерить господские одежды. Окрик Флориндо разгоняет прислугу, но вещи перепутаны. Флориндо надевает камзол и находит в кармане брегет, оставленный им в саду Распони. Флориндо требует у Труффальдино объяснений. Плут врет, что вещь досталась ему от молодого барина, умершего с горя. Флориндо в отчаянии.

Из дома выходит Беатриче. Труффальдино подает ей не тот камзол. Она находит в нем свой портрет, подаренный Флориндо. Труффальдино объясняет, что он достался ему от умершего барина. Беатриче в горе хочет убить себя. К тому же решению приходит Флориндо. Влюбленные сталкиваются лицом к лицу. Какое счастье! Беатриче переодевается в женское платье.

Мытарства влюбленных окончились. К счастливым парам Беатриче и Флориндо, Клариче и Сильвио присоединяется третья — Труффальдино и Змеральдина. Начинаются танцы. Общему ликованию нет конца.

Тарантелла. Эскиз Татьяны Бруни к балету «Мнимый жених»

В 1941 году все было готово для постановки балета «Мнимый жених» на сцене Малого оперного театра, но война прервала работу. Погибли на фронте братья Павел и Анатолий Коломойцевы — сценарист и художник. К постановке театр снова обратился после войны, возвращаясь тем самым к жанру хореографической комедии, с которого начинала свое существование вторая в городе балетная труппа. В основе балета «Мнимый жених» одна из лучших комедий Карло Гольдони «Слуга двух господ».

Сам выбор сюжета в качестве материала для музыкально-драматургического произведения не случаен. Гольдони писал: «Всё в этой пьесе х было взято из простонародной жизни, но всё было проникнуто правдой, известной всему свету, и все — большие и малые — остались довольны ею, ибо я приучил моих зрителей предпочитать простоту — мишуре и природу — усилиям воображения».

Жизнерадостность, оптимистический юмор, свойственные итальянской комедии XVIII века, были близки и творческой манере композитора. Элементы фольклора привлекали Михаила Чулаки еще до создания балета. Развивая эту линию, он особенно внимательно подошел к стихии народного итальянского танца, насытив им общие танцы и индивидуальные характеристики. В музыке слышатся мелодии веселой тарантеллы, форланы и других национальных танцев Италии. Очень изящно в ткань музыки вкраплена тема старинных часов (брегета). Тарантелла во второй картине придает живой темп всему балету, предопределяя дальнейшее развитие действия. На тарантелле построен и финал балета. Среди характеристик наиболее широко развит задорный танцевальный мотив Труффальдино — популярного народного персонажа итальянской комедии. Финалы картин написаны в приемах больших симфонических разработок.

Балетовед Мариэтта Франгопуло называла балет «одним из значительных спектаклей послевоенного времени» и отмечала: «Балетмейстер использовал приемы итальянской комедии масок со свойственными ей неожиданными появлениями героев. В центре спектакля роль Труффальдино — слуги двух господ, которую прекрасно исполняли артисты Николай Зубковский и Виктор Тулубьев. Ловкому, хитрому, всюду успевающему Труффальдино очень близок образ его сметливой подружки Змеральдины в исполнении Галины Исаевой, одной из выдающихся артисток реалистического плана, в особенности в ролях травести. Необычайно интересна роль героини балета — Беатриче (ее первой исполнительницей была Галина Кириллова). Элегантная небрежность и тонкая выразительность, с которой исполняла эту роль Кириллова, перевоплощающаяся по ходу действия в юношу и азартно сражающаяся на шпагах, незабываемы. „Мнимый жених" — один из немногих советских комедийных балетов, заслуживших длительный и большой успех у зрителей».

Доктор. Эскиз Татьяны Бруни к балету «Мнимый жених»

Изящный, остроумный сюжет реализовывался в цепи логически выстроенных эпизодов, забавных положений, похожих на импровизацию мгновенных актерских реплик. «Фенстер, — писала историк балета Вера Красовская, — сыпал новинками пластической режиссуры с находчивостью своего героя Труффальдино. Он раздвигал изобразительные возможности пантомимы, рисуя поступки и переживания персонажей. Он требовал от актеров высокой техники танца, но оправдывал конкретной задачей даже самый виртуозный трюк. Пример являло fouette: героиня-травести, застигнутая врасплох, вертелась, как положено, на опорной ноге, обутой в балетную туфлю, тогда как на рабочей ноге сверкал лаком мужской сапог».

Положительную оценку спектаклю дал и балетовед Николай Эльяш: «Композитор М. Чулаки и балетмейстер Б. Фенстер сумели сохранить и творчески разработать драматические коллизии пьесы Гольдони „Слуга двух господ", сделать их живыми и сочными в балетном спектакле. Они нашли настоящий, по-итальянски темпераментный ритм действия, умело использовали приемы комедии масок. В праздничной театральной атмосфере прекрасно чувствовали себя исполнители, они творили увлеченно, озорно, с подлинным комедийным огоньком. Г. Кириллова, Н. Зубковский, С. Шеина, В. Тулубьев, Г. Исаева, Н. Мириманова показали себя одаренными мастерами, тонко чувствующими стиль итальянского искусства, особенности комедийных представлений».

Спектакль выдержал более 100 представлений.

В 1978 году «по режиссерской экспликации Бориса Фенстера» Николай Боярчиков в том же Малом театре и на ту же музыку поставил балет «Слуга двух господ». Свой замысел хореограф излагал ясно: «Время стирает в памяти достижения прошлого, оставляя расплывчатый образ некогда прекрасного. Хореография комедии „Слуга двух господ", посвящается памяти балетмейстера Б. А. Фенстера, лауреата Государственных премий СССР, народного артиста РСФСР, и призвана сохранить и донести до зрителя все лучшее, что составляло душу произведения и что определяет его ценность сегодня».

Новый спектакль отличали жизнерадостность и романтический пафос, остроумие и лирическая грусть, искрометность и безудержное веселье. Новое поколение танцовщиков и танцовщиц раскрыли здесь новые грани своих дарований.

А. Деген, И. Ступников

Иллюстрации: эскизы Татьяны Бруни к балету «Мнимый жених», 1946

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама