Универсальная Хибла Герзмава

Хибла Герзмава. Фото: P. Vaan & L. Semenyuk

7 февраля 2013 года в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялся концерт из серии «Королевы оперы» — выступила примадонна этого театра, очаровательная Хибла Герзмава. Певица продемонстрировала хороший вкус, очень интересным был выбор произведений: она не стала петь то, что постоянно исполняет в театре, а решила представить публике «незапетый» репертуар, причем весьма разноплановый. Хибла Герзмава выступала в сопровождении оркестра театра под управлением итальянского дирижера Марко Армильято.


Начали с популярной увертюры к «Свадьбе Фигаро» Моцарта. А затем Герзмава с хором исполнила мотет Моцарта «Laudate Dominum» из мессы «Vesperae solennes de confessore».

Она пела чудесным, каким-то бесплотным, почти инструментальным звуком, и этот звук рождался на пиано с очень мягкой атакой.

Дыхание, кантилена и легато были великолепны. Чистейший голос плыл по залу, завораживая красотой тембра и чудесно сфилированными нотами: неземное впечатление. Это был прекрасный образец исполнения духовной музыки, когда певица просто растворялась в звуке.


После этого солистка спела произведение того же композитора, но совсем иное по характеру — сцену и арию Виттелии «Ecco il punto, o Vittelia... Non piu di fiori» из оперы «Милосердие Тита». Причем, исполнила, конечно, совершенно другим звуком и в другой манере: голос был гораздо плотнее, тембр — темнее и насыщеннее, а спето это было очень энергично и эмоционально. Иногда вибрация в верхах и в середине была слишком сильной, зато певица продемонстрировала глубокие бархатные низы.


Исполнители плавно перешли к Верди, и оркестр сыграл хорошо ему знакомую увертюру к «Силе судьбы».

С этим дирижером она прозвучала не так брутально, как под управлением Феликса Коробова.

Затем настал один из самых интересных моментов концерта — Хибла Герзмава спела весьма редко исполняемую арию Медоры «Egli non riede ancora... Non so le tetre immagini» из оперы «Корсар». Эта исключительно красивая ария почти вся прозвучала на пиано и была подана очень хорошо — дозированным звуком, с плавными переходами от ноты к ноте и тщательно и технично исполненными вокальными украшениями.

Вот тут уж публика, наконец, разразилась аплодисментами: после первых арий хлопков было не очень много — слушатели были не готовы к столь изысканной программе.


В конце первого отделения певица исполнила большую сцену с балладой о плакучей иве и молитвой Дездемоны «Mi parca... Piangea cantando nell’erma landa... Salce... Ave Maria» из оперы «Отелло». Эта сцена может показаться затянутой, но в данном случае всё зависит от исполнительницы.

У Хиблы Герзмавы она звучала сначала печально, потом задумчиво, потом стала исступленной молитвой, а чуть дальше — тревожным предвестником будущей трагедии.

Зал в конце все-таки не выдержал размера этого номера и зааплодировал раньше времени. После совершенно великолепно взятой Хиблой верхней ноты на пианиссимо слушатели не позволили дирижёру Армильято доиграть несколько секунд! Но зато после этого публика окончательно растаяла, и подспудная мысль о том, что предыдущий концерт из этой серии был интереснее, полностью исчезла. 


Второе отделение началось несколько неожиданно — с увертюры к «Норме» Беллини, которая прозвучала весьма эффектно. А затем... музыканты опять вернулись к Верди!

Хибла Герзмава исполнила арию Амалии «Lo sguardo avea degli angeli» из оперы «Разбойники». Эту арию солистка поет достаточно часто, и недавно она её исполняла на концерте в ММДМ. Ария развернутая и очень сложная. Герзмава подала её драматично, но и здесь не злоупотребляя динамикой.

Фразировка была очень осмысленной, акценты — на месте.

Немного узковато и резковато звучали верхние ноты высокого регистра. Кабалетта в этом номере сложная, но очень красивая: особенно интересно певица исполнила вторую часть кабалетты — это уже был высший класс сложности. К сожалению, самая последняя нота получилась с тремоляцией и немного сползла.

Затем Герзмава исполнила арию Лю «Signore, ascolta!» из оперы «Турандот» Пуччини — автора, который требует несколько другого вокального подхода. Её певица исполнила в лирическом ключе, более темным, наполненным звуком, который очень хорошо тянулся и был весьма пластичным.

Лю в исполнении Герзмавы была преданной и трогательной и вызывала искреннее сочувствие.


Далее оркестр сыграл хорошо знакомую ему увертюру к «Севильскому цирюльнику», которая, как правило, ему удается.

Концерт продолжила певица, исполнив один из самых эффектных номеров — арию Норины «Quel guardo il cavaliere...» из оперы «Дон Паскуале» Доницетти.

Это был настоящий маленький спектакль! По всей видимости, такие характеры, как Норина и Адина, Хибле Герзмаве ближе всего — они должны быть поданы очень светло по настроению и с чувством юмора. Номер получился столь органичным из-за совпадения темперамента героини и певицы, да и вокально такие партии прекрасно удаются солистке.

Она поёт их легко, естественно, очень светлым легким звуком, и, по-видимому, сама получает от этого удовольствие: нельзя же петь одни трагедии. А здесь она так заливисто и заразительно смеялась посреди арии, такой яркий вышел характер у плутовки-Норины!

И исполнено было очень эффектно, только самые высокие ноты опять были резковаты.

Но здесь это было даже к месту, добавляя характеру Норины «занозистости».


А потом Хибла Герзмава спела каватину «Нормы», причём полностью, с кабалеттой. И звук, и настроение были уже совсем другими. В медленной части голос звучал очень ярко, объёмно и наполнено.


На бис певица сначала исполнила вокальную миниатюру из немецкой камерной лирики — звук был очень мягким и красивым на удивительном пиано. Потом прозвучало произведение, которое Хибла Герзмава часто исполняет на бис в своих концертах. Оно называется «Букет цветов из Ниццы» и демонстрирует еще одну грань ее дарования — естественность в жанре оперетты. Во время этого номера и после него

она смотрелась на сцене как девочка, нетерпеливо подпрыгивая в ожидании дирижера.

Солистка горячо благодарила публику за десятки букетов и корзин с цветами!


В заключение концерта, в качестве уже третьего «биса», с мужской частью хора певица исполнила a capella народную мелодию. Это было замечательно, и концерт закончился просто триумфально.

Что касается дирижера, то в этот вечер он как настоящий джентльмен держался на втором плане, и его индивидуальность растворилась в ярком таланте исполнительницы.


Хибла Герзмава полностью завоевала публику. Она — личность в вокальном искусстве.

Оглядываясь на это выступление, можно ещё раз отметить, что программа была довольно пёстрой, но именно по этой причине она позволила певице продемонстрировать владение различными стилями и раскрыть новые грани своего таланта.

реклама

вам может быть интересно

Лирики старые и новые Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама