Евгения Матвеевна Вербицкая

Дата рождения
10.11.1904
Дата смерти
05.07.1965
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано
Страна
СССР
Евгения Матвеевна Вербицкая

Евгения Матвеевна Вербицкая (10 ноября 1904 — 5 июля 1965) — русская советская оперная певица (меццо-сопрано). Заслуженная артистка РСФСР (1940).

Еще будучи студенткой Киевской консерватории, Евгения Матвеевна Вербицкая выделялась красотой тембра и большим диапазоном голоса, позволявшим ей петь как меццо-сопрановые, так и контральтовые партии. Но, кроме того, молодая певица отличалась редкой трудоспособностью. Она выступала в консерваторских спектаклях, принимала участие в концертах, которые консерваторские бригады давали в воинских частях и рабочих клубах, а затем начала появляться и в больших концертных залах. Она пела оперные арии, романсы русских и западноевропейских классиков, произведения советских композиторов Лятошинского и Шапорина. Вскоре после окончания консерватории Вербицкая была принята в Киевский театр оперы и балета, где она исполняла партии Никляус в «Сказках Гофмана», Зибеля в «Фаусте», Полины и Миловзора в «Пиковой даме».

В 1931 году певица была зачислена солисткой Ленинградского театра оперы и балета Вербицкая 2 (ныне носящего имя С.М. Кирова). Здесь она работала под руководством главного дирижера театра, выдающегося русского музыканта В. Дранишникова, имя которого Евгения Матвеевна вспоминала с глубоким чувством признательности и уважения.

Указания В. Дранишникова и работавших в театре педагогов-вокалистов помогли ей спеть партии Ядвиги в «Вильгельме Телле», Юдифи в опере Серова, Княгини в «Русалке», Ольги в «Евгении Онегине», Кончаковны в «Князе Игоре» и, наконец, Ратмира п «Руслане и Людмиле». Требовательныо ленинградцы искренне полюбили молодую артистку, неустанно совершенствовавшую свое мастерство, которое проявилось и в исполнении двух партий в операх советских композиторов: Клариче в «Любви к трем апельсинам» Прокофьева и Матули в «Щорсе» Фарди.

В 1937 году певица участвовала в первом ленинградском конкурсе на лучшее исполнение произведений советских композиторов и получила звание лауреата этого конкурса, а через два года, уже на Всесоюзном конкурсе вокалистов, ей был присужден диплом за лучшее исполнение произведений советских композиторов.

«Это, в значительной степени, заслуга моего первого педагога профессора М. М. Энгелькрона, который занимался со мной сначала в Днепропетровском музыкальном техникуме, а затем и в Киевской консерватории, – вспоминала певица. – Это он воспитал во мне уважение к повседневному настойчивому труду, без которого немыслимо движение вперед ни на оперной, ни на драматической сцене...»

В 1940 году Вербицкая вместе с труппой театра оперы и балета им. С. М. Кирова приняла участие в ленинградской декаде в Москве. Она пела Ваню в «Иване Сусанине» и Бабариху в «Сказке о царе Салтане». В печати отмечалось, что артистка отлично справилась с обеими ролями.

В годы Великой Отечественной войны певица работала в качестве солистки Ленинградской филармонии, выступая в концертах, на сценах рабочих клубов, в воинских частях и госпиталях г. Новосибирска, где находился тогда коллектив Филармонии.

С 1948 года Евгения Матвеевна работает в Большом театре Союза ССР, на сцене которого она уже создала немало художественно законченных образов. Дебютировала она на сцене Большого театра в роли Княгини в «Русалке», затем спела партию Егоровны в «Дубровском». Выдающимся достижением Вербицкой является исполнение партии Графини в «Пиковой даме».

Артистка глубоко постигла и передала зловещую атмосферу, окружающую ту, кого называли когда-то в Версале «Венерою московской». Незаурядное сценическое дарование Вербицкой особенно ярко проявилось в знаменитой сцене в спальне Графини.

С подлинным мастерством исполняет Вербицкая и роль Вани в «Иване Сусанине», и небольшую партию Власьевны в «Псковитянке», придавая значительность этому, казалось бы, второстепенному образу, наделяя его неподдельным обаянием, в особенности там, где звучит волшебная сказка о царевне Ладе.

Вербицкая прекрасно исполняла и роль Няни в «Евгении Онегине», – слушатель чувствует, сколько трогательной любви к Татьяне в этой простой и сердечной русской женщине. В роли Свояченицы в «Майской ночи» Вербицкая показала, что ей близок и сочный народный юмор.

Долго и тщательно готовилась артистка к исполнению роли помещицы Щепиной-Ростовской в опере Шапорина «Декабристы»: она много читала, бывала в Третьяковской галерее, изучала в музеях костюмы, материал для грима. Все время стоявший перед ее глазами образ Салтычихи помог ей наделить создаваемый вокально-сценический образ чертами властной жестокости, бездушного деспотизма.

Наряду с работой на оперной сцене Вербицкая вела концертную деятельность. Во многих городах нашей страны она выступала в качестве камерной певицы. Репертуар ее обширен и разнообразен. Она участвовала также в исполнении Девятой симфонии Бетховена под управлением Е. Мравинского, пела сольные партии в симфонии-кантате «На поле Куликовом» Шапорина и в «Александре Невском» Прокофьева.

В 1946 году Вербицкая дала несколько сольных концертов в Австрии и Чехословакии.

За заслуги в области оперного искусства Евгения Матвеевна Вербицкая получила звание заслуженной артистки РСФСР. Она награждена орденом «Знак Почета» и медалями.

Диско- и видиография Е. М. Вербицкой:

• Партия Свояченницы, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, запись 1948 года, хор и оркестр ГАБТа п/у В. Небольсина (в ансамбле с С. Лемешевым, В. Борисенко, И. Масленниковой, С. Красовским и др.). (В настоящий момент запись выпущена на CD за рубежом)

• Партия мамки Ксении, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, запись 1949 года, хор и оркестр ГАБТа п/у Н. Голованова (в ансамбле с А. Пироговым, Н. Ханаевым, Г. Нэлеппом, М. Михайловым, В. Лубенцовым, М. Максаковой, И. Козловским и др.). (Выпущена на CD за рубежом)

• Партия мамки Ксении, дубль «Бориса Годунова», запись 1949 года с Марком Рейзеным (состав как и выше, также выпущена за рубежом на CD).

• Партия Ратмира, «Руслан и Людмила», запись 1950 года, хор и оркестр ГАБТа п/у К. Кондрашина (в ансамбле с И. Петровым, В. Фирсовой, В. Гаврюшовым, Г. Нэлеппом, А. Кривченёй, Н. Покровской, С. Лемешевым и др.). (Выпущена на CD, в том числе и в России)

• Партия Бабарихи, «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, запись 1958 года, хор и оркестр ГАБТа п/у В. Небольсина (в ансамбле с И. Петровым, Е. Смоленской, Г. Олейниченко, В. Ивановским, П. Чекиным, Ал. Ивановым, Е. Шумиловой, Л. Никитиной и др.). (В последний раз выпускалась «Мелодией» на грампластинках в начале 80-х годов)

• Партия мамки Ксении, «Борис Годунов», запись 1962 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с И. Петровым, Г. Шульпиным, В. Ивановским, И. Архиповой, Е. Кибкало, А. Гелевой, М. Решетиным, А. Григорьевым и др.). (В настоящее время выпущена на CD за рубежом)

• Партия Ахросимовой, «Война и мир» С. Прокофьева, запись 1962 года, хор и оркестр ГАБТа п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с Г. Вишневской, Е. Кибкало, В. Клепацкой, В. Петровым, И. Архиповой, П. Лисицианом, А. Кривченёй, А. Ведерниковым и др.). (В настоящее время выпущена на CD в России и за рубежом)

• Фильм-опера «Борис Годунов» 1954 года, роль мамки Ксении.

реклама

вам может быть интересно

Пина Бауш Балетмейстеры

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама