...От его обаятельного, такого быстротечного существования остался поток мелодий, свежих, вышедших из сердца, одно из чистейших зеркал английской души.
Р. Роллан
«Британским Орфеем» назвали Г. Пёрселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами В. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса. Творчество Пёрселла развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, когда возвращались к жизни прекрасные традиции искусства Ренессанса (например, расцвет театра, преследовавшегося во времена Кромвеля); возникали демократические формы музыкальной жизни — платные концерты, светские концертные организации, создавались новые оркестры, капеллы и т. п. Выросшее на богатой почве английской культуры, впитавшее лучшие музыкальные традиции Франции и Италии, искусство Пёрселла оставалось для многих поколений его соотечественников одинокой, недостижимой вершиной.
Пёрселл родился в семье придворного музыканта. Музыкальные занятия будущего композитора начались в Королевской капелле, он овладел игрой на скрипке, органе и клавесине, пел в хоре, брал уроки композиции у П. Хамфри (предположительно) и Дж. Блоу; в печати регулярно появляются его юношеские сочинения. С 1673 г. и до конца жизни Пёрселл состоял на службе при дворе Карла II. Исполняя многочисленные обязанности (композитор ансамбля «24 скрипки короля», созданного по образцу знаменитого оркестра Людовика XIV, органист Вестминстерского аббатства и королевской капеллы, личный клавесинист короля), Пёрселл все эти годы много сочинял. Композиторское творчество оставалось его главным призванием. Напряженнейший труд, тяжелые утраты (3 сына Пёрселла умерли в младенческом возрасте) подорвали силы композитора — он умер в возрасте 36 лет.
Творческий гений Пёрселла, создававший произведения высочайшей художественной ценности в самых разных жанрах, ярче всего раскрылся в сфере театральной музыки. Композитор написал музыку к 50 театральным постановкам. Эта интереснейшая область его творчества неразрывно связана с традициями национального театра; в частности, с жанром маски, возникшем при дворе Стюартов во второй половине XVI в. (the masque — сценическое представление, в котором игровые сцены, диалоги чередовались с музыкальными номерами).
Соприкосновение с миром театра, сотрудничество с талантливыми драматургами, обращение к разнообразным сюжетам и жанрам окрыляло фантазию композитора, побуждало к поискам более рельефной и многоплановой выразительности. Так особенное богатство музыкальных образов отличает пьесу «Королева фей» (свободная переработка «Сна в летнюю ночь» Шекспира, автор текста предположительно Э. Сетл). Аллегория и феерия, фантастика и высокая лирика, народно-жанровые эпизоды и буффонада — все нашло отражение в музыкальных номерах этого волшебного спектакля. Если музыка к «Буре» (переработка пьесы Шекспира) соприкасается с итальянским оперным стилем, то в музыке к «Королю Артуру» ярче обозначена природа национального характера (в пьесе Дж. Драйдена варварским нравам саксов противопоставлены благородство и суровость бриттов).
Театральные работы Пёрселла в зависимости от развитости и весомости музыкальных номеров приближаются либо к опере, либо к собственно театральным спектаклям с музыкой. Единственная в полном смысле опера Пёрселла, где весь текст либретто положен на музыку, — «Дидона и Эней» (либретто Н. Тейта по «Энеиде» Вергилия — 1689). Остро индивидуальный характер лирических образов, поэтичных, хрупких, утонченно-психологических, и глубокие почвенные связи с английским фольклором, бытовыми жанрами (сцена сборища ведьм, хоры и пляски матросов) — это сочетание определило совершенно неповторимый облик первой английской национальной оперы, одного из самых совершенных творений композитора.
Пёрселл предназначал «Дидону» для исполнения не профессиональными певцами, а ученицами пансиона. Этим во многом объясняется камерный склад произведения — небольшие формы, отсутствие сложных виртуозных партий, господствующий строгий, благородный тон. Гениальным открытием композитора стала предсмертная ария Дидоны — последняя сцена оперы, ее лирико-трагическая кульминация. Покорность судьбе, мольба и жалоба, скорбь прощания звучат в этой глубоко исповедальной музыке. «Сцена прощания и смерти Дидоны могла бы одна обессмертить это произведение», — писал Р. Роллан.
В опоре на богатейшие традиции национального хорового многоголосия сформировалось вокальное творчество Пёрселла: песни, вошедшие в изданный посмертно сборник «Британский Орфей», хоры в народном стиле, антемы (английские духовные песнопения на библейские тексты, исторически подготовившие оратории Г. Ф. Генделя), светские оды, кантаты, кэтчи (распространенные в английском быту каноны) и т. п. Много лет работавший с ансамблем «24 скрипки короля», Пёрселл оставил замечательные произведения для струнных (15 фантазий, Соната для скрипки, Чакона и павана на 4 партии, 5 паван и т. п.). Под впечатлением трио-сонат итальянских композиторов С. Росси, Дж. Витали написаны 22 трио-сонаты для двух скрипок, баса и клавесина. В клавирном творчестве Пёрселла (8 сюит, более 40 отдельных пьес, 2 цикла вариаций, токката) получили развитие традиции английских верджинелистов (верджинел — английская разновидность клавесина).
Только через 2 века после смерти Пёрселла наступила пора возрождения его творчества. Созданное в 1876 г. Общество Пёрселла поставило своей целью серьезное изучение наследия композитора и подготовку издания полного собрания его сочинений. В XX в. английские музыканты стремились привлечь внимание публики к произведениям первого гения отечественной музыки; особенно значительна исполнительская, исследовательская, творческая деятельность Б. Бриттена — выдающегося английского композитора, сделавшего обработки песен Пёрселла, новую редакцию «Дидоны», создавшего Вариации и фугу на тему Пёрселла — великолепное оркестровое сочинение, своеобразный путеводитель по симфоническому оркестру.
И. Охалова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Пёрселл, Генри (англ. Henry Purcell; около 1659, Лондон — 21 ноября 1695, там же) — английский композитор и органист.
Сын певца Королевской капеллы, в хоре которой, по-видимому, пел с 10-летнего возраста. Учился композиции, игре на органе, клавесине и других инструментах, а также пению у Г. Кука (руководителя Королевской капеллы), затем (предположительно) композиции у П. Хамфри (знатока французской и итальянской музыки), позднее — у Дж. Блоу (руководителя хора Королевской капеллы и органиста Вестминстерского аббатства). В 11-летнем возрасте Пёрселл написал первую оду, посвященную Карлу II. Одним из первых опубликованных произведений Пёрселла считается песня «Прелестная владычица» («Sweet tyraness», издана Дж. Плейфордом в 1667 в сборнике «Музыкальный спутник» — «Musical companion»). С 1675 в различных английских музыкальных сборниках регулярно публиковались вокальные произведения Пёрселла.
С конца 1670-х гг. Пёрселл — придворный музыкант Стюартов; был помощником настройщика и хранителем королевских инструментов, настройщиком органов и переписчиком нот органных произведений, композитором ансамбля «24 скрипки короля», созданного по образцу французского, а также органистом Вестминстерского аббатства (с 1679) и королевской церкви «Чейпел ройял» (с 1682), клавесинистом при аппартаментах короля. В 1684 участвовал как исполнитель в состязании органистов и органных мастеров (Б. Смит и Т. Харрис), которое принесло победу Пёрселлу и Смиту.
1680-е гг. — период расцвета творчества Пёрселла, отличавшегося исключительной продуктивностью. Он одинаково успешно работал во всех жанрах. Созданные в эти годы фантазии для струн. инструментов свидетельствуют о высоком полифоническом мастерстве. Написанием музыки к трагедии Н. Ли «Теодозий, или Сила любви» («Theodosius, or The force of love», 1880) началась работа Пёрселла для театра. К этому же периоду относятся оды, т. н. приветственные и др. песни. Одноголосные и многоголосные песни Пёрселл писал на протяжении всей жизни (сборник песен Пёрселла «Британский Орфей» — «Orpheus Britannicus» издан посмертно в 1698). Многие мелодии его песен, близкие народным напевам, приобрели популярность и пелись при жизни Пёрселла наряду с подлинно народными.
В многоголосных светских песнях Пёрселл обобщил достижения своих предшественников — композиторов английского Возрождения, явившись продолжателем их традиций (главным образом Дж. Дауленда, автора вокальных многоголосных пьес — ayres и мадригалов). Характер, стиль, круг тем и образов различного вида песен Пёрселла разнообразен; среди них — шуточные, сатирические, героические и др., сольные и хоровые, гомофонные и полифонического склада. В числе хоровых произведений (церковных и светских) — юбиляции, мотеты, гимны, каноны, т. н. кетчи и др. Выделяются многочисленные энсземы на библейские тексты; Пёрселл внёс в энсземы драматическое и концертное начало (в какой-то мере они предвосхищают оратории Г. Генделя).
