«Тоска» в Театре имени Станиславского
По статистике «Тоска» является наиболее часто исполняемой оперой Пуччини. Включена она и в репертуар одного из ведущих оперных театров России — им. Станиславского и Немировича-Данченко. 19 апреля состоялось очередное представление шедевра Пуччини.
Как и все популярные сочинения, оперы Пуччини привлекают режиссёров самых разных направлений. Говоря о постановке Людмилы Налётовой и Елены Степановой, премьера которой состоялась ещё 20 мая 2004 года, можно отметить лишь незначительные режиссёрские идеи, направленные на увеличение зрелищности спектакля.
Но только выглядит всё это крайне неубедительно и нелогично.
С первых вступительных «аккордов Скарпиа» внимание зрителя приковывает к себе огромный экран, расположенный в середине сцены. В драматических моментах оперы он меняет свой размер и цвет, но как-то всё время непонятно для чего. Сложилось впечатление, что функция этого огромного монитора состоит в том, чтобы отвлечь внимание публики на особо сложных для исполнения моментах оперы, вдруг кто-то «схватит» фальшивую ноту.…
Не очень ясно и то, для чего перед каждым действием на фоне экрана всего лишь на несколько секунд появляется фигура мальчика-пастушка, ведь по сюжету он поёт свою лирическую песенку во вступлении к третьему акту.
В старании увеличить накал страстей и придать спектаклю кинематографичность постановщики несколько перегнули палку:
полуодетый Скарпиа, принимающий массажные процедуры, выглядит слишком вульгарно, а то, как он давит руками апельсин и разбрасывает его по сцене в порыве страсти, смотрится и вовсе смешно. В финале же оперы главная героиня не бросается с башни, а закалывает себя тем самым ножом, которым убила Скарпиа, погибая на плече своего возлюбленного Каварадосси.
Видимо, режиссёр хотел придать сходство спектаклю с другой оперой Пуччини — «Мадам Баттерфляй». Но это два разных сюжета, и подобное харакири больше подходит по стилю японской истории, нежели итальянской драме.
Все эти события разворачиваются на фоне скучных и серых декораций, представляющих собой странные геометрические фигуры: цилиндры и конусы.
Такую расплывчатую и невнятную постановку могли спасти только хорошие исполнители, и они действительно старались изо всех сил. Но это были, в первую очередь, потрясающие театральные актёры, а не оперные певцы.
Ирина Ващенко показала всю многогранность образа главной героини. Она была кокетливой и игривой, нежной и трепетной, отчаянной и подавленной, мужественной и сильной. Её душевным терзаниям веришь и сочувствуешь и по-человечески понимаешь, почему трогательная, женственная Тоска видит нож, прячет его, обдумывает в течение нескольких минут план убийства, а затем гордо стоит над мёртвой жертвой. Уникальный случай, присущий скорее коварной героине триллера, нежели женскому образу в романтической опере.
Но вместе с тем артистке удалось воплотить пример сугубо положительной лирической героини, решившейся на убийство. При отличной актёрской игре, всех плюсах вокальных данных героини (светлые, чистые верхние ноты, приятный тембр) и прекрасном исполнении главной лирической арии «Vissi d’arte, vissi d’amore» природа голоса певицы не вполне подходит для партии Флории Тоски.
Голосу Ващенко не хватает мощи, силы, полноты звука и драматизма тембра.
Блестящую актёрскую игру и несколько унылое вокальное исполнение демонстрировал и Евгений Поликанин в роли барона Скарпиа. Несмотря на довольно заметные фальшивые ноты, недопетые фразы и просто пропущенные строки, начальник полиции произвёл сильное впечатление. Поликанин был настоящим «тираном», диктовавшим свою волю зависимым от него людям, лишённым каких-либо проблесков аристократического благородства, неспособным на раскаяние и прозрение от заблуждения. Его Скарпиа — воплощение «абсолютного зла» в его романтической интерпретации.
На фоне столь ярких актёров, исполнитель Марио Каварадосси — Нажмиддин Мавлянов — выглядел несколько тускло, несмотря на то, что он был самым качественным и стабильным в вокальном отношении. Необычный случай по отношению к оперному спектаклю, всё-таки опера — это, прежде всего, музыка и голос.
«Тоска» в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко оставила противоречивые чувства. Это захватывающий, увлекательный, трогающий за душу спектакль, но ему определённо не хватило качественного вокального исполнения — главной составляющей любого оперного вечера.
Фотографии с сайта театра