Morceaux de salon, Op. 10
Op. 10 No. 1. Ноктюрн (ля минор)
Op. 10 No. 2. Вальс (ля мажор)
Op. 10 No. 3. Баркарола (соль минор)
Op. 10 No. 4. Мелодия (ми минор)
Op. 10 No. 5. Юмореска (соль мажор)
Op. 10 No. 6. Романс (фа минор)
Op. 10 No. 7. Мазурка (ре-бемоль мажор)
Серия из семи фортепианных пьес ор. 10 (1893—1894) в целом уступает предыдущему циклу — «Пьесам-фантазиям», Op. 3 – по оригинальности и содержательности музыки. Данное композитором наименование «Салонные пьесы» указывает на то, что он предназначал их в большей степени для домашнего музицирования, чем для исполнения с концертной эстрады. Среди них встречаются довольно ординарные и малосамостоятельные образцы, в которых индивидуальное начало выражено слабо. Таковы, например, «Ноктюрн» и «Романс», с их чувствительно окрашенной непритязательной певучестью, напоминающей аналогичный тип фортепианных пьес Чайковского. Печать внешнего салонного блеска лежит на «Вальсе» и «Мазурке» из того же опуса, родственных танцевальным пьесам А. Рубинштейна.
Вместе с тем среди пьес ор. 10 есть яркие, выразительные, отмеченные своеобразием авторского почерка. Таковы поэтичная «Баркарола», проникнутая тихим лирически мечтательным настроением, или «Юмореска», с ее суровым гармоническим колоритом, ритмической остротой и энергией, типично рахманиновскими грозными динамическими нарастаниями (Юмореска так же, как Мелодия и Серенада, была переработана автором в 1940 году. При этом Рахманинов внес в нее коррективы не только фактурного, но и гармонического порядка, придав некоторым гармоническим оборотам большую остроту звучания.). Привлекательна меланхолическая по тону Мелодия e-moll, отличающаяся свежестью мелодических и гармонических оборотов. Как и Серенада из ор. 3 (с которой она имеет известное сходство в смысле общего настроения музыки), эта пьеса вызывает ассоциации с некоторыми эпизодами «Алеко», чему способствует, в частности, многократное появление «рахманиновской гармонии».
Ю. Келдыш