Инструментальные сочинения занимают в творчестве Пёрселла меньшее место, чем вокально-инструментальные и театральные произведения. Его инструментальные фантазии (fancy) по художественному уровню превосходят фантазии У. Бёрда, Дж. Булла, Т. Морли, О. Гиббонса, П. Филипса, Дж. Фарнаби и др. вёрджинелистов (см. Английская музыка). Пёрселл обогатил старый музыкальный жанр новым содержанием. Высоко ценя скрипичную музыку итальянских композиторов 16–17 вв. (С. Росси, Дж. Б. Витали и др.), Пёрселл в своих трио-сонатах следовал их традициям. В 1683 был издан сборник трио-сонат «12 сонат на 3 партии для скрипок и баса — органа или клавесина» («Twelve sonatas of 3 parts for 2 violins and bass: organ or harpsichord»). В 1697 за ним последовал 2-й сборник из 10 сонат для того же инструментального состава. Обращение к скрипичным сочинениям было новшеством, обогатившим английскую инструментальную музыку. Пёрселл писал также танцы для струнных (чакона и павана на 4 партии). Клавирные произведения Пёрселла, созданные в конце 1680-х гг., сюиты, а также отдельные арии, танцы и др. пьесы по стилю близки к пьесам вёрджинелистов. Наиболее значительны 5-частная токката A-dur (долго приписывалась И. С. Баху) и т. н. граунды, в т. ч. «Новый граунд» («New ground», e-moll).
Вершина творчества Пёрселла — опера «Дидона и Эней» (1689), первая национальная английская опера. Ко времени её написания Пёрселл обладал уже значительным творческим опытом, в т. ч. в области музыки для драматического театра. «Дидона и Эней» (либретто Н. Тейта по мотивам «Энеиды» М. Вергилия) — единственная из 6 опер Пёрселла, которая полностью отвечает установившимся признакам этого жанра (остальные его музыкально-сценические произведения относятся к жанру semi-opera — отдельные музыкальные номера или интермедии перемежаются в них с диалогами).
«Дидона и Эней» — «полная» (хотя и камерная) опера со сквозным музыкальным развитием. Это крупнейшее явление в истории английского музыкального театра. Несмотря на влияние итальянской и французской оперы, а также в связи с обилием хоров английского мадригального склада, по своему мелодическому стилю, характеризующемуся непревзойденным мастерством в преломлении интонационных особенностей английской речи, «Дидона и Эней» — подлинно национальная опера. Её сюжет переработан в духе английской народной поэзии — опера отличается тесным единством музыки и текста. Она богата тяготеющими к ариозо проникновенными речитативами и насыщена инструментальными эпизодами и танцами. В её музыке раскрывается значительное богатство эмоциональных состояний — тонкий лиризм, психологическая углублённость, драматизм; ей свойственна шекспировская по духу фантастика. Её музыку отличает своеобразный, богатый хроматизмами гармонический язык, острые синкопы, широкое применение ostinato. Опера сохранила своё значение; её музыкальный язык не кажется устаревшим.
В других произведениях Пёрселла для театра, главным образом начала 1690-х гг. (он автор музыки к 50 театральным постановкам пьес Н. Ли, Т. Дёрфи, Н. Тейта, Ф. Бомонта, Дж. Флетчера, Ч. Давенанта, У. Конгрива и др.), музыка носит эпизодический характер, выполняя большей частью подсобную роль; в то же время она тонко иллюстрирует драматическое развитие. Многие песни из этих спектаклей стали популярными. Именно в сочинениях этого рода ярче всего проявилась самобытность стиля Пёрселла, опиравшегося на высокие художественные традиции английского драматического и музыкального театра и масок.
Искусство Пёрселла, глубоко национальное по своему характеру, отличается исключительной цельностью индивидуального музыкального стиля, в котором черты нового для того времени гомофонно-гармонического мышления своеобразно переплетаются с приёмами ренессансного многоголосия. Это порождает особый музыкальный склад, в котором красочная гармония на мажоро-минорной основе, обогащённая старинной модальностью, сочетается с использованием имитационной и подголосочной полифонии. Богатый мир образов и чувств Пёрселла находит разнообразное выражение — от психологически углублённого до грубовато задорного, от трагического до шутливого и «колкого» (в песнях-эпиграммах), однако доминирующее настроение его музыки — проникновенный лиризм.
Пёрселл, претворивший в своём искусстве достижения представителей английского Возрождения, значительно опередил своих предшественников. Нововведения Пёрселла в области вокальной монодии, речитатива, смелое расширение средств хоровой полифонии, универсальное мастерство инструментального письма подняли английскую музыку на новую ступень развития.
Свои мысли о технике композиции и об особенностях итальянского стиля Пёрселл изложил в собственном дополнении к «Введению в искусство музыки» Плейфорда, которое Пёрселл издал в 1694. Высказывания Пёрселла о музыке имеются также в предисловиях к сборнику «12 сонат на 3 партии…», к операм «Королева фей» и «Пророчица». Некоторые принципы, касающиеся расшифровки мелизмов и клавирной аппликатуры, содержатся в сборнике его клавирных пьес — «Избранные уроки для клавесина или спинета» («A choice collection of lessons for the harpsichord or spinet», 1696).
Завершив блестящий период английской музыки, Пёрселл не оставил, однако, достойных учеников и продолжателей. Большая часть его творений вскоре была забыта, и сочинения Пёрселла получили известность лишь в последней трети 19 века. В 1876 было организовано Общество Пёрселла, которое ставило задачей изучение его творчества и публикацию академического полного собрания сочинений Пёрселла. Интерес к его творчеству усилился в Великобритании благодаря деятельности Б. Бриттена, издавшего в собственной обработке песни Пёрселла, оперу «Дидона и Эней» и написавшего вариации и фугу на тему Пёрселла (из музыки к постановке пьесы «Абделазер, или Месть мавра» — «Abdelazar, or the Morr’s revenge», 1695).
Сочинения:
оперы — Дидона и Эней (по М. Вергилию, 1689, пост. в частной школе Дж. Приста — Josias Priest; переизд. в Ленинграде, 1975), Пророчица, или История Диоклетиана (The Prophetess, or The History of Dioclesian, по Мейсинджеру, 1690, Дорсет Гарден-тиэтр, Лондон), Король Артур, или Британский герой (King Arthur, or The British worthy, на текст Дж. Драйдена, 1691, там же), Королева фей (Fairy queen, по комедии «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, предположительно в обр. Э. Сетла, 1692, там же), Буря, или Зачарованный остров (The Tempest, or The enchanted island, по мотивам «Бури» Шекспира в обр. Драйдена и Ч. Давенанта, 1695, не пост.), Королева индейцев (The Indian queen, по Драйдену и Хейуорду, 1695, Друри Лейн-тиэтр, Лондон); камерно-инструментальные ансамбли — 12 сонат для 2 скрипок и баса (виолы да гамба) с basso continuo, 10 сонат для 2 скрипок и баса (виолы да гамба) с basso continuo; для струнных — 15 фантазий, соната для скрипки, чаконна на 4 партии, 5 паван, 3 увертюры; для духовых — сюита, марш, канцона; для клавесина — 8 сюит, свыше 40 отдельных пьес, 2 цикла вариаций, 5-голосная токката; для органа — 4 фантазии (подлинность 4-й фантазии оспаривается) и др.; культовые произведения, в т. ч. 68 энсземов, 3 службы, гимны, псалмы, каноны; вокальные ансамбли — 54 кетча, 43 дуэта, оды, песни.
Литература: Конен В., Пёрселл и английская музыка, «СМ», 1955, No 10; её же, «Британский Орфей», там же, 1959, No 11; eё же, Культура перселловского Лондона, в её кн.: Этюды о зарубежной музыке, М., 1968, 1975; её же, К истории «Дидоны и Энея», «СМ», 1977, No 1; Друскин М., Клавирная музыка, Л., 1960, с. 116–25; Розеншильд К., История зарубежной музыки, вып. 1 — До середины XVIII в., М., 1963, 1969; Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях, вып. 2, М., 1965, с. 180–86; Rolland R., L’opera au XVII siecle en Italia, в кн.: Encyclopedie de la musique et dictionnaire du Conservatoire… fondateur A. Lavignac, v. 1, Paris, 1913 (рус. пер. — Роллан Р., Опера в XVII в. в Италии, Германии, Англии, М., 1931).
И. В. Розанов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.