
Сенкар, Енё (Эуген) (нем. Eugen Szenkar, венг. Szenkár Jenő; 9 IV 1891, Будапешт — 25 III 1977, Дюссельдорф) — венгерский дирижёр и композитор.
Учился у своего отца — Нандора Сенкара, композитора и органиста. В 1911 окончил Академию музыки в Будапеште. В 1912–13 хормейстер Немецкого театра в Праге, в 1913–15 дирижёр Народной оперы в Будапеште, затем — Городского театра и «Моцартеума» в Зальцбурге. Был дирижёром и директором оперного театра в Альтенбурге (1916–20), дирижёром оперных театров во Франкфурте-на-Майне (1920–23), Берлине (1923–24), Кёльне (1924–33).
Сенкар сыграл важную роль в развитии музыкальной жизни Германии 20 — начале 30-х гг., пропагандировал современные произведения (первым поставил балет «Чудесный мандарин» Бартока). С приходом к власти фашистов покинул страну (в 1933). Руководил симфоническим оркестром Московской государственной филармонии (1934–37), затем созданным им Бразильским симфоническим оркестром в Рио-де-Жанейро (1939–49). В последующее время был оперным и симфоническим дирижёром в Мангейме (в Национальном театре) и Кёльне (1950–52), руководил оперным театром в Дюссельдорфе и Дуйсбурге (с 1959). Гастролировал в городах Европы, Латинской Америки, а также в Каире и Тель-Авиве.
В репертуаре главным образом оперы В. А. Моцарта, симфонии Г. Малера, сочинения Л. Бетховена, Р. Вагнера, Р. Штрауса; им поставлены «Борис Годунов»; «Черевички» Чайковского, «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева. В Москве под управлением Сенкара впервые был исполнен ряд симфонических сочинений советских композиторов.
Исполнительский стиль Сенкара, тонкого интерпретатора классической и современной музыки, отличался экспрессией, эмоциональной наполненностью, богатством красок. Автор оркестровой сюиты, симфонической увертюры, струнного квартета, фортепианной сонаты и др. пьес для фортепиано, песен.
П. Ф. Вейс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Жизненный и творческий путь Эугена Сенкара — на редкость бурный и насыщенный даже для нашего времени. В 1961 году он праздновал свое семидесятилетие в Будапеште — городе, с которым связана значительная часть его жизни. Здесь он родился и вырос в семье известного органиста и композитора Фердинанда Сенкара, здесь стал дирижером, окончив Музыкальную академию, здесь впервые руководил оркестром Будапештской оперы. Однако вехи дальнейшей деятельности Сенкара разбросаны по всему миру. Он работал в оперных театрах и оркестрах Праги (1911—1913), Будапешта (1913—1915), Зальцбурга (1915—1916), Альтенберга (1916—1920), Франкфурта-на-Майне (1920—1923), Берлина (1923—1924), Кёльна (1924—1933).
В те годы Сенкар снискал репутацию артиста огромного темперамента, тонкого интерпретатора как классической, так и современной музыки. Жизненная сила, колористическое мастерство и непосредственность переживаний составляли и составляют поныне определяющие грани облика Сенкара — оперного и концертного дирижера. Его экспрессивное искусство производит необычайно яркое впечатление на слушателей.
Репертуар Сенкара уже к началу тридцатых годов был очень обширен. Но столпами его были два композитора: Моцарт — в театре и Малер — в концертном зале. В этом отношении большое влияние на творческую личность артиста оказал Бруно Вальтер, под руководством которого Сенкар работал несколько лет. Прочное место в его репертуаре занимают также сочинения Бетховена, Вагнера, Р. Штрауса. Горячо пропагандировал дирижер и русскую музыку: среди поставленных им в тот период опер — «Борис Годунов», «Черевички», «Любовь к трем апельсинам». Наконец, со временем к этим пристрастиям добавилась и любовь к современной музыке, особенно к сочинениям его соотечественника Б. Бартока.
Фашизм застал Сенкара на посту главного дирижера Кёльнской оперы. В 1934 году артист покинул Германию и в течение трех лет, по приглашению Госфила СССР, руководил филармоническим оркестром в Москве. Сенкар оставил заметный след в нашей музыкальной жизни. Он дал десятки концертов в Москве и других городах, с его именем связаны премьеры ряда значительных произведений, среди которых Шестнадцатая симфония Мясковского, Первая симфония Хачатуряна, «Русская увертюра» Прокофьева.
В 1937 году Сенкар отправился в путь — на сей раз за океан. С 1939 года он работал в Рио-де-Жанейро, где основал и возглавил симфонический оркестр. Находясь в Бразилии, Сенкар многое сделал для пропаганды здесь музыкальной классики; он познакомил аудиторию с неизвестными ей шедеврами Моцарта, Бетховена, Вагнера. Особенно запомнились слушателям его «бетховенские циклы», с которыми он выступал как в Бразилии, так и в США, с оркестром «Эн-би-си».
В 1950 году Сенкар, уже маститым дирижером, вновь возвратился в Европу. Он возглавляет театры и оркестры в Мангейме, Кёльне, Дюссельдорфе. За последние годы дирижерская манера артиста утеряла черты безудержной экстатичности, присущие ей в прошлом, стала сдержанней и мягче. Наряду с упомянутыми выше композиторами, Сенкар стал охотно включать в свои программы сочинения импрессионистов, прекрасно передавая их тонкую и разнообразную звуковую палитру. По мнению критиков, искусство Сенкара приобрело большую глубину, сохранив своеобразие и обаяние. Дирижер по-прежнему много гастролирует. Во время его выступлений в Будапеште он был горячо принят венгерскими слушателями.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.