Римский-Корсаков. Вокальный цикл «Весной»

Композитор
Год создания
1897
Жанр
Страна
Россия
Николай Андреевич Римский-Корсаков. Портрет кисти Валентина Серова

«Весной», Op. 43 — вокальный цикл русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1897).

История создания

В конце 90-х годов XIX века Римский-Корсаков — признанный глава Петербургской композиторской школы, автор многочисленных опер и симфонических произведений, профессор консерватории, воспитатель плеяды значительных композиторов, непререкаемый авторитет во всех вопросах музыки. 1897 год в творческом плане сложился для него удачно. Замыслы переполняли, причем интересы несколько сместились: его стали привлекать не крупные музыкально-театральные произведения, а камерная опера «Моцарт и Сальери» на полный текст маленькой трагедии Пушкина, кантата «Свитезянка» по Адаму Мицкевичу в переводе Мея, а также камерно-инструментальные сочинения, к которым композитор ранее не обращался.

Особенно поражает поток романсов, вылившийся из-под его пера. В «Летописи моей музыкальной жизни», которую композитор вел на протяжении многих лет, читаем: «Я давно не сочинял романсов. Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса и почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде, ... > Чувствуя, что новый прием сочинения и есть истинная вокальная музыка, и будучи доволен первыми попытками своими в этом направлении, я сочинял один романс за другим на слова А. Толстого, Майкова, Пушкина и других. К приезду на дачу у меня было десятка два романсов».

Из написанного неясно, в каком порядке сочинялись романсы, но среди них немало подлинных жемчужин, к которым относятся и два из четырех, составляющих цикл «Весной», помеченный опусом 43, то есть отнесенный автором ко времени непосредственно перед «Свитезянкой» (ор. 44). Эти четыре романса — «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты» (оба на стихи А. Толстого), «Свеж и душист твой роскошный венок» (на стихи А. Фета) и «То было раннею весной», снова на стихи А. Толстого.

Граф Алексей Константинович Толстой (1817—1875) кроме широко известных драматических произведений, в частности, трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», романа «Князь Серебряный», рассказов и очерков, написал множество лирических стихотворений, к которым не раз обращались русские композиторы. Достаточно назвать «Средь шумного бала» и «Кабы знала я, кабы ведала» Чайковского. Столь же популярными стали и романсы «Звонче жаворонка пенье», посвященный Варваре Дмитриевне Комаровой, дочери Д. В. Стасова, писательнице, известной под псевдонимом Владимир Каренин, и «Не ветер, вея с высоты», посвященный певице Александре Карловне Рунге. Романс «То было раннею весной» значительно более известен с музыкой Чайковского, тогда как последний номер из цикла Римского-Корсакова на этот текст исполняется редко.

«В первую половину сезона 1897-98 года я был занят приготовлением к изданию накопившихся новых романсов. Романсы издавались Беляевым в двух тональностях — для высокого и низкого голоса. Надо было транспонировать, держать корректуры и т. д.», — записывал Римский-Корсаков в «Летописи». Из печати романсы вышли в начале 1898 года.

Музыка

Цикл «Весной» — один из первых образцов нового вокального стиля Римского-Корсакова. Сам композитор в цитированном выше отрывке из «Летописи» определяет его так: «Мелодия романсов, следя за изгибами текста, стала выходить у меня чисто вокальною, т. е. становилась таковою в самом зарождении своем, сопровождаемая лишь намеками на гармонию и модуляцию. Сопровождение складывалось и вырабатывалось после сочинения мелодии, между тем как прежде, за малыми исключениями, мелодия создавалась как бы инструментально, т. е. помимо текста, а лишь гармонируя с его общим содержанием, либо вызывалась гармонической основой, которая иногда шла впереди мелодии».

«Звонче жаворонка пенье» пленяет непосредственным душевным порывом, устремленностью к счастью, жизненной полнотой. Он написан как бы на одном дыхании. Непрерывно звучащий в движении триолями аккомпанемент словно передает взволнованное биение сердца, поддерживая выразительную, гибкую мелодию. Совсем другой характер носит романс «Не ветер, вея с высоты»: поначалу нежная спокойная мелодия, сопровождаемая еле слышным непрерывным движением партии фортепиано, далее становится более взволнованной, экспрессивной, чтобы в конце вновь успокоиться, создавая пленительный, классический в своей завершенности образ.

Л. Михеева


1890-е годы были для Николая Андреевича Римского-Корсакова временем удивительно плодотворным. Композитор, уже успевший завоевать признание публики, проявивший себя и в педагогической ипостаси (он являлся профессором Петербургской консерватории), не останавливается на достигнутом. Он ищет новые горизонты, и если прежде он создавал масштабные оперные полотна, то теперь Римский-Корсаков обращается к камерно-инструментальным жанрам, и даже оперу создает камерную – «Моцарт и Сальери», относительно которой даже сомневался, не будет ли она лучше звучать под фортепиано, чем под оркестр.

Тяготение к камерности даже в таком жанре, как опера, согласуется с возросшим интересом композитора к жанру романса. Если прежде он, как отмечал Цезарь Кюи, особой склонности к этой области музыкального творчества не питал, то в 90-х гг. XIX столетия Римский-Корсаков создает множество романсов, отличающихся по стилю от тех вокальных миниатюр, которые он создавал прежде. Одним из первых образцов нового вокального стиля, найденного композитором, становится его первый вокальный цикл, получивший заглавие «Весной».

Цикл содержит четыре романса, которые не составляют какого-либо единого сюжета, их объединяет лишь общий «весенний» эмоциональный настрой. Более того, стихи, положенные Римским-Корсаковым на музыку в этом вокальном цикле, принадлежат перу двух различных поэтов. Для одного романса композитор использовал стихи Афанасия Фета, для трех – Алексея Толстого. Последний имел для автора особое значение – именно к его стихам обратился Николай Андреевич после того, как по его словам, «давно не сочинял романсов». Теперь же он почувствовал, что работает над вокальными миниатюрами совершенно не так, как прежде: если раньше «исходной точкой» становилась гармония, то теперь композитор ставит во главу угла мелодию и сочиняет ее в первую очередь, лишь скупо поначалу намечая гармонию. Именно такую мелодию, тонко следующую за всеми нюансами текста, Римский-Корсаков считает подлинно вокальной, фортепианное же сопровождение создается позже.

Первый романс на стихи Алексея Толстого – «Звонче жаворонка пенье» – начинается стремительным, словно «захлебывающимся» в восторженном чувстве фортепианным вступлением. Его мелодическая линия «взлетает» все выше, чтобы разрешиться вступлением голоса на высокой ноте. Заданный в инструментальном вступлении «волнующийся» триольный ритм сохраняется на протяжении всего романса. Его гибкая мелодия, исполненная восторженного чувства, радости жизни, поется словно на одном дыхании.

Если первый номер цикла – единый образ, то второй романс – «Не ветер, вея с высоты», тоже написанный на стихи Алексея Толстого – представляется в большей степени многоплановым. Он более сложен и по форме: куплетная в первом романсе, трехчастная с контрастной серединой во втором. Прекраснейшая лирическая мелодия спокойно струится на фоне фортепианного сопровождения – легко колышущегося, но одновременно плотного, создающего ощущение глубины. В средней части («Житейский вихрь ее терзал…») мажорный лад сменяется минорным. Меняется и фактура сопровождения – в ней появляются «тяжелые» аккорды. В вокальной мелодии возникает речитация на одном звуке, сменяющаяся широкими скачками. Светлое настроение первого раздела возвращается в репризе. Последняя фраза вокальной мелодии повторяется в инструментальном заключении – фортепиано словно «договаривает» за солиста. Этот романс композитор посвятил певице Александре Карловне Рунге.

Для следующего романса вокального цикла — «Свеж и душист твой роскошный венок» — Римский-Корсаков выбрал стихотворение Афанасия Фета. Спокойная лиричность мелодии, широко распеваемой на фоне легко струящихся, словно исполняемых на арфе гармонических фигураций, роднит этот романс с предыдущим, равно как и отклонение в минор. Впрочем, последнее здесь выглядит не контрастом, а своеобразной «игрой света и тени» – безмятежного счастья оно не нарушает.

Последний романс – вновь стихотворение Алексея Толстого: «То было раннею весной». Из всех миниатюр, составляющих вокальный цикл «Весной», судьба этого номера оказалась наименее счастливой. Оказавшись в тени другого музыкального произведения, написанного на тот же текст – одноименного романса Петра Ильича Чайковского, ставшего несравненно более известным, он исполняется гораздо реже, чем три других романса (особенно уступая в этом отношении романсу «Не ветер, вея с высоты»). Между тем, в произведении Римского-Корсакова есть свое особое очарование: в нем нет такого яркого оттенка драматизма, как у Чайковского, но он завораживает своим восторженно-светлым эмоциональным настроем.

Вокальный цикл Римского-Корсакова «Весной» был издан в начале 1898 г. Он крайне редко исполняется целиком – как правило, со сцены звучат отдельные романсы.

реклама

вам может быть интересно

Бах. Сонаты и партиты для скрипки соло Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама