Николай Николаевич Боярчиков

Nicolai Boyarchikov

Дата рождения
27.09.1935
Профессия
Страна
Россия, СССР
Николай Николаевич Боярчиков / Nicolai Boyarchikov

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976), народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1977), профессор. Окончил ЛХУ в 1954 (ученик Б. Шаврова), балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории в 1967 (ученик Ф. Лопухова. И. Бельского).

С 1954 года в Малом театре. Первый исполнитель партий: Вадим («Сильнее любви»), Бриаксис («Дафнис и Хлоя»), Берсенев, Инсаров «Накануне»), Жених («Цветы»), Первый солист («Тема с вариациями»), Павел («Круг ада»), Марцелина («Тщетная предосторожность»), Дроссельмейер («Щелкунчик»), Цезарь («Антоний и Клеопатра»), Квартирант («История одной девушки»), Солист («Болеро»), Хоттабыч («Старик Хоттабыч»), Швейный начальник («Директивный бантик»); др. партии: Мензер («Семь красавиц»), Хулиган; д'Артаньян, Кардинал («Три мушкетера»), Франц («Голубой Дунай»), Рене («Фадетта»), Сильвио («Мнимый жених»), Царевич («Жар-птица»), Эрос («Эрос»), Конрад («Корсар»), Юноша («Встреча»), Клавдий («Размышления»), Канцлер («Двенадцать месяцев»), Старейшина («Веспа священная»), Главный разбойник («Доктор Айболит»), Богатырь («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), Комендант («Юность»), Ротбарт, испанский танец («Лебединое озеро»).

Интересный танцовщик, успешно исполнявший как классические, так и характерные партии. Обладал большим актерским дарованием. Его творческая индивидуальность наиболее полно раскрылась в балетах с современной пластикой, в ролях с острым хореографическим рисунком.

В балетмейстерских работах показал себя одаренным хореографом. Будучи студентом консерватории, удачно дебютировал балетом «Три мушкетера», создав яркий, остроумный спектакль, пародирующий бурные страсти романа, проявил неистощимую выдумку в гротесковой и юмористической характеристике персонажей. Значительной работой балетмейстера стал и балет «Пиковая дама». В последующих сочинениях Боярчиков показал себя ищущим мастером, пробующим силы в разных жанрах балетного театра.

В 1971-77 главный балетмейстер Пермского театра. С 1977 главный балетмейстер Малого театра. Поставил: «Три мушкетера» (1964, Малый т-р; 1966, Пермский т-р), «Деревянный принц» (1966, Малый т-р), «Пиковая дама» (1968, ленингр. «Камерный балет»; под названием «Три карты», 1973, Пермский т-р), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1972, Пермский т-р; 1974, Зап. Берлин, Немецкая гос. опера), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1973, Пермский т-р), «Царь Борис» (1975, Пермский т-р; 1978, Малый т-р), «Слуга двух господ» (1976, Пермский т-р; 1978, Малый т-р), «Орфей и Эвридика» (1977, Пермский т-р; 1979, Малый т-р), «Геракл» (1981, Малый т-р), «Разбойники» (1982, Малый т-р), «Макбет» (1984, Малый т-р), «Женитьба» (1986, Малый т-р).

Возобновил в своей редакции: «Лебединое озеро» (1980, совместно с балетмейстерским отделением Ленинградской консерватории), «Эсмеральда» (1981, консультанты Т. Вечеслова, П. Гусев).

Сочинения: Говорят балетмейстеры: Н. Боярчиков.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1977, вып. 2; Танцует Орфей (беседа с Э. Юлиной).— Смена, 1978, 19 янв.; Будущее определяем поиском.— Сов. балет, 1982, № 6; Эпоха ставит проблемы,— Там же, 1986, № 4.

Литература: Чистякова В. Почти по Дюма.— Театр, 1965, № 5; Медведев А. Великолепная четверка.— Сов. музыка, 1965, № 7; Дьяконов А. Барток сложнее.— Сов. культура, 1967, 16 мая; Мейлих Е. Поиски и находки «Камерного балета».— Веч. Ленинград, 1969, 26 июня; Соколов А. Схватка с лирикой,— Театр, 1970, № 2; Львов-Анохин Б. Отточенный до символа.— Там же, 1975, № 4; Чернова П. Николай Боярчиков,— Труд, 1978, 12 марта; Деген А. Хореографическая трагедия.— Смена, 1978, 11 апр.; Прохорова В. Когда звонят колокола.— Театральная жизнь, 1978, № 24; Линькова Л. С героями Шиллера,— Сов. балет, 1983, № 4; Майниеце В. «Разбойники»,— Муз. жизнь, 1984, № 13; Ступников И. Трагическая сага,—Сов. культура, 1985, 12 янв.; Бялик М. Обреченность зла.— Сов. балет, 1985, № 2; Розанова О. Разноликие загадки балета,— Веч. Ленинград, 1985, 27 сент.; Кузовлева Т. «Макбет» Николая Боярчикова,— Театр, 1985, № 10; Вульф В. Фантазия на тему «Женитьбы».— Сов. балет, 1986, № 5.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Лукино Висконти Театральные деятели
Хосе Итурби Дирижёры
Сара Чанг Инструменталисты
Альбан Берг Композиторы
Алексей Олегович Степанюк Театральные деятели
Леопольд Ауэр Дирижёры

Реклама