Арнольд Эвадьевич Маргулян — советский дирижёр, народный артист Украинской ССР (1932), народный артист РСФСР (1944), Сталинская премия (1946). В плеяде музыкантов, стоявших у истоков советского дирижерского искусства, Маргуляну принадлежит видное и почетное место. Он начал работать еще в дореволюционные годы, не получив консерваторского образования, но пройдя отличную практическую школу. Играя в оркестре Одесского оперного театра на скрипке, Маргулян многому научился у опытного дирижера И. Прибика, а позже, в Петербурге, работал под руководством В. Сука.
В 1902 году состоялся дирижерский дебют Маргуляна, и сразу же началась его интенсивная артистическая деятельность. Петербург, Киев, Харьков, Одесса, Тифлис, Рига, города Сибири и Дальнего Востока — где только не работал артист! Маргуляну довелось, сначала как оркестранту, а потом как дирижеру, часто сотрудничать с выдающимися мастерами русского театра — Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, Н. Ермоленко-Южиной, Н. и М. Фигнер, В. Лосским... Эта совместная работа обогатила его бесценным опытом, позволила глубже проникнуть в мир образов отечественной оперной классики. Лучшие традиции интерпретации «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы», «Бориса Годунова», «Хованщины», «Князя Игоря», «Пиковой дамы», «Садко», «Царской невесты», «Снегурочки» получили в лице Маргуляна страстного приверженца и продолжателя.
Талант артиста в полной мере раскрылся в годы Советской власти. Несколько лет Маргулян возглавлял оперный театр в Харькове, поставив, наряду с классическими произведениями, ряд опер советских авторов — «Тихий Дон» и «Поднятую целину» Дзержинского, «Трильби» Юрасовского, «Разлом» Фемилиди, «Золотой обруч» Лятошинского... Но особенно яркий след оставила его деятельность на Урале — сначала в Перми, а затем в Свердловске, где Маргулян с 1937 года до конца своих дней был художественным руководителем оперного театра. Он сумел добиться резкого подъема художественного уровня труппы, обогатил репертуар многими яркими спектаклями; одна из лучших его работ - постановка «Отелло» Верди была удостоена Государственной премии. Дирижер познакомил свердловчан с операми «Броненосец «Потемкин» Чишко, «Суворов» Василенко, «Емельян Пугачев» Коваля.
Дирижерский почерк Маргуляна привлекал безупречным мастерством, уверенностью, стройностью интерпретаторских замыслов, эмоциональной силой. «Его искусство,— писал в журнале «Советская музыка». А. Преображенский,— было отмечено широтой кругозора, умением выявить психологически верную трактовку сценического и музыкального образа, сохранить в неприкосновенности авторский замысел. Он умел создать полное равновесие между звучанием оркестра, вокалистами и сценическим действием». Не меньшим успехом пользовались и сравнительно редкие концертные выступления артиста. Обладая замечательным тактом, эрудицией и педагогическим талантом, Маргулян и в оперных театрах и в Уральской консерватории, профессором которой был с 1942 года, воспитал немало известных впоследствии вокалистов. Под его руководством начинали свой путь И. Паторжинский, М. Литвиненко-Вольгемут, 3. Гайдай, М. Гришко, П. Златогорова и другие певцы.
Л. Григорьев, Я. Платек
Маргулян Арнольд Эвадьевич (1 (13) IV 1879, Киев — 15 VII 1950, Свердловск) — советский дирижёр. Народный артист РСФСР (1944) и УССР (1932). Член КПСС с 1945.
С 1888 учился в Одессе игре на скрипке у А. Фидельмана и Э. Млынарского, в 1893–97 — дирижированию у И. В. Прибика, В. И. Сука и Г. Цумпе. Был скрипачом оркестра Одесской итал. оперы, преподавал, дирижировал ученич. оркестром. В 1902–1904 дирижёр оперных трупп в Перми и Екатеринбурге (где был также режиссёром и хормейстером), в 1904–06 — в Харькове и Киеве. С 1909 гл. дирижёр оперной труппы М. Е. Медведева в Киеве, затем в Одессе и Тбилиси. В 1912–22 дирижёр Театра муз. драмы и Нар. дома в Петрограде, в 1922–24 — Свердловского т-ра оперы и балета. В 1925–37 Маргулян работал на Украине, гл. обр. в Харькове, где руководил оперным т-ром и вок. классом Муз.-драм. ин-та. В 1927 был командирован в Берлин, изучал технику совр. оперной сцены. Опубликовал «Письма из Берлина» («Украинский рабочий», 1927, июнь — июль). В 1937–50 гл. дирижёр и худ. рук. Свердловского т-ра оперы и балета.
Маргулян был крупным оперным дирижёром, обладавшим мастерством художника-практика. Большой темперамент и артистический размах сочетались у него с чуткостью к тончайшим нюансам оперной партитуры. Стремясь к стилистическоум единству и целостности художественного воплощения музыкально-сценического спектакля, он вникал во время репетиционной работы во все детали оперной постановки.
Маргулян был пропагандистом творчества советских композиторов. Им осуществлены постановки опер «Тихий Дон», «Поднятая целина» и «Надежда Светлова» Дзержинского, «Броненосец Потёмкин» Чишко, «За жизнь» и «Гроза» Трамбицкого, «Емельян Пугачёв» Коваля, «Суворов» Василенко, балетов «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник» Асафьева, «Гаянэ» Хачатуряна. Среди постановок классического репертуара выделяется «Отелло» Верди (Сталинская премия, 1946).
Творческая деятельность Маргуляна оставила заметный след в истории советской оперной культуры. Под его руководством начали оперную деятельность известные украинские артисты — М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинский, З. М. Гайдай, М. С. Гришко и др. Большой вклад был внесён им и в развитие музыкальной жизни Свердловска.
Маргулян — автор ряда симфонических произведений, пьес для скрипки и фп., виолончели и фп., романсов на сл. М. А. Лохвицкой, И. Северянина, С. Я. Надсона. Вёл педагогическую работу (с 1942 профессор Свердловской консерватории).
Литература: Преображенский A., А. Э. Маргулян, «СМ», 1950, No 9.
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.