Станиславскому — 150

Константин Сергеевич Станиславский

Сегодня большой юбилей у великого Станиславского — полтора века со дня рождения. Две трети из этого срока весь театральный мир живёт по системе Станиславского — ничего лучшего придумано не было. Что тут добавить? Воистину — великий!

Будучи уже автором этой самой системы, Константин Сергеевич Станиславский обратился и к музыкальному театру. Он ему не был чужд: в юности он обучался вокалу, выступал в опереттах, ходил восхищаться руладами великой Патти.

В голодном 1918-м он организует студию при Большом театре в Москве,

вскоре ставшую самостоятельной, а в 1926 году преобразовавшуюся в Оперный театр его имени. Во вновь созданном детище мастер пытался претворять свои принципы, делая оперный спектакль более реалистичным, жизненным, лишённым традиционных штампов. Спектакли Оперного театра пользовались успехом, они так были не похожи на статуарный стиль гранд-опера в великодержавном Большом. Станиславский ставит классику — «Онегина», «Царскую невесту», «Севильского цирюльника» — пытаясь оживить эти затёртые названия.

Но не всё было гладко на этом пути.

Талантливые вокалисты не задерживались у него, а среди тех, кто оставался верен учителю, не наблюдалось больших певческих дарований. Показательны в этой связи воспоминания Сергея Лемешева, бывшего студийцем одно время, а потом сбежавшего от Станиславского. Слишком много внимания мэтр уделял драматической стороне спектакля и мало — музыкальной. Допускались и вольности с музыкальным текстом — в угоду «драматической правде». Вот они где — корни режиссёрского произвола!

И великий Станиславский, увы, не избежал желания «улучшить» оперу:

не понять суть этого жанра, его самодостаточность и самоценность, а переделать и преобразовать в соответствие со своими представлениями о театре. Только о театре драматическом, но не оперном. У него, конечно, хватило мудрости, такта и культуры не корёжить жанр, но новации по тем временам были весьма радикальны…

Тем не менее,

экспериментами своими Станиславский был не очень доволен:

оперная рутина побеждала даже его, и Оперный театр имени народного артиста Станиславского постепенно превращался в обычный оперный дом. Желая не поддаваться этому, в 1935 году Станиславский образует новую оперно-драматическую студию, где пытается вновь реализовать принципы режиссёрского театра в театре музыкальном… Смерть в 1938-м помешала осуществлению дальнейших планов.

А его вполне жизнеспособное, но и достаточно традиционное детище — Оперный театр имени Станиславского — в 1941-м волюнтаристски сольют с Музыкальным театром имени Немировича-Данченко, с коллективом, исповедовавшим совсем другую идеологию и иные принципы: пути-дорожки двух реформаторов после МХТ давно уже разошлись…

Родился совсем другой театр, где уже и Немировичу-Данченко не суждено было сказать своего веского слова:

второго столпа русского театра не стало в 1943-м и в объединённом театре началась новая жизнь… Появился Музыкальный театр имени обоих народных артистов, который мы все нежно любим. Но это уже совсем другая история…

Фото: РИА Новости

реклама