The Beggar’s Opera
Опера английского композитора Иоганна Кристофа Пепуша (1728, Лондон), в З действиях. Либретто Д. Гея.
Главные персонажи:
Полли (сопрано), Мэкхит (баритон), Люси (сопрано), Пичем (бас), Миссис Пичем (меццо-сопрано), Локит (баритон).
Сюжет
Аферисту Мэкхиту благодаря своим светским манерам удается увлечь Полли, дочь Пичема, торговца краденым, являющегося тайным агентом полиции. Мэкхит и Полли тайно женятся, а взбешенный Пичем решает выдать новоявленного мужа полиции. Полли пытается того предупредить, но Мэкхит, питающий слабость к женщинам (о чем знают в полиции), попадается прямо в борделе. В тюрьме он опасается мести тюремщика, ибо находится в связи с его дочерью Люси. В тюрьму к нему на свидание приходит Полли. Случайно встретившись здесь с Люси, она начинает выяснять с ней отношения, дело доходит до драки. Люси удается помочь своему любовнику сбежать, однако полиция снова его арестовывает. Мэкхита намереваются казнить.
Далее следует интермедия, в к-рой действуют Актер и Нищий (автор). Актер убеждает автора дать (по требованию публики) счастливый финал. И в последний момент перед казнью Мэкхиту объявляют о помиловании. Он и Полли счастливы.
Один из ярких образцов английской балладной оперы. Ее автор Пепуш сочинил увертюру и аккомпанемент к песням, бытовавшим в ту пору и выбранным Д. Геем. Сочинение представляет собой пародию на оперу-сериа и творчество Генделя. Идею сюжета пародии Гею подсказал Д. Свифт. Сочинение имело огромный успех. Спустя два столетия эту тему блестяще использовал Брехт, создавший свою знаменитую "Трёхгрошовую оперу" (муз. Вейля). В 20 в. новую редакцию оперы Пепуша осуществил Бриттен.
Дискография: CD — Decca. Дир. Бонинг. Полли (Те Канава), Мэкхит (Моррис), Люси (Сазерленд), Пичем (Маркс), Локит (Дин).
Е. Цодоков