Немирович-Данченко Владимир Иванович (11 (23) XII 1858, Озургеты, ныне г. Махарадзе Грузинской ССР — 25 IV 1943, Москва) — советский режиссер, видный театральный деятель, писатель, драматург. Народный артист СССР (1936). Лауреат Сталинских премий (1942, 1943).
Совместно с К. С. Станиславским основал в 1898 Художественно-общедоступный театр (с 1901 — Московский Художественный театр, ныне — МХАТ). В творчестве Немировича-Данченко особое место занимает музыкальный театр. В конце 19 в. он выступал в печати с резкой критикой казенной рутины императорских театров, утверждая, что оперный певец не только певец, но и артист, что опере необходимо «умное» либретто, которое должно быть так же полно движения и интереса, как и драма. В 1893 на либретто Немировича-Данченко (по «Цыганам» Пушкина) создал свою оперу «Алеко» Рахманинов.
После Октябрьской революции 1917, в 1918, директор Большого театра Е. К. Малиновская (по рекомендации А. В. Луначарского) пригласила Станиславского и Немировича-Данченко для участия в реформе театра. В 1919 Немирович-Данченко организует Музыкальную студию при Художественном театре (с 1926 — Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко, с 1941 — Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В студию были привлечены талантливая молодёжь, актёры МХАТ и несколько певцов Большого театра.
В задачи студии входило воспитание актёра-певца, поиски новой формы спектакля и нового репертуара; она была призвана бороться с оперной рутиной, оперными и опереточными штампами; большое значение придавалось слиянию музыки, пения, слова и актёрского действия, воплощению в музыкальном театре сценического образа героя, решению различных функций хора (от живой толпы до хора греческой трагедии). Всё это должно было подготовить коллектив к созданию высокохудожественного ансамбля, реалистических спектаклей, к раскрытию в них социальной, жизненной и театральной правды.
Первый спектакль студии — оперетта «Дочь Анго» Лекока (1920, впервые показана на сцене МХАТ) трактовалась Немировичем-Данченко как политическая комедия (в пьесе находят отклик события Великой французской революции), была сыграна в лучших традициях Художественного театра; прекрасно исполнена и её музыкальная часть. Немирович-Данченко был руководителем постановки оперетты «Перикола» Оффенбаха (1922), жанр которой определён им как мелодрама-буфф. К оперетте Немирович-Данченко обратился вновь в 1937, поставив «Прекрасную Елену» Оффенбаха, которая в его интерпретации превратилась в лирико-комическую оперу, в своеобразный гимн торжествующей любви. В 1923 Немирович-Данченко осуществил постановку народной патетической комедии «Лизистрата» по Аристофану с музыкой Р. М. Глиэра.
Стремясь найти новые решения оперных спектаклей, раскрывать большие, монументальные темы, Немирович-Данченко руководил экспериментальными постановками опер — «Карменсита и Солдат» (1924, по «Кармен» Бизе), «Девушка из предместья» (1928, по «Жизнь — мгновенье» М. де Фалья), «Травиата» Верди (1934). «Травиата» была поставлена по новому либретто В. М. Инбер, в основу которого положен социальный конфликт между аристократическим обществом и актрисой (Виолеттой).
Но главную задачу музыкального театра Немирович-Данченко видел в создании и утверждении на сцене советской оперы. Под его руководством были поставлены: «Северный ветер» Книппера (1930), «Катерина Измайлова» Шостаковича (1934), «Тихий Дон» Дзержинского (1936), «В бурю» Хренникова (1939). На различных этапах реформаторской деятельности Немировича-Данченко в музыкальном театре его ближайшими помощниками были режиссёры В. В. Лужский, Л. В. Баратов, П. А. Марков, Б. А. Мордвинов, П. С. Златогоров, дирижёры Г. А. Столяров, Е. А. Акулов и др.; Немирович-Данченко воспитал плеяду талантливых актёров музыкального театра.
Сочинения: Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952.
Литература: Марков П. A., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960.
С. А. Ценин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.