Генри Пёрселл

Дата рождения
1659
Дата смерти
21.11.1695
Профессия
Страна
Англия
Генри Пёрселл. Портрет кисти Джона Клостермана, 1695

...От его обаятельного, такого быстротечного существования остался поток мелодий, свежих, вышедших из сердца, одно из чистейших зеркал английской души.
Р. Роллан

«Британским Орфеем» назвали Г. Пёрселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами В. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса. Творчество Пёрселла развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, когда возвращались к жизни прекрасные традиции искусства Ренессанса (например, расцвет театра, преследовавшегося во времена Кромвеля); возникали демократические формы музыкальной жизни — платные концерты, светские концертные организации, создавались новые оркестры, капеллы и т. п. Выросшее на богатой почве английской культуры, впитавшее лучшие музыкальные традиции Франции и Италии, искусство Пёрселла оставалось для многих поколений его соотечественников одинокой, недостижимой вершиной.

Пёрселл родился в семье придворного музыканта. Музыкальные занятия будущего композитора начались в Королевской капелле, он овладел игрой на скрипке, органе и клавесине, пел в хоре, брал уроки композиции у П. Хамфри (предположительно) и Дж. Блоу; в печати регулярно появляются его юношеские сочинения. С 1673 г. и до конца жизни Пёрселл состоял на службе при дворе Карла II. Исполняя многочисленные обязанности (композитор ансамбля «24 скрипки короля», созданного по образцу знаменитого оркестра Людовика XIV, органист Вестминстерского аббатства и королевской капеллы, личный клавесинист короля), Пёрселл все эти годы много сочинял. Композиторское творчество оставалось его главным призванием. Напряженнейший труд, тяжелые утраты (3 сына Пёрселла умерли в младенческом возрасте) подорвали силы композитора — он умер в возрасте 36 лет.

Творческий гений Пёрселла, создававший произведения высочайшей художественной ценности в самых разных жанрах, ярче всего раскрылся в сфере театральной музыки. Композитор написал музыку к 50 театральным постановкам. Эта интереснейшая область его творчества неразрывно связана с традициями национального театра; в частности, с жанром маски, возникшем при дворе Стюартов во второй половине XVI в. (the masque — сценическое представление, в котором игровые сцены, диалоги чередовались с музыкальными номерами).

Соприкосновение с миром театра, сотрудничество с талантливыми драматургами, обращение к разнообразным сюжетам и жанрам окрыляло фантазию композитора, побуждало к поискам более рельефной и многоплановой выразительности. Так особенное богатство музыкальных образов отличает пьесу «Королева фей» (свободная переработка «Сна в летнюю ночь» Шекспира, автор текста предположительно Э. Сетл). Аллегория и феерия, фантастика и высокая лирика, народно-жанровые эпизоды и буффонада — все нашло отражение в музыкальных номерах этого волшебного спектакля. Если музыка к «Буре» (переработка пьесы Шекспира) соприкасается с итальянским оперным стилем, то в музыке к «Королю Артуру» ярче обозначена природа национального характера (в пьесе Дж. Драйдена варварским нравам саксов противопоставлены благородство и суровость бриттов).

Театральные работы Пёрселла в зависимости от развитости и весомости музыкальных номеров приближаются либо к опере, либо к собственно театральным спектаклям с музыкой. Единственная в полном смысле опера Пёрселла, где весь текст либретто положен на музыку, — «Дидона и Эней» (либретто Н. Тейта по «Энеиде» Вергилия — 1689). Остро индивидуальный характер лирических образов, поэтичных, хрупких, утонченно-психологических, и глубокие почвенные связи с английским фольклором, бытовыми жанрами (сцена сборища ведьм, хоры и пляски матросов) — это сочетание определило совершенно неповторимый облик первой английской национальной оперы, одного из самых совершенных творений композитора.

Пёрселл предназначал «Дидону» для исполнения не профессиональными певцами, а ученицами пансиона. Этим во многом объясняется камерный склад произведения — небольшие формы, отсутствие сложных виртуозных партий, господствующий строгий, благородный тон. Гениальным открытием композитора стала предсмертная ария Дидоны — последняя сцена оперы, ее лирико-трагическая кульминация. Покорность судьбе, мольба и жалоба, скорбь прощания звучат в этой глубоко исповедальной музыке. «Сцена прощания и смерти Дидоны могла бы одна обессмертить это произведение», — писал Р. Роллан.

В опоре на богатейшие традиции национального хорового многоголосия сформировалось вокальное творчество Пёрселла: песни, вошедшие в изданный посмертно сборник «Британский Орфей», хоры в народном стиле, антемы (английские духовные песнопения на библейские тексты, исторически подготовившие оратории Г. Ф. Генделя), светские оды, кантаты, кэтчи (распространенные в английском быту каноны) и т. п. Много лет работавший с ансамблем «24 скрипки короля», Пёрселл оставил замечательные произведения для струнных (15 фантазий, Соната для скрипки, Чакона и павана на 4 партии, 5 паван и т. п.). Под впечатлением трио-сонат итальянских композиторов С. Росси, Дж. Витали написаны 22 трио-сонаты для двух скрипок, баса и клавесина. В клавирном творчестве Пёрселла (8 сюит, более 40 отдельных пьес, 2 цикла вариаций, токката) получили развитие традиции английских верджинелистов (верджинел — английская разновидность клавесина).

Только через 2 века после смерти Пёрселла наступила пора возрождения его творчества. Созданное в 1876 г. Общество Пёрселла поставило своей целью серьезное изучение наследия композитора и подготовку издания полного собрания его сочинений. В XX в. английские музыканты стремились привлечь внимание публики к произведениям первого гения отечественной музыки; особенно значительна исполнительская, исследовательская, творческая деятельность Б. Бриттена — выдающегося английского композитора, сделавшего обработки песен Пёрселла, новую редакцию «Дидоны», создавшего Вариации и фугу на тему Пёрселла — великолепное оркестровое сочинение, своеобразный путеводитель по симфоническому оркестру.

И. Охалова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Генри Пёрселл. Портрет кисти Джона Клостермана

Пёрселл, Генри (англ. Henry Purcell; около 1659, Лондон — 21 ноября 1695, там же) — английский композитор и органист.

Сын певца Королевской капеллы, в хоре которой, по-видимому, пел с 10-летнего возраста. Учился композиции, игре на органе, клавесине и других инструментах, а также пению у Г. Кука (руководителя Королевской капеллы), затем (предположительно) композиции у П. Хамфри (знатока французской и итальянской музыки), позднее — у Дж. Блоу (руководителя хора Королевской капеллы и органиста Вестминстерского аббатства). В 11-летнем возрасте Пёрселл написал первую оду, посвященную Карлу II. Одним из первых опубликованных произведений Пёрселла считается песня «Прелестная владычица» («Sweet tyraness», издана Дж. Плейфордом в 1667 в сборнике «Музыкальный спутник» — «Musical companion»). С 1675 в различных английских музыкальных сборниках регулярно публиковались вокальные произведения Пёрселла.

С конца 1670-х гг. Пёрселл — придворный музыкант Стюартов; был помощником настройщика и хранителем королевских инструментов, настройщиком органов и переписчиком нот органных произведений, композитором ансамбля «24 скрипки короля», созданного по образцу французского, а также органистом Вестминстерского аббатства (с 1679) и королевской церкви «Чейпел ройял» (с 1682), клавесинистом при аппартаментах короля. В 1684 участвовал как исполнитель в состязании органистов и органных мастеров (Б. Смит и Т. Харрис), которое принесло победу Пёрселлу и Смиту.

1680-е гг. — период расцвета творчества Пёрселла, отличавшегося исключительной продуктивностью. Он одинаково успешно работал во всех жанрах. Созданные в эти годы фантазии для струн. инструментов свидетельствуют о высоком полифоническом мастерстве. Написанием музыки к трагедии Н. Ли «Теодозий, или Сила любви» («Theodosius, or The force of love», 1880) началась работа Пёрселла для театра. К этому же периоду относятся оды, т. н. приветственные и др. песни. Одноголосные и многоголосные песни Пёрселл писал на протяжении всей жизни (сборник песен Пёрселла «Британский Орфей» — «Orpheus Britannicus» издан посмертно в 1698). Многие мелодии его песен, близкие народным напевам, приобрели популярность и пелись при жизни Пёрселла наряду с подлинно народными.

В многоголосных светских песнях Пёрселл обобщил достижения своих предшественников — композиторов английского Возрождения, явившись продолжателем их традиций (главным образом Дж. Дауленда, автора вокальных многоголосных пьес — ayres и мадригалов). Характер, стиль, круг тем и образов различного вида песен Пёрселла разнообразен; среди них — шуточные, сатирические, героические и др., сольные и хоровые, гомофонные и полифонического склада. В числе хоровых произведений (церковных и светских) — юбиляции, мотеты, гимны, каноны, т. н. кетчи и др. Выделяются многочисленные энсземы на библейские тексты; Пёрселл внёс в энсземы драматическое и концертное начало (в какой-то мере они предвосхищают оратории Г. Генделя).

Инструментальные сочинения занимают в творчестве Пёрселла меньшее место, чем вокально-инструментальные и театральные произведения. Его инструментальные фантазии (fancy) по художественному уровню превосходят фантазии У. Бёрда, Дж. Булла, Т. Морли, О. Гиббонса, П. Филипса, Дж. Фарнаби и др. вёрджинелистов (см. Английская музыка). Пёрселл обогатил старый музыкальный жанр новым содержанием. Высоко ценя скрипичную музыку итальянских композиторов 16–17 вв. (С. Росси, Дж. Б. Витали и др.), Пёрселл в своих трио-сонатах следовал их традициям. В 1683 был издан сборник трио-сонат «12 сонат на 3 партии для скрипок и баса — органа или клавесина» («Twelve sonatas of 3 parts for 2 violins and bass: organ or harpsichord»). В 1697 за ним последовал 2-й сборник из 10 сонат для того же инструментального состава. Обращение к скрипичным сочинениям было новшеством, обогатившим английскую инструментальную музыку. Пёрселл писал также танцы для струнных (чакона и павана на 4 партии). Клавирные произведения Пёрселла, созданные в конце 1680-х гг., сюиты, а также отдельные арии, танцы и др. пьесы по стилю близки к пьесам вёрджинелистов. Наиболее значительны 5-частная токката A-dur (долго приписывалась И. С. Баху) и т. н. граунды, в т. ч. «Новый граунд» («New ground», e-moll).

Вершина творчества Пёрселла — опера «Дидона и Эней» (1689), первая национальная английская опера. Ко времени её написания Пёрселл обладал уже значительным творческим опытом, в т. ч. в области музыки для драматического театра. «Дидона и Эней» (либретто Н. Тейта по мотивам «Энеиды» М. Вергилия) — единственная из 6 опер Пёрселла, которая полностью отвечает установившимся признакам этого жанра (остальные его музыкально-сценические произведения относятся к жанру semi-opera — отдельные музыкальные номера или интермедии перемежаются в них с диалогами).

«Дидона и Эней» — «полная» (хотя и камерная) опера со сквозным музыкальным развитием. Это крупнейшее явление в истории английского музыкального театра. Несмотря на влияние итальянской и французской оперы, а также в связи с обилием хоров английского мадригального склада, по своему мелодическому стилю, характеризующемуся непревзойденным мастерством в преломлении интонационных особенностей английской речи, «Дидона и Эней» — подлинно национальная опера. Её сюжет переработан в духе английской народной поэзии — опера отличается тесным единством музыки и текста. Она богата тяготеющими к ариозо проникновенными речитативами и насыщена инструментальными эпизодами и танцами. В её музыке раскрывается значительное богатство эмоциональных состояний — тонкий лиризм, психологическая углублённость, драматизм; ей свойственна шекспировская по духу фантастика. Её музыку отличает своеобразный, богатый хроматизмами гармонический язык, острые синкопы, широкое применение ostinato. Опера сохранила своё значение; её музыкальный язык не кажется устаревшим.

В других произведениях Пёрселла для театра, главным образом начала 1690-х гг. (он автор музыки к 50 театральным постановкам пьес Н. Ли, Т. Дёрфи, Н. Тейта, Ф. Бомонта, Дж. Флетчера, Ч. Давенанта, У. Конгрива и др.), музыка носит эпизодический характер, выполняя большей частью подсобную роль; в то же время она тонко иллюстрирует драматическое развитие. Многие песни из этих спектаклей стали популярными. Именно в сочинениях этого рода ярче всего проявилась самобытность стиля Пёрселла, опиравшегося на высокие художественные традиции английского драматического и музыкального театра и масок.

Искусство Пёрселла, глубоко национальное по своему характеру, отличается исключительной цельностью индивидуального музыкального стиля, в котором черты нового для того времени гомофонно-гармонического мышления своеобразно переплетаются с приёмами ренессансного многоголосия. Это порождает особый музыкальный склад, в котором красочная гармония на мажоро-минорной основе, обогащённая старинной модальностью, сочетается с использованием имитационной и подголосочной полифонии. Богатый мир образов и чувств Пёрселла находит разнообразное выражение — от психологически углублённого до грубовато задорного, от трагического до шутливого и «колкого» (в песнях-эпиграммах), однако доминирующее настроение его музыки — проникновенный лиризм.

Пёрселл, претворивший в своём искусстве достижения представителей английского Возрождения, значительно опередил своих предшественников. Нововведения Пёрселла в области вокальной монодии, речитатива, смелое расширение средств хоровой полифонии, универсальное мастерство инструментального письма подняли английскую музыку на новую ступень развития.

Свои мысли о технике композиции и об особенностях итальянского стиля Пёрселл изложил в собственном дополнении к «Введению в искусство музыки» Плейфорда, которое Пёрселл издал в 1694. Высказывания Пёрселла о музыке имеются также в предисловиях к сборнику «12 сонат на 3 партии…», к операм «Королева фей» и «Пророчица». Некоторые принципы, касающиеся расшифровки мелизмов и клавирной аппликатуры, содержатся в сборнике его клавирных пьес — «Избранные уроки для клавесина или спинета» («A choice collection of lessons for the harpsichord or spinet», 1696).

Завершив блестящий период английской музыки, Пёрселл не оставил, однако, достойных учеников и продолжателей. Большая часть его творений вскоре была забыта, и сочинения Пёрселла получили известность лишь в последней трети 19 века. В 1876 было организовано Общество Пёрселла, которое ставило задачей изучение его творчества и публикацию академического полного собрания сочинений Пёрселла. Интерес к его творчеству усилился в Великобритании благодаря деятельности Б. Бриттена, издавшего в собственной обработке песни Пёрселла, оперу «Дидона и Эней» и написавшего вариации и фугу на тему Пёрселла (из музыки к постановке пьесы «Абделазер, или Месть мавра» — «Abdelazar, or the Morr’s revenge», 1695).

Сочинения:

оперы — Дидона и Эней (по М. Вергилию, 1689, пост. в частной школе Дж. Приста — Josias Priest; переизд. в Ленинграде, 1975), Пророчица, или История Диоклетиана (The Prophetess, or The History of Dioclesian, по Мейсинджеру, 1690, Дорсет Гарден-тиэтр, Лондон), Король Артур, или Британский герой (King Arthur, or The British worthy, на текст Дж. Драйдена, 1691, там же), Королева фей (Fairy queen, по комедии «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, предположительно в обр. Э. Сетла, 1692, там же), Буря, или Зачарованный остров (The Tempest, or The enchanted island, по мотивам «Бури» Шекспира в обр. Драйдена и Ч. Давенанта, 1695, не пост.), Королева индейцев (The Indian queen, по Драйдену и Хейуорду, 1695, Друри Лейн-тиэтр, Лондон); камерно-инструментальные ансамбли — 12 сонат для 2 скрипок и баса (виолы да гамба) с basso continuo, 10 сонат для 2 скрипок и баса (виолы да гамба) с basso continuo; для струнных — 15 фантазий, соната для скрипки, чаконна на 4 партии, 5 паван, 3 увертюры; для духовых — сюита, марш, канцона; для клавесина — 8 сюит, свыше 40 отдельных пьес, 2 цикла вариаций, 5-голосная токката; для органа — 4 фантазии (подлинность 4-й фантазии оспаривается) и др.; культовые произведения, в т. ч. 68 энсземов, 3 службы, гимны, псалмы, каноны; вокальные ансамбли — 54 кетча, 43 дуэта, оды, песни.

Литература: Конен В., Пёрселл и английская музыка, «СМ», 1955, No 10; её же, «Британский Орфей», там же, 1959, No 11; eё же, Культура перселловского Лондона, в её кн.: Этюды о зарубежной музыке, М., 1968, 1975; её же, К истории «Дидоны и Энея», «СМ», 1977, No 1; Друскин М., Клавирная музыка, Л., 1960, с. 116–25; Розеншильд К., История зарубежной музыки, вып. 1 — До середины XVIII в., М., 1963, 1969; Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях, вып. 2, М., 1965, с. 180–86; Rolland R., L’opera au XVII siecle en Italia, в кн.: Encyclopedie de la musique et dictionnaire du Conservatoire… fondateur A. Lavignac, v. 1, Paris, 1913 (рус. пер. — Роллан Р., Опера в XVII в. в Италии, Германии, Англии, М., 1931).

И. В. Розанов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

«DIDO» в «Новой опере» (operanews.ru) 20.04.2015 в 20:49
«Королева индейцев» в АНО (operanews.ru) 09.03.2015 в 20:56

Главы из книг

Опера в Англии (classic-music.ru)

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама