«В такт времени...»

Концерт Хора Минина в Зале им. Чайковского

3 февраля в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоится особенный концерт. Хор Минина посвящает его памяти великой Елены Образцовой, с которой Владимира Минина связывала более чем тридцатилетняя дружба.

В первом отделении абонементного концерта Хора прозвучат редко исполняемые «Траурная музыка для королевы Марии» Г. Пёрселла, «Возвращение солдата» и «Честная бедность» Г. Свиридова (из цикла на стихи Р. Бёрнса), Адажио для струнных С. Барбера.

Что объединяет Генри Пёрселла, английского композитора XVII века, представителя барокко, и классика русской хоровой музыки XX века Георгия Свиридова, американского композитора Сэмюэля Барбера, в чьём творчестве романтические традиции сочетаются с элементами неоклассицизма, и гения XX века Сергея Рахманинова? В великой Книге Экклезиаста сказано: «...всякому делу свой предел: время родиться и время умирать, ... время плакать и время смеяться, … время камни швырять и время складывать камни, ... время ненавидеть и время любить...».

Страшное безвременье...

«Траурная музыка для королевы Марии» Генри Пёрселла, основоположника английской музыки, потрясает красотой. Поражает, насколько современно звучит произведение, написанное в конце XVII века. Не случайно интонации Пёрселла можно встретить в сочинениях Б. Бриттена и песнях «Битлз».

В эпитафии на могиле композитора в Вестминстерском аббатстве написано: «Здесь лежит Пёрселл, Эск., который покинул этот мир и ушёл в то блаженное место, единственное, где только его гармония может быть превзойдена».

В 2015 году будет отмечаться столетие со дня рождения Георгия Свиридова, которого с В. Н. Мининым связывали долгие годы совместного творчества и дружбы. «Московский камерный хор был не только первым исполнителем многих моих сочинений. И каким исполнителем! — писал Г. Свиридов.—- Но он явился тем первым хором, который открыл мне возможности этого жанра. Не раз в его искусстве я находил вдохновение...».

Внимание Г. Свиридова на стихи шотландского поэта XVIII века Роберта Бернса обратил Д. Д. Шостакович, его учитель и друг. Он же стал одним из первых слушателей вокального цикла. «Великое произведение», «такое сочинение, которое появляется не каждый год, может быть, не каждые 10 лет», — такую оценку дал Д. Д. Шостакович работе ученика.

Два фрагмента — «Возвращение солдата» и «Честная бедность» — исполнит солист Большого театра Павел Червинский (бас).

Адажио для струнных Сэмюэля Барбера, написанное в 1936 г., по мнению критиков, является одним из лучших произведений в мировой музыке XX века. Трудно вспомнить, когда Адажио для струнных С. Барбера звучало в авторской редакции для хора a'cappella. Хор Минина подарит зрителям такую возможность.

Дирижёр – художественный руководитель и главный дирижёр Московского камерного хора, народный артист СССР В. Н. Минин.

Во втором отделении прозвучат «Колокола» С. Рахманинова на стихи Э. По (перевод К. Бальмонта) — в исполнении Хора Минина и Российского национального оркестра. Солисты Большого театра: Алина Яровая (сопрано), Максим Пастер (тенор), Михаил Казаков (бас).

Дирижёр — главный дирижёр Уральского филармонического оркестра, народный артист РФ Дмитрий Лисс.

Пресс-служба Хора взяла интервью у дирижёра.

«… Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе»

— «Колокола» С. Рахманинова можно назвать мифопоэтической моделью мироздания, где есть рождение, гармония, разрушение, смерть. Каждая из фаз произведения дана, согласно идее текста Э. По, в символическом воплощении – в образах металлов: серебро, золото, медь, железо. А что для Вас «Колокола» Рахманинова?

— Для меня «Колокола» — это просто одно из самых любимых произведений, настолько совершенных, что совсем не хочется анализировать и «переводить в слова» эмоциональное потрясение, которое вызывает эта музыка.

Да, это — символистское произведение, но, мне кажется, это тот случай, когда музыка Рахманинова придаёт тексту качественно другое эмоциональное напряжение, выводит в новое измерение. Так раскрыть, насытить идею, как это сделал Рахманинов...

«Колокола» — это шедевр, где всё совершенно, нет ни одной лишней ноты. Эмоциональная насыщенность сочетаются с мужественностью, сдержанностью, достоинством — то, что было свойственно русской культуре в пору её расцвета.

Впервые услышал это произведение в детстве. Спустя годы дирижировал «Колоколами»: и в Екатеринбурге, и в Париже, и в Токио...

— Что Вы ждёте от совместного исполнения «Колоколов» с Хором Минина?

— Это будет моё первое выступление с Хором Минина. Совместное музицирование — это диалог. И я очень надеюсь на диалог с Московским камерным хором.

Ещё на виниле слушал исполнение Хором русской духовной музыки.

Был на концерте в Екатеринбурге, где Хор исполнил концертную версию оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Живое, эмоциональное выступление!

Для меня любой коллектив — это личность, обладающая своим видением, собственным прочтением произведения.

Маэстро Минин — человек -легенда, символ выдающихся творческих идей. Я восхищаюсь его энергией, страстью к музыке. Дай Бог ему здоровья!

— Вместе с Хором Минина «Колокола» С. Рахманинова будет исполнять Российский национальный оркестр. Пожалуйста, расскажите, о Вашей совместной работе с РНО.

— Я был дирижёром этого оркестра с 1999 по 2003 годы. Это был насыщенный период: мы исполнили множество произведений — от симфоний Мясковского до симфоний Малера. Были и гастрольные туры... С большим интересом жду концерта — с РНО и Хором Минина — 3 февраля в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

— Рахманинов в «Колоколах» словно предчувствовал надвигающиеся в России катаклизмы. Можно ли и сегодня задаться вопросом: «По ком звонит колокол?»

— На этот вопрос можно ответить цитатой английского поэта Джона Донна (Эрнест Хемингуэй использовал её в эпиграфе к своему знаменитому роману): «... не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».

Пресс-служба Московского камерного хора

реклама