Московский академический Музыкальный театр (МАМТ) имени Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко.
Создан в 1941 в результате слияния двух идейно и творчески родственных театров: Оперного театра имени К. С. Станиславского и Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко. В своей творческой деятельности оба театра и их руководители ставили целью осуществление реформы оперного искусства. Борясь с оперной рутиной и актёрскими штампами, применяя новые методы оперной режиссуры и воспитания молодых певцов-актёров (в основу которых были положены творческие принципы МХАТа), театры стремились создавать реалистически правдивые спектакли с высоко художественным ансамблем, с предельной глубиной раскрывать в них идейное и художественное содержание исполняемого произведения.
Лучшие спектакли вошли в историю отечественного театра как образцы нового, реалистического искусства. Объединённый театр продолжает и развивает художественные принципы Станиславского и Немировича-Данченко, положенные в основу работы обоих театров. Руководство театром до 1943 осуществлял Немирович-Данченко.
В труднейших условиях Великой Отечественной войны 1941-45 решением правительства театр был оставлен в Москве. Коллективом был поставлен ряд спектаклей, в т. ч. в 1941 балет «Штраусиана», в 1942 — оперы «Мадемуазель Фифи» Кюи и «Суворов» Василенко, балет «Виндзорские проказницы» Оранского, в 1943 — опера «Надежда Светлова» Дзержинского, балет «Лола» Василенко, в 1944 — балет «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова.
В 40-50-е годы художественное руководство осуществляли: режиссёры — П. А. Марков, И. М. Туманов, Л. В. Баратов; дирижёры — А. В. Алевладов, Е. А. Акулов, С. А. Самосуд, П. М. Славянский; балетмейстер — B. П. Бурмейстер; художники — Б. И. Волков, А. Ф. Лушин. В этот период были поставлены оперы советских композиторов — «Любовь Яровая» Энке (1947), «Фрол Скобеев» Хренникова (1950), «Каменный цветок» (1950) и «Заря» (1956) Молчанова, «Кето и Котэ» Долидзе (1950), «Семья Тараса» Кабалевского (1951; Сталинская премия, 1952), «Аршин мал алан» Гаджибекова (1952), «Война и мир» (1957) и «Обручение в монастыре» (1959) Прокофьева; балеты — «Доктор Айболит» Морозова (1948), «Берег счастья» Спадавеккиа (1948), «Эсмеральда» Пуни — Василенко (1950), «Жанна д’Арк» Пейко (1957) и др.
В репертуаре театра также классические произведения: оперы — «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова (1944), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1946), «Сицилийская вечерня» Верди (1954), «Тоска» (1959), оперетты — «Нищий студент» Миллёкера (1945), «Боккаччо» Зуппе (1957). В 1953 театр осуществил постановку балета «Лебединое озеро». В 1948 в состав труппы вошла группа артистов Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского (основана в 1935) во главе с дирижёром И. Б. Байном.
Становлению театра во многом способствовали: режиссёры — П. С. Златогоров, П. И. Румянцев, режиссёры-педагоги — М. С. Гольдина, М. Л. Мельтцер, дирижёры — А. С. Шавердов, В. А. Эдельман, И. Б. Байн, балетмейстер Н. С. Холфин, хормейстер А. С. Степанов. В театре работали: певцы — Г. М. Бушуев, С. М. Големба, Д. В. Камерницкий, Н. Ф. Кемарская, П. И. Мокеев, А. А. Росницкая, З. А. Смирнова-Немирович, C. А. Ценин, Т. С. Юдина, Ю. П. Юницкий и др., солисты балета — Н. Г. Конюс, М. Е. Редина, М. С. Сорокина, А. В. Чичинадзе, Л. С. Якунина и др.
В 60-70-е годы театр активно работал над произведениями советских композиторов, среди постановок: «Улица дель Корно» Молчанова (1960), «Овод» Спадавеккиа (1960), «Город юности» Шантыря (1961), «Катерина Измайлова» Шостаковича (новая ред., 1962), «Ценою жизни» Николаева (1965), «Безродный зять» Хренникова (1967), «Виринея» Слонимского (1967), «Кола Брюньон» Кабалевского (новая ред., 1971), «Три жизни» Тактакишвили (1972), «Любовь д’Артаньяна» Вайнберга (1974).
Были также поставлены оперы — «Водоворот жизни» Сухоня (1961), «Хари Янош» Кодая (1963), классические оперы и оперетты — «Так поступают все женщины» Моцарта (1962), «Любовный напиток» (1964), «Иоланта» (1966); «Донья Жуанита» Зуппе (1966), «Кармен» (в постановка В. Фельзенштейна, 1969), «Нищий студент» Миллёкера (новая постановка, 1971), «Манон» Массне (1973), «Мавра» Стравинского (1973), балеты — «Франческа да Римини» Чайковского (1960), «Золотой ключик» Вайнберга (1962), «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского (1963), «Снегурочка» на музыку П. И. Чайковского (1963), «Поэма» Цинцадзе (1964), «Красные дьяволята» на музыку И. О. Дунаевского (1967), «Белеет парус одинокий» Александрова (1970), «Золушка» (1971); «Сюита на музыку балета „Гаянэ“ Хачатуряна» (1972), «Байка» Стравинского (балет-пантомима с пением, 1974).
В труппе театра (1975): певцы — нар. арт. СССР В. А. Канделаки, нар. арт. РСФСР Л. И. Болдин, Н. С. Исакова, засл. арт. РСФСР Н. А. Авдошина, В. В. Громова, Г. Д. Дударев, Л. Г. Екимов, В. А. Каевченко, С. М. Корецкая, О. В. Клёнов, Е. И. Максименко, А. М. Мищевский, И. А. Петров, Г. А. Писаренко, Э. Т. Саркисян, А. Я. Талмазов, Т. Ф. Янко, засл. арт. Азерб. ССР И. А. Джафаров, засл. арт. БАССР А. И. Шитикова, артисты Н. Л. Гуторович, Л. Н. Елисеев, Л. К. Захаренко, Н. В. Коршунов, Я. Р. Кратов, В. А. Федоркин и др.; солисты балета — нар. арт. СССР В. Т. Бовт, нар. арт. РСФСР Э. Е. Власова, засл. арт. РСФСР С. А. Виноградова, Ю. В. Григорьев, М. С. Дроздова, В. С. Тедеев, засл. арт. Карел. АССР О. М. Егоров, В. А. Решетникова, артисты A. Н. Домашов, Г. Н. Крапивина, М. В. Крапивин и др. Гл. режиссёр — нар. арт. РСФСР Л. Д. Михайлов, режиссёры — М. Г. Дотлибов, М. Б. Мордвинов, Н. И. Кузнецов; гл. дирижёр — засл. арт. РСФСР Д. Г. Китаенко, дирижёры — нар. арт. Азерб. ССР К. Д. Абдуллаев, Г. Г. Жемчужин, М. В. Юровский, B. М. Есипов; гл. балетмейстер — нар. арт. РСФСР, засл. деят. иск-в Груз. ССР А. В. Чичинадзе, балетмейстер — Н. Г. Гришина; гл. хормейстер — И. К. Мертенс; гл. художник — засл. деят. иск-в РСФСР и Туркм. ССР А. Ф. Лушин.
В 1964 театру присвоено звание академического, в 1969 он награждён орденом Трудового Красного Знамени. Балетная труппа театра гастролировала во Франции, Венгрии, Югославии, Финляндии, в Латинской Америке, Алжире, Марокко, Японии, Италии, Греции, оперная — в ГДР, ФРГ, Швейцарии.
С. А. Ценин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.