Байрёйтский фестиваль

Bayreuther Festspiele

Город
Байрёйт
Год основания
1876
Тип
Дом торжественных представлений. Байрейтский театр (Bayreuth Festspielhaus)

Байрёйтский фестиваль (Bayreuther Festspiele) — ежегодный летний вагнеровский фестиваль в оперном театре «Фестшпильхаус» (нем. Festspielhaus — «Дом торжественных представлений») Байрёйта в Германии (северная Бавария).

Созданный по замыслу Рихарда Вагнера (при поддержке существовавших в то время многочисленных вагнеровских обществ и баварского короля Людвига II), Байрёйтский театр предназначался для исполнения произведений композитора. На концерте при закладке здания (1872) была исполнена Девятая симфония Л. Бетховена под управлением Вагнера.

Несложное по архитектуре строение (проект архитекторов О. Брюквальда, Г. Земпера и К. Брандта) имеет зрительный зал на 2000 мест, обладающий исключительной акустикой. Зал расположен амфитеатром, который заканчивается галереей (лож, ярусов нет). Оркестр скрыт от зрителей.

Торжественное открытие Байрёйтского театра состоялось 13-17 августа 1876 постановкой тетралогии «Кольцо нибелунга» под управлением X. Рихтера. На спектаклях присутствовали видные музыкальные деятели: П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, Ф. Лист, Э. Григ, К. Сен-Санс и др.

Вскоре, после первых трёх представлений, из-за финансовых затруднений театр был закрыт. Его деятельность возобновилась в 1882 в виде фестивалей вагнеровской музыки постановкой оперы «Парсифаль».

Зрительный зал Байрейтского фестивального театра (Bayreuth Festspielhaus). Источник фото: www.handwerk.de

С этого времени Байрёйтские фестивали проводились в течение трёх-четырёх недель ежегодно. В годы 1-й и 2-й мировых войн фестивали не проводились (были возобновлены в 1924 и 1951). Как правило, в Байрёйтском театре ставится оперный цикл «Кольцо нибелунга» и другие оперы Вагнера. Иногда исполняется Девятая симфония Бетховена.

После смерти Вагнера (1883) руководство театром перешло к его жене — Козиме Вагнер. В 1908-30 театр возглавлял сын композитора — Зигфрид Вагнер, в 1930-44 — его жена Винифред Вагнер.

С 1951 начался новый период Байрёйтских фестивалей под руководством внуков Вагнера — Виланда Вагнера и Вольфганга Вагнера. Они реконструировали сцену театра. Обновляя постановки современными режиссёрскими приёмами, широко применяли световые эффекты, часто заменяя ими декорации. В 1951-66 художественный руководитель театра — Виланд Вагнер, с 1966 — Вольфганг Вагнер.

С 1973 года руководство фестивалем осуществляет фонд Вагнера (нем. Richard-Wagner-Stiftung), но художественным руководителем до 2008 года оставался Вольфганг Вагнер. В дальнейшем руководить фестивалем стали его дочери Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье. Музыкальным руководителем Байрёйта назначен Кристиан Тилеман.

В Байрёйтских фестивалях принимали участие крупнейшие дирижёры: X. Рихтер, Р. Штраус, К. Мук, А. Тосканини, В. Фуртвенглер, Г. Абендрот, Г. фон Караян и др.

Байрёйтский театр Вагнера («Фестшпильхаус») / Bayreuth Festspielhaus

Из истории

Вагнер всегда хотел своим творчеством указать путь духовного развития немецкого государства. Он страстно мечтал о Германии как о целостном и мощном государстве. Свои первые надежды построить фестивальный театр он связывал с Мюнхеном, но они к 1869 году совершенно окончательно рассеялись. Однако король Людвиг II вопреки воле Вагнера велел исполнить «Золото Рейна» в Мюнхенском придворном театре. Разгоревшийся между ним и композитором конфликт грозил для Вагнера лишением жалованья. Тогда выбор падает на Байрёйт уже потому, что он находился вдали от столичной суеты.

После множества переговоров Вагнер отправляется в большую поездку — Байрёйт, Лейпциг, Дрезден, Берлин. Через эти города в 1871 году пролегал его путь, но цель была одна — вызвать интерес к своей мечте, своему проекту. В родном Лейпциге он объявил, что на Первом фестивале будет исполнено «Кольцо Нибелунгов». Композитор просит своих поклонников купить 1000 патронатских билетов по 100 талеров за каждый, чтобы обеспечить строительство недорогого театрального здания. Далее он посещает Берлин, где делает доклад «О предназначении оперы» и дает концерт в придворном оперном доме. На нем присутствовал императорский двор. Были проведены всевозможные переговоры.

Вагнер попадает на званый вечер к Канцлеру Бисмарку, личность которого произвела на него довольно сильное впечатление. Но будет ли реальная польза от этого знакомства? Бисмарк же высказался в том духе, что «такой самоуверенный человек, как Вагнер, мне еще ни разу не попадался». Но театр все же начали строить в Байрёйте.

Байрёйтский театр Вагнера («Фестшпильхаус») / Bayreuth Festspielhaus

Вагнер делает еще одну попытку воздействия на правительство. Он читает высокой публике текст «Гибели богов», а Бисмарку отправляет свою книгу «Немецкое искусство и немецкая политика». Так он напоминает канцлеру о долге государственного человека способствовать развитию искусства. Бисмарк молчит. Вагнер пишет ему письмо, где вновь просит о встрече, дабы сообщить ему свою идею театра.

В начале 1874 года весь проект Вагнера оказался на грани срыва — патронатские билеты раскупались медленно, стоимость строительства возрастала. Вагнер отправляет прошение на имя императора Вильгельма I, надеясь получить ссуду из «Императорского фонда поощрения общенациональных интересов». Император сделал примирительный жест: он передал в распоряжение Фонда фестиваля чистый доход от первого представления «Тристана и Изольды» в Берлине. Это было 5000 марок.

Вагнер писал: «Кайзер и вся империя пусть упиваются организацией армии: то, что охраняет эта армия, не стоит и горстки пороха». Но Вагнера поддержали музыканты и деятели культуры. На его вилле «Ванфрид» шли предварительные репетиции фестиваля. На оркестровые репетиции съезжались лучшие инструменталисты со всей Германии.

Байрёйтский театр Вагнера («Фестшпильхаус») / Bayreuth Festspielhaus

И все же фестиваль состоялся, и на нем трижды был исполнен цикл «Кольцо Нибелунга». Первоначально Вагнер намеревался раздать значительное количество входных билетов бесплатно — раздать заинтересованным лицам (и даже оплатить их проезд и пребывание в Байрёйте). Но план его не удался. Напротив, его друзья и поклонники должны были понести значительные материальные затраты, чтобы приехать в Байрёйт. Но они приехали, и именно они создали то общественное мнение, которое обеспечило художественный успех фестиваля.

Основная часть гостей фестиваля — банкиры и состоятельные люди. В Байрёйт прибыл и Вильгельм I со свитой. Теперь уже кайзер говорил, что рассматривает фестиваль как «дело всей нации». Но были и другие оценки. Например, не бывший там Карл Маркс говорил о «дурацком празднестве государственного музыканта Вагнера».

реклама

вам может быть интересно

Оперный театр Осло Театры и залы

Публикации

Главы из книг

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама