В сторону ясности

Анонс Байройтского фестиваля-2009

Через две недели стартует знаменитый вагнеровский фестиваль. Его программа не скрывает в себе никаких тайн, так как нынешний фестиваль по составу представляемых опер полностью совпадает с прошлым годом. Это абсолютно нормально и традиционно для Байройта, когда одна программа запускается на несколько лет вперед. В этом году трижды покажут «Кольцо нибелунга» (всего выходит двенадцать спектаклей), шесть раз — «Тристана и Изольду», пять «Парсифалей» и шесть «Нюрнбергских мейстерзингеров».

Постановку «Кольца» еще в 2006 году осуществил Танкред Дорст, за пультом — баварец Кристиан Тилеманн. Критики успели осмеять первого (называли рутинным, скучным и старым) и вознести последнего (называли свежим, энергичным и изящным выразителем немецкого духа). Певцы частично меняются каждый год, хотя иногда их замена напоминает перестановку декораций. Попробовали певицу в маленькой роли — понравилась, через пару лет, глядишь, она уже в Брунгильдах. Прекрасный пример: американка Линда Уотсон выросла в 2006 году до прекрасной валькирии, явившись в 2000-м скромной Отрудой. Альберт Домен (Вотан), Квангчул Юн (Хундинг), Эндрю Шор (Альберих) поют с 2006 года и останутся в этой постановке, пока она живет, как абсолютные попадания в роли. Стефен Гулд отказался петь в этом году в Байройте, так так переусердствовал с Вагнером прошлым летом: на его плечах лежал громадный репертуар. Признанный вагнеровский тенор решил сделать паузу и слегка поменять направление. Вместо американца зрители Байройтского фестиваля услышат немца Кристиана Франца — относительного новичка в Байройте (пел Зигфрида в 2001-м и 2003-м), также известного и популярного в Германии вагнеровского певца.

«Нюрнбергские мейстерзингеры» пойдут в трэшевой постановке Катарины Вагнер — эту продукцию уже записали и выпустили на DVD, но состав певцов будет иной. Тут почти не заняты такие монстры, как Михаэль Фолле (он есть на DVD), зато много интересных новичков. Молодой режиссер приглашает молодых певцов. Где, как не в Байройте, устраивать кузницу исполнителей опер Вагнера.

Гвоздем всей программы непременно станет «Парсифаль» норвежца Стефана Херхайма. Поставленный в прошлом году спектакль вызвал бурю положительных эмоций у всех, кто ищет хорошего режиссерского театра в опере. За пультом останется Даниэле Гатти, что также прекрасно. В роли Парсифаля — молодой британец Кристофер Вентрис, удачно дебютировавший в Байройте год назад.

И «Тристан» вернется, чтобы угодить тем, кто ищет смыслов не только в музыке. Постановка Кристофа Марталера и Анны Фиброк никого полностью не устраивает, но и отмахнуться от нее не получается — хочется пересмотреть и, подумав, принять наконец. Устроители это понимают, поэтому и включили в программу возобновления. И шведскую диву Ирен Теорин в роли Изольды пока немногие слышали в Байройте. По красоте ее сравнивают с Гвинет Джонс, а по манере пения относят к новому поколению вагнеровских певиц, определение которым пока не придумали. Певица уже сводит с ума всех, кто ее видит и слышит.

Деятельность новых директрис Эвы Вагнер-Паскье и Катарины Вагнер, внучек Рихарда и дочек Вольфганга, пока проявляется только в мелочах. Понятно, что дамы, заступившие на престол в сентябре прошлого года, когда и бюджет, да, в общем-то, и программа следующего фестиваля были определены, ничего кардинально нового предложить не успели. Видимо, в настоящий момент они заняты разработкой стратегии по приглашению новых постановщиков в сезон 2010-го или 2011-го. Однако мелочи, которыми сестры озаботились, не могут не радовать. Все нововведения связаны с информационной стороной программы. Трансляция одного спектакля фестиваля в Интернете (50 евро брались за доступ к источнику) — пройденный этап. В этом году владельцы билетов на фестиваль смогут днем встречаться с режиссерами-постановщиками в хоровом зале, чтобы послушать их доклады о концепции предлагаемой продукции. Все-таки как удивительны эти немцы, которые готовы слушать и Вагнера, и о Вагнере в жаркий летний день в душном амфитеатре Фестшпильхауса. Но не зря этот фестиваль сравнивают с древнегреческими Дионисиями, на которых представления занимали у человека весь день, а в антрактах греки беседовали опять же о театре. Ритуал есть ритуал.

реклама