Евгения Матвеевна Вербицкая

Evgenia Verbitskaya

Ещё будучи студенткой Киевской консерватории, Евгения Матвеевна выделялась красотой тембра и большим диапазоном голоса, позволявшего ей петь как меццо-сопрановые, так и контральтовые партии. И, кроме того, молодая певица отличалась редкой трудоспособностью. Она выступала в консерваторских спектаклях, принимала участие в студенческих концертах. Вербицкая пела оперные арии, романсы русских и западно-европейских композиторов, произведения Лятошинского и Шапорина. Вскоре после окончания консерватории Вербицкую принимают в Киевский театр оперы и балета, где она поёт партии Никлауса в "Сказках Гофмана", Зибеля в "Фаусте", Полину и Моловзора в "Пиковой даме". В 1931 году певицу зачисляют солисткой в Мариинский театр. Здесь она работает под руководством главного дирижёра театра, выдающегося музыканта В. Дранишникова, имя которого Евгения Матвеевна вспоминала с чувством глубокой благодарности всю жизнь. Указания Дранишникова и работавших в театре педагогов-вокалистов помогли ей спеть партии Ядвиги в "Вильгельме Телле", Юдифи в опере А. Серова, Княгини в "Русалке", Ольги в "Евгении Онегине", Кончаковны в "Князе Игоре" и, наконец, Ратмира в "Руслане и Людмиле". Требовательная ленинградская публика тех лет полюбила молодую певицу, неустанно совершенствовавшую своё мастерство. Особенно все вспоминали работу Евгении Матвеевны над оперой С. С. Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" (партия Клариче). В 1937 году певица участвует в первом ленинградском конкурсе на лучшее исполнение произведений советских композиторов и получает звание лауреата этого конкурса, а через два года, уже на Всесоюзном конкурсе вокалистов, ей присуждают диплом. "Это, в значительной степени, заслуга моего первого педагога профессора М. М. Энгелькрона, который занимался со мной сначала в Днепропетровском музыкальном техникуме, а затем и в Киевской консерватории, - вспоминала певица. - Это он воспитал во мне уважение к повседневному настойчивому труду, без которого немыслимо движение вперёд ни на оперной, ни на драматической сцене..."

В 1940 году Вербицкая вместе с труппой Мариинского театра принимает участие в ленинградской декаде в Москве. Она пела Ваню в "Иване Сусанине" и Бабариху в "Сказке о царе Салтане". В печати отмечалось превосходное исполнение этих партий. Её берёт на заметку руководство Большого театра.

В годы Великой Отечественной войны Вербицкая работает в качестве солистки Ленинградской филармонии, выступая в концертах, на сценах рабочих клубов, в воинских частях и госпиталях Новосибирска, где тогда находился коллектив Филармонии. В 1948 году Вербицкую приглашают в Большой театр. На его прославленной сцене она поёт практически весь меццо-сопрановый репертуар. Дебютировала Евгения Матвеевна в партии Княгини в "Русалке", затем спела партию Егоровны в "Дубровском" Направника. Выдающимся достижением певицы стала партия Графини в "Пиковой даме". Актриса глубоко постигла и передавала с большой удачей зловещую атмосферу, окружающую ту, кого называли когда-то в Версале "Венерою московской". Незаурядное сценическое дарование Е. Вербицкой особенно ярко проявлялось в знаменитой сцене в спальне Графини. С подлинным мастерством пела Евгения Матвеевна партию Вани и небольшую партию Власьевны в "Псковитянке", придавая значительность, казалось бы, этому второстепенному образу, наделяя его неподдельным обаянием, в особенности там, где звучала волшебная сказка о царевне Ладе. Критика и публика тех лет отмечала прекрасное исполнение роли Няни в "Евгении Онегине". Как писали рецензенты: "Слушатель чувствует сколько трогательной любви к Татьяне в этой простой и сердечной русской женщине". Нельзя не отметить также и исполнение Вербицкой партии Свояченницы в "Майской ночи" Н. А. Римского-Корсакова. И в этой партии певица показала как ей близок сочный народный юмор.

Наряду с работой на оперной сцене Евгения Матвеевна уделяла большое внимание концертной деятельности. Репертуар её обширен и разнообразен: от исполнения Девятой симфонии Бетховена под управлением Е. А. Мравинского, кантат "На поле Куликовом" Шапорина и "Александр Невский" Прокофьева до романсов русских композиторов. География выступлений певицы велика - она объездила практически всю страну. В 1946 году Е. М. Вербицкая побывала за рубежом (в Австрии и Чехословакии), дав несколько сольных концертов.

Диско- и видиография Е. М. Вербицкой:

  1. Партия Свояченницы, "Майская ночь" Н. А. Римского-Корсакова, запись 1948 года, хор и оркестр ГАБТа п/у В. Небольсина (в ансамбле с С. Лемешевым, В. Борисенко, И. Масленниковой, С. Красовским и др.).
    (В настоящий момент запись выпущена на CD за рубежом)
  2. Партия мамки Ксении, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, запись 1949 года, хор и оркестр ГАБТа п/у Н. Голованова (в ансамбле с А. Пироговым, Н. Ханаевым, Г. Нэлеппом, М. Михайловым, В. Лубенцовым, М. Максаковой, И. Козловским и др.).
    (Выпущена на CD за рубежом)
  3. Партия мамки Ксении, дубль "Бориса Годунова", запись 1949 года с Марком Рейзеным (состав как и выше, также выпущена за рубежом на CD).
  4. Партия Ратмира, "Руслан и Людмила", запись 1950 года, хор и оркестр ГАБТа п/у К. Кондрашина (в ансамбле с И. Петровым, В. Фирсовой, В. Гаврюшовым, Г. Нэлеппом, А. Кривченёй, Н. Покровской, С. Лемешевым и др.).
    (Выпущена на CD, в том числе и в России)
  5. Партия Бабарихи, "Сказка о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова, запись 1958 года, хор и оркестр ГАБТа п/у В. Небольсина (в ансамбле с И. Петровым, Е. Смоленской, Г. Олейниченко, В. Ивановским, П. Чекиным, Ал. Ивановым, Е. Шумиловой, Л. Никитиной и др.).
    (В последний раз выпускалась "Мелодией" на грампластинках в начале 80-х годов)
  6. Партия мамки Ксении, "Борис Годунов", запись 1962 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с И. Петровым, Г. Шульпиным, В. Ивановским, И. Архиповой, Е. Кибкало, А. Гелевой, М. Решетиным, А. Григорьевым и др.).
    (В настоящее время выпущена на CD за рубежом)
  7. Партия Ахросимовой, "Война и мир" С. Прокофьева, запись 1962 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с Г. Вишневской, Е. Кибкало, В. Клепацкой, В. Петровым, И. Архиповой, П. Лисицианом, А. Кривченёй, А. Ведерниковым и др.).
    (В настоящее время выпущена на CD в России и за рубежом)
  8. Фильм-опера "Борис Годунов" 1954 года, роль мамки Ксении.

реклама

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

1904

Дата смерти

1965

Профессия

певица

Тип голоса

меццо-сопрано

Страна

СССР

Автор

Александр Марасанов

просмотры: 5413
добавлено: 22.10.2002



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть