Молодежь — в театр, стариков — на улицу

Начался Мюнхенский оперный фестиваль

Екатерина Беляева, 02.07.2009 в 22:14

Несколько дней назад открылся один из самых важных оперных марафонов в Европе — Мюнхенский фестиваль. В течение всего июля спектакли будут даваться каждый день на разных площадках города, однако, как и прежде, самые ответственные премьеры сыграют на сцене Баварской государственной Оперы.

Музыкальных сцен у мюнхенцев стало на одну больше — прошлым летом премьерой «Идоменея» открылся после реставрации Театр Кювийе. Спектакль в постановке Юргена Розе можно будет посмотреть и этим летом. Кризисные явления на проведении знаменитого фестиваля не сказались: программа была сделана с роскошным размахом, а билеты на культовые события, под каковыми баварцы понимают, например, скромный лидерабенд с вокальным циклом Шуберта, или лидерматине с рядовыми солистами Баварской Оперы, или постановку с участием любимцев — Йонаса Кауфмана и Эдиты Груберовой, — раскуплены за несколько месяцев до начала мероприятий. И это еще не все: нынешний фестиваль проходит при новом интенданте, экс-лидере венского Бургтеатра Николаусе Бахлере.

Вместе с дирижером-радикалом Кентом Нагано, который работает в театре третий сезон, Бахлер настроен выпускать только самую передовую продукцию вроде мировых премьер опер и балетов и активно участвовать в городской фестивальной жизни. Так, чопорный оперный фест в самом начале смешался с более раскованным во всех отношениях праздником, который в восьмой раз устраивает в столице Баварии Гипоферайнсбанк. 27 июня, в ночь открытия фестиваля, классическая музыка и вокал выплеснулись на улицу — Кент Нагано, Аннетте Даш и Павол Бреслик приняли участие в уличных программах бесплатного для зрителей праздника, устроенного банком в разных местах города. Сюда слетелись писатели, поэты, философы, джазмены и оперные люди.

Николаус Бахлер, как только приехал в Мюнхен, настроился на омоложение старого театра. Еще в начале сезона он уволил пожилых капельдинеров (а те были — видавшие виды театральные дедушки, очень строгие), заменив их бравыми молодцами в гламурных костюмах. Шаг это был, в общем-то, сомнительный и рискованный. Может, он рассчитывал, что государственные чины, которые отворачиваются от «заевшегося» оперного театра все дальше, так как туда ходят люди обеспеченные и чаще в возрасте, а нищая молодежь так и слоняется без дела, вдруг увидят помолодевшую оперу и захотят выделять побольше средств. Театр ведь, как известно, начинается с вешалки, а грозные старцы при входе и впрямь отпугивали от главного театра молодых людей. В любом случае, на молодежный праздник Гипоферайнсбанка был выслан десант лучших сил в виде главного дирижера, сопрано и тенора, на чьих хрупких плечах зиждется и основная программа Мюнхенского фестиваля. Но за народную любовь приходится платить — звезды не ропщут, покорно идут работать в режиме open air. С другой стороны, для отвода глаз консервативных любителей музыки и меломанов-католиков придумали симпатичную приманку: Кент Нагано, хор и оркестр Баварской Оперы, плюс новая звездочка Елена Цаллагова в компании с другими молодыми певцами театра открыли фестиваль во время церковной службы. Была исполнена месса Франца Шуберта в церкви Святого Михаила — вход для желающих опять же свободный.

Традиционная программа «Опера для всех» получила прирост: к опере добавился концерт, который уже транслировали 28 июня на гигантском экране на площади перед театром (Кент Нагано продирижировал симфоническими произведениями Брукнера и Вагнера). Всеобщей же оперой станет в этом году «Лоэнгрин» — премьера фестиваля с Йонасом Кауфманом в заглавной роли. Спектакль ставит англичанин Ричард Джонс вместе с Ультцем (псевдоним театрального художника из Великобритании). В роли Эльзы — Аня Хартерос, также одна из главных фавориток Мюнхенского фестиваля.

Кроме «Лоэнгрина», состоятся и другие премьеры. В придворной церкви Всех Святых Джей Швартц продирижирует свою оперу «Нарцисс и Эхо» в постановке Кристианы Поле. Кент Нагано представит редкую оперу Бернстайна «Волнения на Таити» — в театре Кювийе. Постановка Шорша Камеруна.

Среди премьер сезона, которые будут вторично сыграны на фестивале, — «Аида», «Лукреция Борджа», «Енуфа», «Палестрина». «Аида» входит в серию инсценировок Верди, которого всегда много в программе и не всегда в радикальном виде. Этот спектакль сделал более чем умеренный в пристрастиях к осовремениванию всего и вся немец Кристоф Нэл, зато за дирижерский пульт встанет революционер Даниэле Гатти. В роли Радамеса — Сальваторе Лиситра, а Амнерис споет наша соотечественница, быстро продвигающаяся на оперном олимпе в основном через вагнеровский репертуар Екатерина Губанова (замечательная Брангена в «Тристане и Изольде» в Париже и Петербурге). «Лукрецию» Кристоф Лой поставил в этом сезоне для Эдиты Груберовой, и мюнхенцы теперь ждут не дождутся новой фестивальной встречи с легендой. За пультом — Бертран де Бийи. Он же отвечает за старую продукцию Юргена Розе — оперу «Вертер», на которой зал ритуально рыдает навзрыд. Исполнителя Вертера — Петра Бечалу — заменить нельзя, так как он этим плачем дирижирует. В этом году вместе с Весселиной Казаровой и Еленой Цаллаговой, которые поют Шарлотту и Софи соответственно.

Новую «Енуфу» поставила Барбара Фрай, драматический режиссер из Базеля. Одновременно это дирижерская работа Кирилла Петренко, который два года после ухода из берлинской Комише Опер просидел в засаде (по его собственному выражению — в творческом отпуске) и вот сейчас «всплыл» в Мюнхене. О премьере «Палестрины» Пфицнера «Культура» писала специально, поэтому на ней можно не останавливаться. В «Воццеке» Андреаса Кригенбурга за пульт в десятый раз за фестиваль встанет Нагано, а в заглавной роли можно будет послушать Михаэля Фолле, постоянного участника и оперного феста, и спектаклей в течение года (напомню, что Фолле пел ту скандальную премьеру «Онегина» в постановке Кшиштофа Варликовского и даже нашелся что сказать репортерам после спектакля в защиту режиссерской трактовки. — Е.Б.). Несколько раз пройдет премьерный «Макбет» Мартина Кушея с умопомрачительной Леди Макбет в исполнении Нади Михаэль. За «Макбетом» потянутся остальные оперы Верди «из подбора» — будет сыгран «Отелло» в постановке Франчески Замбелло, «Набукко» Янниса Кокоса, «Луиза Миллер» Клауса Гута, «Фальстаф» Айке Граммса. Составы певцов — первоклассные, режиссеры — скорее, второго плана. На эти спектакли билеты почти раскуплены самой консервативной частью зрителей: за каждым стоят влиятельные спонсоры, поэтому такие постановки неизбежно ставят в репертуар. Это обновлению не подлежит. Так же, как вечна «Норма» в постановке Розе. Это еще один шедевр для божественной Эдиты Груберовой. А оппозицию ее героине составит другая «божественная» — Софи Кох (Адальджиза). На этом спектакле предусмотрены очередные потоки слез — трогательная Софи Кох (Шарлотта из «Вертера» два года назад) их обеспечит сполна.

Хит прошлогоднего фестиваля «Ариадна на Наксосе» в постановке Роберта Карсена будет сыграна несколько раз в связи с хорошим спросом на этот шедевр Штрауса, так как все, что баварцы считают своим национальным достоянием, раскупается ими великолепно.

Героини лидерабендов — Диана Дамрау с франко-немецкой программой и Вальтрауд Майер с чисто немецкой. Йонас Кауфман споет «Прекрасную мельничиху» с утра, во время лидерматине.

Кроме опер, предусмотрены и камерные концерты — новинка фестиваля. Инициатор — Кент Нагано. Вечера и утренники камерной музыки пройдут по церквям и концертным залам.

Есть подозрение, что по концентрации событий Мюнхенский фестиваль побьет все рекорды успешности, затмив своих конкурентов из Экс-ан-Прованса и Зальцбурга, не говоря уже о Байройте и итальянских фестивалях-калеках, пострадавших от кризиса, судя по их сокращенным программам.

реклама

вам может быть интересно

Виолончелист номер один Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

опера

Театры и фестивали

Мюнхенский оперный фестиваль

просмотры: 698



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть