Евгения Матвеевна Вербицкая

Дата рождения
10.11.1904
Дата смерти
05.07.1965
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано
Страна
СССР
Евгения Матвеевна Вербицкая

Евгения Матвеевна Вербицкая (10 ноября 1904 — 5 июля 1965) — русская советская оперная певица (меццо-сопрано). Заслуженная артистка РСФСР (1940).

Еще будучи студенткой Киевской консерватории, Евгения Матвеевна Вербицкая выделялась красотой тембра и большим диапазоном голоса, позволявшим ей петь как меццо-сопрановые, так и контральтовые партии. Но, кроме того, молодая певица отличалась редкой трудоспособностью. Она выступала в консерваторских спектаклях, принимала участие в концертах, которые консерваторские бригады давали в воинских частях и рабочих клубах, а затем начала появляться и в больших концертных залах. Она пела оперные арии, романсы русских и западноевропейских классиков, произведения советских композиторов Лятошинского и Шапорина. Вскоре после окончания консерватории Вербицкая была принята в Киевский театр оперы и балета, где она исполняла партии Никляус в «Сказках Гофмана», Зибеля в «Фаусте», Полины и Миловзора в «Пиковой даме».

В 1931 году певица была зачислена солисткой Ленинградского театра оперы и балета Вербицкая 2 (ныне носящего имя С.М. Кирова). Здесь она работала под руководством главного дирижера театра, выдающегося русского музыканта В. Дранишникова, имя которого Евгения Матвеевна вспоминала с глубоким чувством признательности и уважения.

Указания В. Дранишникова и работавших в театре педагогов-вокалистов помогли ей спеть партии Ядвиги в «Вильгельме Телле», Юдифи в опере Серова, Княгини в «Русалке», Ольги в «Евгении Онегине», Кончаковны в «Князе Игоре» и, наконец, Ратмира п «Руслане и Людмиле». Требовательныо ленинградцы искренне полюбили молодую артистку, неустанно совершенствовавшую свое мастерство, которое проявилось и в исполнении двух партий в операх советских композиторов: Клариче в «Любви к трем апельсинам» Прокофьева и Матули в «Щорсе» Фарди.

В 1937 году певица участвовала в первом ленинградском конкурсе на лучшее исполнение произведений советских композиторов и получила звание лауреата этого конкурса, а через два года, уже на Всесоюзном конкурсе вокалистов, ей был присужден диплом за лучшее исполнение произведений советских композиторов.

«Это, в значительной степени, заслуга моего первого педагога профессора М. М. Энгелькрона, который занимался со мной сначала в Днепропетровском музыкальном техникуме, а затем и в Киевской консерватории, – вспоминала певица. – Это он воспитал во мне уважение к повседневному настойчивому труду, без которого немыслимо движение вперед ни на оперной, ни на драматической сцене...»

В 1940 году Вербицкая вместе с труппой театра оперы и балета им. С. М. Кирова приняла участие в ленинградской декаде в Москве. Она пела Ваню в «Иване Сусанине» и Бабариху в «Сказке о царе Салтане». В печати отмечалось, что артистка отлично справилась с обеими ролями.

В годы Великой Отечественной войны певица работала в качестве солистки Ленинградской филармонии, выступая в концертах, на сценах рабочих клубов, в воинских частях и госпиталях г. Новосибирска, где находился тогда коллектив Филармонии.

С 1948 года Евгения Матвеевна работает в Большом театре Союза ССР, на сцене которого она уже создала немало художественно законченных образов. Дебютировала она на сцене Большого театра в роли Княгини в «Русалке», затем спела партию Егоровны в «Дубровском». Выдающимся достижением Вербицкой является исполнение партии Графини в «Пиковой даме».

Артистка глубоко постигла и передала зловещую атмосферу, окружающую ту, кого называли когда-то в Версале «Венерою московской». Незаурядное сценическое дарование Вербицкой особенно ярко проявилось в знаменитой сцене в спальне Графини.

С подлинным мастерством исполняет Вербицкая и роль Вани в «Иване Сусанине», и небольшую партию Власьевны в «Псковитянке», придавая значительность этому, казалось бы, второстепенному образу, наделяя его неподдельным обаянием, в особенности там, где звучит волшебная сказка о царевне Ладе.

Вербицкая прекрасно исполняла и роль Няни в «Евгении Онегине», – слушатель чувствует, сколько трогательной любви к Татьяне в этой простой и сердечной русской женщине. В роли Свояченицы в «Майской ночи» Вербицкая показала, что ей близок и сочный народный юмор.

Долго и тщательно готовилась артистка к исполнению роли помещицы Щепиной-Ростовской в опере Шапорина «Декабристы»: она много читала, бывала в Третьяковской галерее, изучала в музеях костюмы, материал для грима. Все время стоявший перед ее глазами образ Салтычихи помог ей наделить создаваемый вокально-сценический образ чертами властной жестокости, бездушного деспотизма.

Наряду с работой на оперной сцене Вербицкая вела концертную деятельность. Во многих городах нашей страны она выступала в качестве камерной певицы. Репертуар ее обширен и разнообразен. Она участвовала также в исполнении Девятой симфонии Бетховена под управлением Е. Мравинского, пела сольные партии в симфонии-кантате «На поле Куликовом» Шапорина и в «Александре Невском» Прокофьева.

В 1946 году Вербицкая дала несколько сольных концертов в Австрии и Чехословакии.

За заслуги в области оперного искусства Евгения Матвеевна Вербицкая получила звание заслуженной артистки РСФСР. Она награждена орденом «Знак Почета» и медалями.

Диско- и видиография Е. М. Вербицкой:

• Партия Свояченницы, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, запись 1948 года, хор и оркестр ГАБТа п/у В. Небольсина (в ансамбле с С. Лемешевым, В. Борисенко, И. Масленниковой, С. Красовским и др.). (В настоящий момент запись выпущена на CD за рубежом)

• Партия мамки Ксении, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, запись 1949 года, хор и оркестр ГАБТа п/у Н. Голованова (в ансамбле с А. Пироговым, Н. Ханаевым, Г. Нэлеппом, М. Михайловым, В. Лубенцовым, М. Максаковой, И. Козловским и др.). (Выпущена на CD за рубежом)

• Партия мамки Ксении, дубль «Бориса Годунова», запись 1949 года с Марком Рейзеным (состав как и выше, также выпущена за рубежом на CD).

• Партия Ратмира, «Руслан и Людмила», запись 1950 года, хор и оркестр ГАБТа п/у К. Кондрашина (в ансамбле с И. Петровым, В. Фирсовой, В. Гаврюшовым, Г. Нэлеппом, А. Кривченёй, Н. Покровской, С. Лемешевым и др.). (Выпущена на CD, в том числе и в России)

• Партия Бабарихи, «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, запись 1958 года, хор и оркестр ГАБТа п/у В. Небольсина (в ансамбле с И. Петровым, Е. Смоленской, Г. Олейниченко, В. Ивановским, П. Чекиным, Ал. Ивановым, Е. Шумиловой, Л. Никитиной и др.). (В последний раз выпускалась «Мелодией» на грампластинках в начале 80-х годов)

• Партия мамки Ксении, «Борис Годунов», запись 1962 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с И. Петровым, Г. Шульпиным, В. Ивановским, И. Архиповой, Е. Кибкало, А. Гелевой, М. Решетиным, А. Григорьевым и др.). (В настоящее время выпущена на CD за рубежом)

• Партия Ахросимовой, «Война и мир» С. Прокофьева, запись 1962 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с Г. Вишневской, Е. Кибкало, В. Клепацкой, В. Петровым, И. Архиповой, П. Лисицианом, А. Кривченёй, А. Ведерниковым и др.). (В настоящее время выпущена на CD в России и за рубежом)

• Фильм-опера «Борис Годунов» 1954 года, роль мамки Ксении.

реклама

вам может быть интересно

Записи

рекомендуем

смотрите также

Питер Донохоу Пианисты
Марк Ильич Пекарский Инструменталисты
Перотин Композиторы
Джон Декстер Театральные деятели
Эрик Сати Композиторы

Реклама